Автор: Всеволод Л.
Продолжу краткий экскурс по истории каторги. Если быть точнее, то как бежали с Нерчинской каторги. В истории сохранилось немало примеров дерзких побегов оттуда. Остановлюсь на наиболее интересных.
Напомню, эта каторга в Забайкалье появилась в 1736 году, до этого здесь нашли свинцово-серебряные залежи, а их надо было кому-то разрабатывать. Дело решилось просто, сюда стали отправлять на каторгу, то есть заключенных привлекали к тяжелому физическому труду на благо хозяев рудников. Содержались кандальники в суровых условиях. В общем, выжить можно, но трудно. Вскоре Нерчинская каторга стала главной в исправительной системе империи и состояла из семи каторжных тюрем.
Беглый царь
В 60-х годах XVIIIстолетия сюда прибыл очередной этап кандальников. И среди них был один, за которым присматривали особо тщательно. Его даже содержали в особом «секретном каземате». Звали его Петр Чернышев, служил в Брянском полку, потом надоело и дезертировал со службы. Но не просто так, он провозгласил себя императором Петром III. А за подобное самозванство наказывали строго, ибо это вызывало в стране ненужный шум и брожение в самых широких массах граждан.
Петр Федорович, наверное, был самым невезучим императором из Романовых. Всего полгода руководил страной, в 1763 году был свергнут с престола, а потом при загадочных обстоятельствах умер. Это породило в России много слухов о «чудесном спасении царя». На просторах страны стали появляться лже-императоры и люди им верили.
Уже на следующий год роль спасшегося самодержца примерил на себя Антон Асланбеков, разорившийся армянский купец. Его задержали в Курском уезде, нашли фальшивый паспорт, и тогда он пытался поднять народ, объявив себя Петром Федоровичем. