В связи с грядущим переездом приходится собирать и сортировать книги, которые не одно десятилетие были украшением дома, как и полагалось в прошлую эпоху, - собрания сочинений классиков красиво оформлялись и бережно хранились. И сейчас, разумеется, рука не поднимется с ними расстаться, хотя все привычнее и проще читать через гаджеты, а в Сети легко найти любую информацию.
Но заодно с достойными изданиями накопилось и много чтива, которое я обсуждаю и высмеиваю на своем канале, - конвейерные бумажные детективы ранней Марининой, Дашковой, Устиновой, иллюзорной Серовой, экстравагантной Платовой, Малышевой, Литвиновых и многих других. Ну и без Донцовой не обошлось в свое время, ныне уже очень далекое)
Позже стали добавляться и любовные романы — правда, глянцево-розовых изданий с золотыми буквами, красивыми телами и названиями в духе «Жаркие летние объятия» среди них не появилось, мы ограничивались житейской отечественной прозой с претензией на реалистичность. Это Колочкова, Тронина, Метлицкая, чуть раньше — Токарева и Вильмонт. О том, насколько удачны эти попытки в достоверность и психологию, можно судить по моим обзорам, которые я в ближайшее время надеюсь возобновить.
Но сейчас хотелось бы поговорить не об этом. Огромные склады бумажных книг в наше безумное время навевают уныние — прискорбно, но приходится это признать. Они занимают много места, что входит в диссонанс с модной ныне культурой минималистичности и мобильности, накапливают пыль, что угнетает хозяек дома, зачастую продаются с наценками — исключение разве что ширпотреб в киосках, который покупают чтобы скоротать время в метро или электричке.
Кроме того, сейчас процветает агрессивная мода на защиту окружающей среды — почти ни один выпуск мировых новостей не обходится без манифестов и требований этого лагеря во главе с прославленной Гретой Тунберг, стремящегося убедить весь мир, в том, что он несет одно лишь добро. Давно замечено, что характерным качеством защитников природы является ненависть к людям и забота о судьбе «планеты», которой в ближайшее тысячелетие уж точно ничего не грозит. И скорее всего они, мягко говоря, не одобряют вырубку лесов ради создания бумажных книг, да и вообще чего-либо предназначенного для удовольствия и досуга человека.
И конечно, жаль, что искусство книжной графики и декоративного оформления печатной продукции сейчас находится в упадочном состоянии — издательства заинтересованы лишь в быстроте и дешевизне производства, а не в качестве работы художника.
Но ведь зачем-то эти книги по-прежнему нужны и даже необходимы? И речь не только об украшении интерьера или формальном подарке для близких или коллег. Наверное, шелест страниц, карандашные пометки и загнутые уголки действительно несут в себе какую-то особую интимную магию. Везде остается частичка души, воспоминаний и жизненного опыта на разных этапах, даже если мы сами не всегда этого хотим. Когда-то они успокаивали, затягивали, сопровождали в дальней дороге или за чашкой чаю в долгие вечера. Поэтому как поступать с накопленными в свое время бумажными изданиями — это, разумеется, личный выбор каждого. Но если говорить в целом, то их назначение никуда не пропало, как и ценности, не ограниченные целью успеть все «здесь и сейчас».