17 сентября 1944 года стартовала одна из самых опасных по плану операций 2 вселенской войны. Парашютисты 3-х воздушно-десантных соединений англо-американских войск, сведенные в свежую 1-ю союзную воздушно-десантную армию, провели посадку в нескольких районах оккупированной германцами Восточной Голландии с целью захватить мосты сквозь главные водные преграды, открывающие дорогу механизированным частям сторонников для удара в тыл германской армии. В случае если бы все было проведено по запланированному сценарию, то развязка войны имела возможность быть абсолютно другой. Мир наступил бы уже в декабре 1944-го.
Блицкриг от Монтгомери
К концу августа 1944 года англо-американское командование было всецело уверено в собственной победе. Впоследствии жестоких поединков во Франции отступление частей германской армии, казалось, подтверждало пророчества муниципальных функционеров сторонников о том, собственно что до конца сопротивления гитлеровских войск осталось абсолютно немного. Недруг загнан в свое логово, и надобно только устроить конечный решительный шаг, дабы добить его бесповоротно. С высоты дней нынешних, естественно, непросто довериться в эти выражения, впрочем на что момент основная масса британцев и янки веровало, собственно что борьба в Европе завершится сквозь некоторое количество месяцев. И у них были на это довольно весомые резоны.
Темпы пришествия за три летних месяца ошеломили в том числе и самых неприступных скептиков. При планировании операции «Оверлорд» (высадка сторонников в Нормандии и изобретение 2 фронта) ожидалось, собственно что для заслуги франко-бельгийской грани потребуется не наименее полугода. А данную программку получилось исполнить наименее чем за 100 дней. К тому же триумф пришествия Красной Армии в Белоруссии и Румынии не разрешал вермахту перекинуть подкрепление с Восточного фронта.
К началу сентября союзные армии, наступавшие «стратегией широкого фронта», освободили южные районы Бельгии, Голландии и в том числе вступили на немецкую землю, здесь же и тормознули. Пришествие выдохлось – стали отображаться трудности со обеспечением. Как нередко это случается, тыловые обозы не поспевали за проворно передвигающимися современными частями. В следствие этого сил и средств хватало на удар лишь только в одном направлении. И тут в командовании союзных войск появились разногласия. Как рассказывается, любой тащил одеяло на себя.
Южноамериканский генерал Джордж Смит Паттон-младший и британский фельдмаршал сэр Бернард Лоу Монтгомери Аламейнский предлагали не так давно назначенному главнокомандующему соединенных союзных войск в Европе генералу Дуайту Эйзенхауэру уникальные намерения окончательного ликвидирования германской армии. Паттон считал, собственно что наилучшим пространством для последнего удара станет Мец, откуда он намеревался прорвать линию германских закреплений, больше популярных как «линия Зигфрида». Монтгомери, визави, предлагал избежать фронтальный атаки на германские закрепления, обойдя их с севера, высвободив Голландию, войти в область Рура – ключевой промышленной кузницы Германии. Откуда до Берлина рукою подать. 2 вариант к что же имел возможность решить и делему с тыловым обеспечиванием, которая с каждым днём становилась все больше осязаемой. Его в конечном счете и избрали.
На совещании союзного командования 10 сентября фельдмаршал Монтгомери показал личный проект удара в тыл Германии, с итоговой целью покончить с войной до Рождества – операцию «Market Garden» («Огород»).
Десант
Само заглавие операции предполагало 2 ее элементах. Фазу «Market» и фазу «Garden».
По проекту, получившему название «Market», парашютистам светило узенькой «ковровой дорожкой» посадиться в юго-восточной части Нидерландов на участке Эйндховен — Арнем. Удаление пространств выброски от части фронта — 60-90 км. Ключевая задача – захват мостов сквозь речки Доммель, Аа, Маас, канал Вильгельмины, канал Маас — Ваал и дальше к Рейну. По захваченным переправам с имевшегося в регионе Неерпельта плацдарма на северном сберегаю канала Маас — Шельда обязаны были устремиться к германской границе части XXX британского корпуса. Данную доля операции нарекли «Garden».
Три сектора – одна задача
Американская 101-я воздушно-десантная дивизия генерал-майора Максвелла Тейлора обязана была высаживаться к северу от части фронта, в самом большенном секторе – «Эйндховен», длина которого составляла практически 25 км, дабы взять мосты к северо-западу от Эйндховена и в регионе мегаполиса Вегель.
За 82-й воздушно-десантной дивизией генерал-майора Джеймса Гейвина, самого юного в армии USA командира дивизии, закреплялся раздел «Неймеген». В регионе длиной в пределах 15 км нужно было взять под контроль 3 весомых для сторонников объекта – большущий авто мост сквозь речку Маас в пределах мегаполиса Граве, всякий из 4 мостов сквозь канал Маас-Ваал и авто мост сквозь речку Ваал в центре мегаполиса Неймеген. Не считая сего десантники Гейвина обязаны были взять в долг возвышение юго-восточнее Неймегена, знакомую как Грусбикские высоты.
Самый нордовый и самый отдаленный Арнемский раздел обязаны были очистить от германцев английские «Красные дьяволы» генерал-майора Роберта Эркьюарта. Тут ключевой целью десанта был авто мост в центре Арнема – последняя аква преграда на пути в Берлин. Все старания десантников обязаны были быть ориентированы на захват и удержание сего передового, построенного в 1935 году сооружения. Во время германской оккупации мост был взорван и буквально всю войну располагался в нерабочем состоянии. Впрочем его вернули за некоторое количество месяцов до начала операции.
Нужно обозначить, собственно что любому из разделов была присуща своя специфичность, в соответствии с этим личным было и рассредотачивание сил и техники.
По проекту парашютисты 101-й дивизии уже в направление первого дня обязаны были объединиться с силами ХХХ корпуса. В следствие этого количественно десант в Эйндховенском секторе был меньше, чем в иных секторах.
В «Неймегене» принципиально было сдерживать стратегически значимые Грусбикские высоты, в следствие этого частям 82-й дивизии были дополнительно приданы артиллерия и инженерно-саперные отряды.
Силы же британцев, коим светило выдержать подольше всех, в некоторое количество один превосходили по количества силы обеих американских дивизий совместно взятых. Не считая такого, 1-ю парашютную дивизию усилили бойцами 1-й польской отдельной парашютной бригады генерал-майора Станислава Сосабовского.
Всего в область выброски надлежит было отправиться в пределах 35 000 человек.
До «Market Garden» все большие парашютные операции велись в ночное время или же рано днем. Ожидалось, собственно что черное время дня и ночи разрешает гарантировать парашютистам важный эффект внезапности. Вообщем, впоследствии выброски войск в Нормандии данный вопрос приняли решение пересмотреть. В черное время дня и ночи нередко пилоты самолетов сбивались с курса и высаживали десант не в назначенных пространствах. К что же в это время затруднялся сбор отрядов на земле. Принято решение было изготовлять посадку днём.
Большому по численности десанта требовалось отвечающее численность транспортных средств. В тыл врага светило посадить не только бойцов, но и технику и грузы. Для воплощения подобный переброски нужно было использовать всю транспортную авиацию сторонников. Единым выходом инструкция сочло реализовать десантирование в 2 волны.
При данном никто не возжелал выслушивать резоны о том, собственно что доля сил 1 волны, взамен такого дабы приступить к выполнению ведущей задачки, обязана станет защищать область выброски парашютистов 2 волны. То есть день бездействовать. Но тут главная ставка делалась на то, собственно что вермахт впоследствии перенесенного разгрома и долговременного отступления из Франции дезорганизован и не может оказать добродетельного сопротивления.
Меж что немцы, напротив, времени бесплатно не лишались. По приказу Гитлера в область, который светило союзникам атаковать, была дополнительно ориентирована наскоро разработанная 1-я парашютная войско люфтваффе (около 18 тыс. человек), а еще 2-й танковый корпус войск СС (около 7 тыс. человек). Естественно, их боевая подготовка была далека до достоинства, впрочем по роковому стечению событий эти отряда оказались в необходимое время в подходящем пространстве. К тому же за некоторое количество дней до операции части вермахта провели учения с военный перестрелкой, дабы новобранцы не растерялись в бою.
