Найти тему
Петр Власов

Арабские скакуны Наполеона Бонапарта

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Наполеон Бонапарт, многое сделавший для развития коневодства во Франции, сам по себе не был кавалеристом и никогда не учился верховой езде. Отлично понимавший значение хорошей конницы для успешного ведения войн, всемерно заботившийся об обеспечении кавалерии конским составом, Бонапарт, тем не менее, не был «лошадником» и никогда особо не любил лошадей. Он видел в них только средство передвижения или символ престижа, но никак не живое существо со своим характером, достоинствами и недостатками.

Видимо, именно из соображений престижа Наполеон предпочитал иметь под седлом арабских жеребцов – самых ценных и самых редких коней в Европе. Восседая на этих красавцах, честолюбивый Бонапарт, видимо, хотел «добрать солидности», хотя, по воспоминаниям его соратников, «мешком» сидевший в седле Наполеон представлял разительный контраст со своим горячим скакуном. «Наполеон сидел в седле подобно мяснику; во время движения галопом он болтался вперед, назад и в стороны в зависимости от скорости лошади» - таким запомнило «наездника» Бонапарта его окружение. И хотя во избежание несчастья принимались все меры предосторожности (в его распоряжение предоставляли только безупречно выезженных лошадей; животных, доведенных до невероятного совершенства выдержки), император не раз «летал» с их спин, причем в ситуациях, когда профессиональный кавалерист наверняка удержался бы в седле. В частности, Наполеон «сверзился» с коня на границе России за час до вторжения французов. Из под ног его коня выскочил заяц; Бонапарт от неожиданности дернулся и вывалился из седла, «как куль с мукой».

Впрочем, будучи отвратительным наездником, Наполеон отличался удивительной выносливостью при езде: довольно часто ему приходилось проезжать верхом по 20–30 километров; случалось и, в течение всего дня меняя лошадей, совершать стокилометровые марши.

Бонапарт в битве при Маренго сидел верхом на арабе по кличке Стирия
Бонапарт в битве при Маренго сидел верхом на арабе по кличке Стирия

Регистр Императорских конюшен сохранил для нас данные о лошадях Наполеона. Это серый в яблоках араб Сириус, погибший под Наполеоном при Аустерлице; Стирия, на котором он пересек заснеженный перевал Сен-Бернар в Альпах и участвовал в сражении при Маренго. Были у французского императора и кони, подаренные ему врагами. Так, русский император Александр 1-й во время перемирия подарил Наполеону араба по кличке Таурис; на этом коне Бонапарт восседал в битве при Бородино, и на нем въезжал в Москву.

В Бородинской битве Наполеона носил на себе подаренный ему русским императором арабский скакун Таурис; на этом же коне Бонапарт въехал в Москву
В Бородинской битве Наполеона носил на себе подаренный ему русским императором арабский скакун Таурис; на этом же коне Бонапарт въехал в Москву

Особые отношения сложились у Наполеона и вороного жеребца Ваграма; пожалуй, это был единственный конь, к которому Бонапарт относился не как к средству передвижения, а как к живому существу. Ваграма подарил Наполеону австрийский император, и конь быстро нашел общий язык с новым хозяином. При появлении Наполеона в конюшне Ваграм начинал ржать и бить копытами, в нетерпении ожидая угощения. Наполеон давал ему кусочек сахара, гладил и приговаривал: «Вот ты, Мой Кузен». Маршалы Наполеона обижались: «Мой кузен» – так император обращался к ним в письмах…

После падения и отречения императора именно Ваграм последовал за Бонапартом на Эльбу…

На этой картине Наполеон показан восседающим на Ваграме
На этой картине Наполеон показан восседающим на Ваграме

Был у Наполеона и подаренный турецким султаном серый в гречку арабский жеребец Визирь. Визирь участвовал в битве при Эйлау и сопровождал императора в походе в Россию. Именно с него Бонапарт и «слетел», когда его «атаковал» заяц.

