БЕРЛИН.С окончательным утверждением своего немецкого завода, возможно, всего через несколько недель, Илон Маск из Tesla появится в крошечном городке Грюнхайде в эту субботу, чтобы провести окружную ярмарку.
Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, ограничивающие собрания в Германии до 5000 человек, Тесла подал заявку-и получил - разрешение на проведение "Гига - фест на 9 000 человек 9 октября, после того как местные власти согласились, что мероприятие будет безопасным для COVID.
Следуя по пятам за официальными лицами, позволившими компании начать работу на своей новой площадке еще до того, как было получено окончательное одобрение, экологические группы говорят, что это всего лишь последний пример того, что Тесле предоставляется слишком большая свобода действий, чтобы действовать разрушительно в Германии - модель, которую они опасаются, сохранится. Тесла не ответил на запрос о комментариях.
Предварительные разрешения, которые Маск получил от местных властей на строительство без окончательного разрешения, являются законными, но редко используются немецкими фирмами из-за связанного с этим риска: если окончательное разрешение не будет получено, Тесла должен заплатить, чтобы снести все.
В то время как некоторые оплакивают подход Маска как пренебрежение немецкой осторожностью, другие, которые говорят, что немецкие правила, регулирующие планирование, рабочие места и экологические проблемы, излишне ограничительны, приветствуют влияние, которое он может оказать на деловую культуру страны.
"Я полностью убежден, что Тесла может оказать положительное влияние на Германию", - заявил агентству Рейтер министр экономики Бранденбурга Йорг Штайнбах, известный защитник завода.
"Фундаментальная идея внимательно изучить действующее законодательство и проверить, возможно ли его модернизировать - без риска потери юридического влияния, - на мой взгляд, абсолютно заслуживает рассмотрения".
Влиятельные профсоюзы страны уже готовятся к борьбе за контракты в немецком стиле для работников Tesla, экологические группы готовы выступить против любых дальнейших планов расширения, а местные жители, опасающиеся "американских" методов Маска, следят за каждым шагом фирмы.
"Тесла должна придерживаться законов об охране окружающей среды, строительных законов и, конечно же, законов о труде и профсоюзах", - сказала Биргит Дитце, глава Бранденбургского региона профсоюза IG Metall и бывший член наблюдательного совета Volkswagen.
Musk has made his irritation for German laws and processes known, saying in a letter to authorities in April that the country's complex planning requirements were at odds with the urgency needed to fight climate change.
После запуска завод будет производить 500 000 электромобилей в год и вырабатывать 50 гигаватт – часов (ГВтч) емкости аккумулятора-больше, чем любой другой завод в стране.
Разговоры между профсоюзом и заявителями указывают на то, что Tesla, генеральный директор которой известен своими непростыми отношениями с организованной рабочей силой, предлагает зарплату на 20% ниже коллективно оговоренной заработной платы, предлагаемой другими немецкими автопроизводителями, сказал IG Metall.
Это также встряхивает традиционные немецкие контракты, предлагая пакеты с опционами на акции и бонусами, а не заранее оговоренную оплату отпусков.
Более жесткая сделка со своей рабочей силой может создать конкурентное преимущество для Tesla, чей выбор в пользу создания своего первого европейского гигафабрики на родине Volkswagen, Daimler и BMW повысил ставки в глобальной битве за доминирование EV.
Маск уже испытал силу немецкого союза. Когда Tesla купила немецкого поставщика автозапчастей Grohmann Automation в 2017 году, она установила заработную плату на 30% ниже средней, отказавшись соответствовать коллективно согласованной оплате.
После того как фирма предложила вместо этого одноразовые бонусы и опционы на акции, профсоюзы отказались от угрозы забастовки. Профсоюзы говорят, что опционы на акции также обсуждались на заводе в Бранденбурге.
Немецкие автопроизводители не могут этого сделать, но Тесла может
По данным IG Metall и Штайнбаха, из 12 000 должностей,которые будут созданы на заводе, к настоящему времени заполнено 800-1200.
Тесла не ответил на запрос о комментариях или вопросах о том, как продвигается набор персонала. Но данные LinkedIn показывают, что количество заявок невелико: в прошлом месяце на большинство вакансий на заводах было объявлено менее 10 претендентов.
Грюнхайде находится в 45 минутах езды от польской границы, и ожидается, что Тесла будет набирать работников оттуда.
"20% заработной платы в Германии по-прежнему являются очень хорошей оплатой для польских рабочих", - сказал Фердинанд Дуденхеффер, эксперт по немецкой автомобильной промышленности.
"Немецкие автопроизводители не смогли бы этого сделать; у них были бы большие проблемы с профсоюзами. Но Тесла может это сделать".
Маск планировал начать производство в июле, чтобы доставить автомобиль модели Y европейским клиентам из Берлина, но местная оппозиция и позднее добавление аккумуляторного завода, требующего повторной отправки чертежей властям, задержали процесс.
Задержка вынудила Tesla доставить модель Y из Шанхая, что привело к увеличению времени ожидания и увеличению затрат.
В документе, опубликованном в Интернете в конце сентября, содержащем все 813 возражений против завода, поданных местным властям, и ответы Теслы, компания неоднократно напоминала своим критикам, что она создает рабочие места и приближает Германию к своим целям в области электромобильности.
"Я понимаю ваши опасения. Но в чем - то это эгоистично. Это всегда одно и то же - люди хотят такие вещи, как ветряные электростанции и электромобили... просто не на их заднем дворе",-сказал 60-летний местный житель Грюнхайде Ральф-Томас Петерсон, член официального немецкого фан-клуба Tesla.
Публичные слушания, запланированные на 23 сентября, для граждан, чтобы обсудить возражения против завода, были перенесены в Интернет из-за опасений, что это может стать "событием для распространения", заявили власти, решение, которое некоторые сочли лицемерным, учитывая вероятное одобрение запроса Теслы на вечеринку в 9 000 человек.
"Дело не в Тесле. Речь идет о том, серьезно ли вы относитесь к участию граждан", - сказал Майкл Ганшоу из экологической организации Gruene Liga. "Мы не можем просто сказать:"Вы делаете электромобили, так что вы можете делать все, что захотите"".