Кстати, германские изготовления в упор не желала отмечать британская разведка, не обращая внимания на поступающие сведения от членов голландского Сопротивления о сосредоточении большущего числа танков и пехоты в регионе Арнема.
Market Garden
Официальные данные говорят, собственно что 17 сентября с различных взлетных полей для выполнения намерения «Market Garden» в воздух поднялись 1344 транспортника, 491 десантный планер (при соответственном количестве буксировщиков), 1113 бомбардировщиков и 1240 истребителей. 2-ая волна, стартовавшая на надлежащее утро, количество равно 1360 «дакот» и 1203 планера с буксировщиками. Всего в тылу врага было высажено 34876 боец и офицеров, 568 артиллерийских орудий, 1926 единиц транспортных средств. За всю операцию в месторасположение 3-х воздушно-десантных дивизий было доставлено 5227 тонн грузов.
Для ликвидации опасности средств ПВО в ночь на 17 сентября бомбардировочная авиация сторонников сделала напряженный удар по северогерманским аэродромам, сбросив боле 800 тонн авиабомб. Днем в пределах сотки британских бомбардировщиков в сопровождении истребителей подвергли бомбардировке германские береговые батареи в регионе предполагаемых магистралей перелета.
В 12.30 1-ые отряда парашютистов прибыли в раздела посадки. Лазутчики обязаны ввести сигналы для планеров. Загораются дымовые шашки, расстилаются цветные полотнища.
С 13.00 до 13.30 во всех районах случается выброска ведущих сил.
Для германцев возникновение в небе союзных парашютистов стало истинным сюрпризом. Вот как обрисовывает это в книжке «Воздушно-десантные войска во 2 вселенской войне» Юрий Ненахов.
«Старший офицер штаба Моделя, полковник поле Темпельхофф, подошел к напористо звонящему телефонному аппарату. В это время жилище в один момент сотрясли массивные разрывы томных авиабомб, полетели осколки оконных стекол. Впоследствии секундного замешательства генералы и офицеры бросились на пол, услышав шум еще один волны самолетов. В скором времени стало понятно, собственно что это не бомбежка — небо над мегаполисом практически потемнело от армады низковато парящих транспортных самолетов. Встревоженный Темпельхофф ворвался в апартаменты Моделя со текстами: «Полное безобразие — над нами 1 или же 2 дивизии парашютистов!». Отдав веление: «Всем убираться — сбор в Терборге!», Модель быстро прыгнул в собственную томную штабную машину. Промчавшись на абсолютной скорости десяток км, он успешно вырвался из зоны посадки неприятельского десанта и в скором времени прибыл в штаб 2-го танкового корпуса СС, где незамедлительно начал компанию противодействия атаке сторонников.
Аналогично Моделю, неожиданное агрессивное нападение с воздуха застигло врасплох и иных высочайших германских командиров в Нидерландах: командующий войсками в Голландии Христиансен в это время ел в амстердамском ресторане; командующий 1-й парашютной армией генерал ВВС Штудент располагался в глубочайшем тылу, в Эссене.
Комендант Арнема генерал-майор Куссин, осмыслив происшедшее, посчитал историю настолько тревожной, собственно что непосредственно поехал на рекогносцировку, во время которой был перехвачен группой английских парашютистов».
В Арнеме не спокойно
К 15.00 все силы десанта были сгруппированы и приступили к выполнению задач.
Главные силы англичан приземлились в регионе, удаленном от собственной ключевой цели — моста сквозь Рейн у Арнема — больше чем на 10 км. Время, потраченное на сбор войск и марш к объекту атаки, лишило британцев ключевой выгоды воздушно-десантной операции — этапа внезапности.
Через тридцать минут у «Красных дьяволов» появились 1-ые нешуточные трудности. Радиостанции выделяют не поддающиеся объяснению сбои. Ассоциация была потеряна буквально со всеми отрядами. На пути в Арнем в засаду попал авангард дивизии — разведэскадрон, передвигающийся на внедорожниках. Остановлено было пришествие и 2-ух иных батальонов. Лишь только парашютистам 2-го батальона во главе с подполковником Джоном Фростом получилось добиться ключевой цели — авто моста в Арнеме и начать снаряжаться к защите. В данном главном пункте было незамедлительно установлено некоторое количество 57-мм противотанковых пушек, простреливавших мост и подступы к нему на обратном сберегаю Рейна.
2 эшелон десанта, высаженный в полдень 18 сентября, не сумел сделать лучше состояние. В ночное время германские соединения смогли подтянуть вспомогательные силы в область Арнема. Это вынудило десантников перебежать к защите, они бесповоротно потеряли инициативу. 19 сентября главные силы дивизии, оставив бессильный заслон, блокированный у Арнемского моста, направь к предмостному укреплению в регионе Остербека на северном сберегаю речки. Тут разбитые на 2 части, не имеющие необходимого числа противотанковых средств, стоимостью геройских усилий десантники смогли отобразить массовую атаку 9-й танковой дивизии СС.
Помощь идет
Куда чем какого-либо другого шли дела у янки. Не обращая внимания на встречный огонь, десантникам 82-й дивизии получается захватить мост сквозь Маас в пределах Граве, а к вечеру под контроль перебегает мост в Нюмене. Но по причине задержки в зоне посадки для зачистки прилегающих земель не исполнена главная задача – не взят мост в Неймегене.
В регионе Эйндховена части 101-й дивизии, не наталкиваясь сопротивления, взяли под контроль мост в Сент-Уденроде и зашли в Вегель.
В это время впоследствии получения сведений об успешном финале посадки командир XXX английского армейского корпуса генерал-лейтенант Брайан Хоррокс, чьи силы превосходили врага по пехоте в 2 раза (по танкам и авиации численное превосходство было абсолютным), начал пришествие с Неерпельтского плацдарма. В 14.00 четыреста томных орудий начали обстрел позиций врага, а сквозь тридцать минут колонна, насчитывавшая в собственном составе 20 тыс. транспортных средств, двинулась на северо-восток.
Пришествие британских войск (гвардейская бронетанковая и 2 пехотные дивизии) развивалось по одному-единственному шоссе, например как место справа и слева от него была непролазной для танков. Хоррокс не ждал нешуточного сопротивления со стороны германцев. На практике все обернулось иначе. Устранение 1-го идущего впереди танка тянуло за собой воспитание пробки и остановку всей колонны. На чистку дороги и продолжение марша любой один уходило большое количество времени и сил, например собственно что 17 сентября британцы были проведены всего 6-8 км, а к южной окраине Эйндховена авангард корпуса подошел лишь только к финалу надлежащего дня.
Замедление темпов продвижения сухопутных сил поставило десантников под удар.
Шо то не так
Состояние частей 1-й дивизии в целом продолжало проворно ухудшаться. 19 сентября в направление дня британцы потускнели все способы радиосвязи и распылили собственные силы, оставив кое-какие отряда без управления и помощи с воздуха. В Арнеме отделенные группы десантников обязаны были производить жестокие уличные бои. Генерал Эркьюарт бездеятельно провел 36 часов, лежа под обстрелом на одном из невысоких городских чердаков. Воздействия англичан невозможно расценить по другому, как абсолютный беспорядок.
В это время сухопутные войска сторонников установили контакт с американскими десантниками 82-й дивизии в секторе «Неймеген», форсировав оккупированные раньше мосты сквозь канал Зейд-Виллемсварт и речку Маас, пройдя, этим образом, всего только полпути до Рейна. Общими стараниями был взят авто мост в Неймегене.
Остальные германские отряда направь на норд и спешно начали ставить линию защиты в регионе города Эльст. В 1-ые часы впоследствии падения моста в Неймегене 17-километровый участок меж Неймегеном и Арнемом был буквально не защищен. Проезжую часть британским танкам перекрывала всего 1 противотанковая позиция, устроенная за городком Лент. Впрочем наступательный порыв гвардейских гренадеров уже был исчерпан. (После удачного захвата моста в Неймегене ключевой задачей 82-й парашютной дивизии — вместе с частями ХХХ корпуса — стала служба охраны раздела от германских контратак, собственно что в принципе у их вышло исполнить чем какого-либо другого всех.)