Но одним из самых знаменитых коней Наполеона был светло-серый араб Маренго. Этот жеребец принимал участие в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В сражении при Ватерлоо император ездил на нем до вечера, пока конь не получил ранение в ногу. Раненного коня оставили на ферме, где Маренго был захвачен английским офицером Ангерстейном из свиты герцога Веллингтона. После излечения Маренго в качестве ценного трофея был увезен в Англию, где он дожил до 1832 года и скончался в возрасте почти тридцати восьми (!) лет.

На картине Ф.П.С. Жерара «Битва при Аустерлице», написанной в 1810 году, под Наполеоном изображен арабский жеребец Маренго, проживший очень долгую жизнь
На картине Ф.П.С. Жерара «Битва при Аустерлице», написанной в 1810 году, под Наполеоном изображен арабский жеребец Маренго, проживший очень долгую жизнь

Вообще, в бесконечных сражениях под Наполеоном было убито почти два десятка лошадей! Первый раз Бонапарт лишился боевого коня 17 декабря 1793 года под Тулоном во время атаки форта Мюльграв – тогда он еще был командиром батальона. Последний раз это случилось в сражении при Арси-сюр-Об 20 марта 1814 года, и чуть не стоило императору жизни. Очевидец этого события генерал Камон рассказывал: «Снаряд вражеской гаубицы с дымящимся запалом влетел в землю в нескольких футах от дрогнувшей линии войск. Заметив, что несколько солдат пятятся назад, чтобы спастись от ожидаемого взрыва, император спокойно пустил свою лошадь над этим местом. Снаряд взорвался, лошадь с вывалившимися внутренностями рухнула вместе с всадником. Император скрылся в облаке пыли и дыма. Однако он поднялся на ноги, без единой царапины и, сев на другую лошадь, поехал осматривать позиции других батальонов».

Так что же представляют собой арабские скакуны, до сих пор считающиеся самой престижной элитой в мире лошадей?

Арабская чистокровная порода

-6

Это самая древняя и самая чистая порода, она считается одной из самых красивых пород лошадей на свете - со своей благородной «лобастой» головой, выразительными глазами, и неповторимыми плавными движениями.

Происхождение араба до конца не ясно. Судя по изображениям этой лошади, сохранившимся еще с древности, можно предположить, что арабские скакуны жили на Аравийском полуострове уже во 2 – 3 тысячелетиях до нашей эры. А так как они разводились в пустынной местности, арабы приобрели огромную выдержку и неприхотливость, способность к выживанию в сложных климатических условиях. Эти темпераментные лошади благодаря своей быстроте и выносливости идеально подходили для военных набегов и стремительных кавалерийских атак, и отличались храбростью в бою. В Европе интерес к этим восточным лошадям рос, благодаря фантастическим историям об их силе, скорости, выносливости и прыжковых качествах. Владеть подобной лошадью считалось особо престижным; к тому же это означало иметь возможность улучшить породу собственных отечественных лошадей. Состоятельные европейцы, преимущественно члены королевских семей, стремились любой ценой заполучить себе этих сказочных лошадей.

«Портрет» араба
«Портрет» араба

Арабские лошади небольшие. Рост в холке в среднем у жеребцов 153 см, у кобыл — 150 см. Характерными признаками породы являются правильное, плотное, сухое сложение; в частности — красивая, со слегка вогнутой переносицей голова с большими выпуклыми глазами, длинная изогнутая шея, округленное туловище, длинный и прямой круп с высоко поставленным хвостом. Масти — в основном серая всех оттенков, часто встречается гнедая и рыжая, реже вороная. Серые арабские лошади в большинстве своём с возрастом приобретают «гречку». Арабская лошадь является долгожителем среди пород домашних лошадей. Многие из представителей этой породы доживают до 30 лет. Кобылы сохраняют способность к размножению до глубокой старости и отличаются плодовитостью.

-8

Другие статьи моего канала о лошадях в военной истории:

Кони российской кавалерии: XV-XVIII века

Кони российской кавалерии: конец XVIII – начало ХХ века

Конский состав Наполеоновской армии (1). Состояние кавалерии

Конский состав Наполеоновской армии (2). Породы кавалерийских лошадей

Конский состав Наполеоновской армии (3). Породы лошадей артиллерии. Масти лошадей

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.