Судьба писателей и их произведений бывает разной. Кто-то взлетает на пик славы, купается в читательском внимании и благожелательных отзывах критиков и миллионных тиражах, а кто-то получает свою скромную толику известности, и потом теряется в глубине времени. И то, и другое может быть и вполне заслуженным оборотом событий, а может — и стечением обстоятельств.
Недавно один из уважаемых читателей моего канала посоветовал мне обратить внимание на произведения советского фантаста Валентина Новикова. Я удивился, поскольку, хоть и не претендую на исчерпывающие энциклопедические познания о советской фантастике, все-таки прилично в ней разбираюсь, но это имя было мне совершенно незнакомо. Пришлось поискать.
Все-таки есть свои плюсы у интернет-эпохи: нашлись и книги Новикова, и его краткая биография. Литературное наследие его невелико — с десяток повестей и столько же рассказов, и далеко не все они относятся к фантастическому жанру. Поскольку мне советовали именно его фантастику, с ней я и ознакомился.
Оказалось, что рекомендация была совсем не зряшной. «Программным» произведением Новикова можно назвать повесть «Путешествие «Геоса»», состоящая из трех отдельных новелл, довольно условно связанных между собой. У меня сразу же возникла отчетливая параллель с «Путешествием «Космической гончей»» Алфреда Ван-Вогта, в которой сюжет выстроен аналогичным образом — экипаж исследовательского космического корабля последовательно сталкивается с различными проблемами и успешно их решает.
Повесть Новикова короче, но, на мой взгляд, ничуть не уступает. Особенно хороша первая часть, в которой астронавты с Земли оказываются на планете, которую контролирует вышедший из-под контроля биомозг, созданный некогда разумными существами, чтобы решить проблему: из-за изменений их солнца, цивилизации угрожала гибель. Вопросы, которые Новиков подымает в далеком 1964 году (почти 60 лет назад!) — контроль за искусственным интеллектом, итоги бесконтрольного развития науки — сейчас в той или иной форме транслируются буквально «из каждого утюга», а тогда Новикову даже досталось от советской критики за пессимистический и «буржуазный» взгляд на будущее.
Другие два сюжета из цикла не хуже, хотя фактически являются самостоятельными произведениями. Космонавты, попавшие в ловушку на планете, зараженной «металлической плесенью» - классическая «твердая НФ», а лиричный рассказ о слепом от рождения человеке, чье зрение восстанавливают врачи с другой планеты, вызывает в памяти новеллы Силверберга и Желязны.
Что еще хочется упомянуть из творчества Новикова — это повесть «Острова прошедшего времени», входящая в условный цикл "Ущелье белых духов". Отличная фантастическая повесть для подростков — школьники-подростки, чудаковатый изобретатель, машина времени в виде парусника, печенеги и мезозойская эра… По-моему, очаровательно, ничуть не хуже крапивинских ранних повестей. Между прочим удивил своей жесткостью, даже жестокостью эпизод, когда путешественники во времени попадают на тысячу лет назад и видят, как печенеги берут штурмом русское городище. Яркая и эмоциональная повесть, и хитрым сюжетным поворотом, переводящим ее из сказочной в научно-фантастическую плоскость.
Что еще можно сказать о Новикове? Несомненно, жаль, что у автора не сложилась карьера писателя-фантаста — в его немногих произведениях, пусть и не шедеврах, все же виден так и не реализованный потенциал, а теперь его произведения можно найти только в сетевых библиотеках или раритетных изданиях (последнее, откуда взяты иллюстрации, вышло в 2019 году тиражом всего 280 экземпляров).
Все-таки Новиков из тех, кто забыт скорее незаслуженно. Поэтому Библио-Лаборатория и решила о нем напомнить.
#ссср #фантастика #научная фантастика #литература #советская фантастиика #писатели #книги