Найти в Дзене

"Стихотворения и поэмы" Марина Цветаева. Впечатления от прочтения книги

1909-1941 года / 5 часов 26 минут
1909-1941 года / 5 часов 26 минут

Примечание: возможны спойлеры

Наконец-то дочитал последний сборник стихов из своей небольшой коллекции (хотя может и не последний, так есть ещё одна книга, но она особенная и до неё ещё очень далеко). Поэтическое творчество я так и не научился воспринимать нормально, но, как мне кажется, есть небольшой прогресс в понимании после прочтения различных авторов, тем более именитых и значимых для культуры.

Вот, правда, с творчеством Цветаевой вышло всё не так гладко, как мне изначально показалось. Это сборник избранных произведений и некоторые циклы или поэмы тут приведены в сокращённом варианте (то есть не все стихотворения представлены), а также тут имеется вводная статья, после прочтения которой я подумал, что автор окажется мне по духу, так как такие выражения как: "Книга мне дала больше, чем люди" [с. 16] или "Нужно писать только те книги, от отсутствия которых страдаешь" [с. 17], — произнесённые автором, пришлись мне по душе. Но вот сами её работы оказались очень специфичными.

Её стихотворения и поэмы очень тяжело читать. Цветаева очень сильно играется со словами и пунктуацией (переносы, что меня удивило, когда одна часть слова переносится на следующую строку; разделения на слоги слов, когда по слогам через тире написаны слоги; тяжело воспринимаемые предложения положенные на строчки, когда сам стих звучит хорошо по рифме, но очень трудно воспринимать смысл, так как предложения могут очень сильно разбрасываться — последнее слово предложения в начале строки), что хорошо отражается на звучности стихотворения, но воспринимать смысл написанного, да ещё и с образами, которые не всегда просто представить, не так-то легко. Меня чтение её творчества даже немного утомило.

А так как смысл многих её работ я не воспринял, то и даже ничего интересного (из произведений) не могу отметить. Единственное стихотворение, которое мне запомнилось, — это "Читатели газет" [с. 460-461] про чтение событийной пустоты из новостных газетных изданий и то, потому что тема на все времена звучная.

А если какое-то общее впечатление подводить от прочитанного, то можно отметить невероятный напор (особенно в ранних работах), который граничат с выбором — всё или ничего, где под ничего подразумевается смерть. Скажем так, что от Есенина я не смог такой нахальности и дерзости получить, как от Цветаевой. Хотя основные темы её произведение — это о женском, что не удивительно. Что меня ещё удивило, так как я её биографию не знал, то очень странно было наблюдать стихотворения в поддержку белой армии, когда у того же самого Есенина всё было наоборот (Цветаева долгое время была в эмиграции в период с 22 по 39 года).

В общем, для меня это оказалось тяжеловато, хоть и не могу не признать значимость автора. И я понял, что мне было бы намного интереснее прочитать её биографию, письма или что-то подобное, так как жизнь у Цветаевой была не самая благополучная (смерть ребёнка, бедность, отдалённость от родины, самоубийство), чем её работы. И даже слова о том, что "поэт — в стихах живёт" [с. 502], для меня мало что в данном случае значат, так как я не смог эти самые стихи полноценно воспринять из-за собственного непонимания поэтического творчества со всей её образностью, метафоричностью и эмоциями.

***

Библиографическое описание: Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. — 528 с.: ил.

Дневник человека. Четыре стены и мысли