Найти в Дзене
Рассказы.

Продолжение Часть 3 о Гармонии

Философ Чжан Цзай, представитель неоконфуцианской школы, развил идею. Он полагал, что людей порождает событие небесной и земной сущностей, а наши тела — что-то вроде сосудов, содержащих жизненную энергию. В его поэтичной конструкции гармония — это сила, позволяющая людям расти и меняться, а подпитывается она моральными принципами, «как море питается тысячью рек». Вообще гармония — это про музыку Помните Пифагора в кузнице? С момента его открытия гармония в западном мире стала ассоциироваться прежде всего с музыкой. Иногда мы говорим, что гармоничная музыка — это та, что звучит приятно. Допустимое упрощение, но на деле все чуть сложнее. В западной музыке гармония — это взаимоотношения, которые образуют несколько нот. Без гармонии музыка была бы одномерной мелодией. Гармония образует аккомпанемент основной линии, делая песню или симфонию объемной. При этом нельзя говорить, что музыка без гармонии — это шум, какофония и вообще что-то плохое. Принципы гармонии характерны только для западно
Оглавление
Конфуций, иллюстрация из энциклопедии «Британника»
Конфуций, иллюстрация из энциклопедии «Британника»

Философ Чжан Цзай, представитель неоконфуцианской школы, развил идею. Он полагал, что людей порождает событие небесной и земной сущностей, а наши тела — что-то вроде сосудов, содержащих жизненную энергию. В его поэтичной конструкции гармония — это сила, позволяющая людям расти и меняться, а подпитывается она моральными принципами, «как море питается тысячью рек».

Вообще гармония — это про музыку

Помните Пифагора в кузнице? С момента его открытия гармония в западном мире стала ассоциироваться прежде всего с музыкой. Иногда мы говорим, что гармоничная музыка — это та, что звучит приятно. Допустимое упрощение, но на деле все чуть сложнее. В западной музыке гармония — это взаимоотношения, которые образуют несколько нот. Без гармонии музыка была бы одномерной мелодией. Гармония образует аккомпанемент основной линии, делая песню или симфонию объемной.

Гармонические интервалы в музыке
Гармонические интервалы в музыке

При этом нельзя говорить, что музыка без гармонии — это шум, какофония и вообще что-то плохое. Принципы гармонии характерны только для западной музыки (впрочем, доминирующей в современном мире) и начали активно использоваться сравнительно недавно, в Средневековье. Традиционная музыка Африки, Индии или, скажем, Юго-Восточной Азии лишена гармонии в энциклопедическом смысле, однако это не мешает ей быть красивой и порой очень сложно устроенной. И даже, как ни парадоксально, транслировать слушателю ощущение душевной гармонии (только музыковедам так не говорите).

А еще гармония — это симметрия сил

Еще гармония может быть визуальной. Если в музыке это достаточно строгий термин, то в классической живописи — более туманный. Ее часто характеризуют как симметрию сил. Вот как механизм работы цветовой гармонии описал Иоганн Вольфганг Гете: «Каждый отдельный цвет, благодаря специфике восприятия, заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет». Иначе говоря, гармония в живописи это набор закономерных связей, который создает ощущения порядка.

4 часть будет завтро утром )

Подпишись что бы не пропустит)