10 октября 2021 года на 86-м году жизни умер Абдул Кадир Хан. Пуштун, отец ядерной программы и национальный герой Пакистана. Главный ядерный вор и контрабандист современности.
Некоторые СМИ тут же высказали опасения, что участники радикального движения «Талибан»* могли получить от Абдул Кадир Хана его наработки по созданию ядерного оружия. Насколько обоснованы данные подозрения?
Основания для таких опасений есть. По сути, вся жизнь Абдул Кадир Хана напоминала захватывающий авантюрно-политический детектив, снятый в лучших традициях индийской мелодрамы.
Мальчик Абдул родился в колониальной Индии в городе Бхопал, где большинство населения составляли индусы. В 1947 году мусульманская семья юного пуштуна переехала в Лахор – один из самых больших городов только что созданного государства Пакистан. Диплом инженера-металлурга юноша получил в Карачи, откуда уехал в ФРГ повышать квалификацию.
Надо сразу отдать должное – у парня были способности. Он в совершенстве овладел немецким языком, защитил на нем докторскую диссертацию и был принят на работу в голландскую лабораторию Urenco Group. Эта транснациональная компания занимается обогащением урана для использования в качестве топлива на АЭС.
В 1974 году Индия провела свои первые ядерные испытания под счастливым названием «Улыбающийся Будда». Пакистан был в шоке. Ему срочно надо предъявить врагу своего «Ухмыляющегося Мухаммеда». И выход был найден.
В 1975 году в аэропорту Карачи приземляется самолет с 39-летним ученым Кадир Ханом, у которого при себе чемоданчик с украденными ядерными секретами. Прямо с трапа самолета он попадает сначала в объятия премьер-министра Пакистана Зульфикара Али Бхутто, а затем в секретный центр, который теперь в его честь называется «Хан рисерч лабораториз». Тут он и создал свою урановую бомбу. Нация ликовала. Пакистан был спасен. Хан – герой. Народ боготворил ученого. Его авторитет взлетел куда выше любого из правителей страны.
В декабре 2003 года грянул скандал. Американский рупор демократии Washington Post опубликовал статью, в которой утверждал, что международные инспекторы обнаружили на иранский ядерных объектах центрифуги из «Хан рисерч лабораториз». Это был первый звоночек, от которого власти Пакистана кое-как открестились. Но Штирлиц никогда еще не был так близок к провалу...
Не прошло и года, как полковник Каддафи, пытавшийся в то время отбелиться перед Западом, пригласил в Ливию англосаксонских экспертов и сдал с потрохами собственную ядерную программу. Каддафи прямо указал на Кадир Хана и его ядерный центр, как на пособников вооружения Джамахирии. А вот это уже был провал.
Следственная комиссия установила, что, начиная чуть ли не с середины 80-х годов прошлого века, Абдул Кадир Хан торговал секретами и занимался контрабандой ядерных технологий в Иран, Ливию, Сирию, Малазию и Северную Корею. Миллионы пакистанцев плакали и рвали на себе волосы на улицах Исламабада и Карачи. Перед национальным героем страны явственно замаячила тюрьма с пожизненным сроком или смертная казнь через повешенье, практикующаяся в Пакистане.
Но в индийских мелодрамах всегда счастливый конец. Абдул Кадир Хан покаялся по телевизору перед нацией, а президент Первез Мушарраф помиловал его. До конца своей жизни Хан был огражден от приставаний иностранных следователей. И вот теперь он умер…
Насколько реальны подозрения СМИ о передаче Абдул Кадир Ханом ядерных секретов своим соплеменникам из «Талибана»*? На мой взгляд, шансы на это ничтожно малы. Да, этому ученому не привыкать торговать технологиями. Но выйти на связь с талибами он мог только при попустительстве властей Пакистана. Вряд ли Исламабад решился на такой шаг. Я очень сомневаюсь, что у «Талибана»* есть специалисты, способные не то, что с оружейным ураном работать, но и самолетом-то управлять. Оппоненты могут возразить, но ведь вместе с технологиями Пакистан мог предоставить «Талибану»* и квалифицированные кадры. А зачем это Пакистану? Его вполне устраивает роль «старшего брата» Афганистана. А вот если у афганских пуштунов появится атомная бомба, то согласятся ли они оставаться «младшими братьями»? Нет. И Пакистан это прекрасно понимает. Полагаю, что слухи о передаче талибам ядерных технологий, не что иное, как дутая сенсация. Или журналистская утка. Как хотите.
P.S. Ставим лайки, подписываемся, критикуем. Главное – не остаемся равнодушными.
*«Талибан» - террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России.
Илья Гусаров