Союзное ключевое командование возымело от голландских подпольщиков радиограмму о критичной истории, образовавшейся в регионе поступков английского десанта. Подтянув все наличные силы, английские бронетанковые дивизии приготовились на грядущий денек к последнему решающему броску на Арнем, куда по проекту они обязаны были прибыть в направление первых дня и ночи пришествия.
Держаться
Днем 20 сентября «Красные дьяволы» по приказу командира дивизии начинают двигаться в Остербейк, дабы сделать область защиты кругом города. Что наиболее прекращаются поползновения прорваться к окруженному батальону Фроста, удерживающему южную доля моста в Арнеме.
Проект генерала Эркьюарта был несложен: держать под контролем полосу берега около 2,5 км в длину, которую в последующем возможно применить в качестве плацдарма для ХХХ корпуса. Этим образом, ключевая задача операции – переброска войск сквозь Рейн – не обращая внимания ни на собственно что станет достигнута. Но данному не предначертано было реализоваться.
Через 70 часов томного близкого битвы остальные в живых 120 человек 2-го батальона днем 21 сентября все же были выбиты с Арнемского моста.
Стартовало соперничество в скорости. В то время как командующий германской группировкой генерал Модель сосредоточил все старания на ликвидации 1-й воздушно-десантной дивизии, пока же на поддержка ей не подошли силы XXX корпуса, британцы беспрестанно штурмовали его заслоны в регионе Неймегена, дабы прорваться к собственным десантникам, основным битва у переправы, и занять-таки Остербекский плацдарм. Для усиления частей, сражающихся в округах мегаполиса, в данный же день под Эльстом и Дрилом была произведена выброска резерва — 1-й польской парашютной бригады. Погода разрешила реализовать посадку приблизительно 1000 человек.
22 сентября германские части закончили нападать осажденных в чело и перебежали к артобстрелу позиций, который не прекращался все утро. Увеличился и снайперский огонь. Отдельные атаки разрешали германцам в направление надлежащих 3-х дней отчасти сузивать область защиты, но понесенные издержки не отвечали итогам. В том числе и прибытие в Остербейк томных танков «Королевский тигр» принципно не поменяло историю.
В данный же день случился 1-ый контакт сил «Market» и «Garden» в секторе. Но броневой кулак ХХХ корпуса застрял возле города Эльст, бронеавтомобили 2-го кавалерийского полка нашли окружной дорога и повстречались с польскими десантниками в Дриле.
С пришествием мглы поляки предприняли попытку переправы сквозь Рейн. В ход были пущены все переправочные способы – некоторое количество резиновых лодок, каучуковые пояса, плотики, сооруженные из подручных материалов. Немцы заприметили и обстреляли импровизированную переправу из пулеметов и минометов. К утру субботы на нордовый сберегал переправилось всего 52 человека.
Пятница
22 сентября стал томным деньком и в секторе Эйндховен. Позднее генерал Хоррокс именует данный денек «черной пятницей». По всему фронту немцы провели ряд контратак, дабы нащупать более уязвимое пространство в защите сторонников.
Первым был атакован Вегель. Оборонявшим его отрядам 501-го полка 101-й дивизии оказалось не под мощь приостановить пришествие германцев. На поддержка парашютистам был выслан 44-й танковый полк из состава ХХХ корпуса, а еще доля 506-го полка что же парашютной дивизии. Впоследствии многочасового битвы контрнаступление германцев получилось приостановить, но обстановка северо-восточнее оставалась трудной. Была блокирована проезжая часть из Эйндховена в Неймеген, возымевшая прозвище «Адское шоссе».
В субботу немцы попробовали отбить Вегель, но были отброшены. Что не наименее доля дороги все ещё пребывала под их контролем.
Для возобновления перемещения по шоссе генерал Хоррокс отозвал из-под Неймегена 32-ю гвардейскую бригаду с задачей нападать с севера части врага и обнаружить коридор. Сначало данная бригада обязана была истечь в Дриль и гарантировать постановку наплавных мостов сквозь Рейн, но не успев в том числе и сконцентрировать силы для удара на норд, должна была вновь воротиться на юг. Бригада возвратилась в Уден в пределах 17.00 23 сентября. Совместная нападение с 2-ух направлений разрешила возобновил обнаружить коридор.
Не обращая внимания на важные издержки в субботу, с утра воскресенья 24 сентября немцы возобновил предприняли попытку перерезать актуально весомое для сторонников «Адское шоссе».
У деревушки Эрде западнее Вегеля в битву вступили германские парашютисты. С трудом данный населенный пункт получилось защитить. Но несмотря на все вышесказанное южнее, у города Куверинг, на стыке 501 и 502-го парашютных полков, коридор вновь оказался блокирован. К вечеру германские войска вышли именно к шоссе, сожгли колонну британских грузовиков и всецело приостановили перемещение по магистрали. Союзникам снова довелось абстрагировать силы с главного направленности удара, дабы залатать дыры в защите (но это получилось устроить лишь только к 27 сентября).
Беды в данном секторе стали одним из решающих моментов в участи операции «Market Garden».
Падение «Арнема»
23 сентября обстановка в секторе «Арнем» буквально не поменялась. Силы парашютистов таяли. Впрочем они продолжали гневно отбивать германские атаки.
Во 2 половине денька в небе привиделись самолеты с грузами обеспечения 1-й парашютной дивизии. Это был конечный глобальный вылет транспортных самолетов. Утратив 8 машин, летчики, впрочем, не достаточно чем несомненно помогли парашютистам. Главная доля сброшенных грузов вновь оказалась у германцев.
Все же сквозь неделю обескровившего обе стороны схватки английское командование категорически отказалось от намерений вычесть предмостное закрепление в Остербеке. 25 сентября Эркьюарт получил веление в ночное время покинуть собственные позиции и отойти за речку к Неймегену. Перевоз сквозь Рейн была проведена на десантных лодках под покровом мглы.
Операция «Market Garden» завершилась днем 26 сентября, когда сквозь 8 дня и ночи тяжелейших поединков 2400 изнуренных боец — останки 1-й дивизии — добились Неймегена. Провалившийся проект, на который возлагалось столько надежд, стоил жизни, самочувствия или же свободы 7212 британским десантникам и 378 полякам из 1-й отдельной парашютной бригады (около 1130 погибло и 6450, охватывая 5 с бесполезным тыс. покалеченых, попали в плен) из 10 тыс., пошедших в бой. Это были темные деньки «Красных дьяволов». По сущности, 1-я английская парашютная дивизия прекратила сущестововать.
Не считая сего, было убито и ранено больше 3500 человек из состава английского XXX армейского корпуса и практически столько же американских парашютистов. Сумма утрат достигнула 15 тыс. человек, вермахт погубил или же захватил буквально все нелегкое вооружение британского десанта. Немцы под Арнемом потускнели в совместной трудности 3300 человек, третья часть из их — убитыми.
Итоги
В связи с тем, собственно что в сентябре 1944 года операция, возымевшая заглавие «Маркет гарден», завершилась тривиальной стратегической бедой, Монтгомери в послевоенных воспоминаниях принял:
«Берлин был утерян для нас, когда мы не сумели создать добрый оперативный проект в августе 1944 года, впоследствии победы в Нормандии».
Виною что были как беспристрастные условия (умелые воздействия противоборствующей стороны), например и ряд промахов и упущений, допущенных при планировании операции высочайшим командованием (были проигнорированы данные разведки о наличии германских танковых частей в регионе посадки, не была на должном уровне поставлена секретность — по причине чего в руки врага попали оперативные намерения, охватывая пространства посадки десанта) и техническими службами. Так, намерения командира 1-й ВДД Англии генерала Роя Уркварта были нарушены отсутствием или же неработоспособностью в пространстве посадки важных средств связи и внедорожных автомашин со особым вооружением и снаряжением по типу SAS, собственно что лишило войска манёвра и военный слаженности — ведущих превосходства невесомого десанта перед превосходящими в численном и техническом отношении силами врага.
В целом сторонники очевидно брезговали врагом и переоценили собственные способности.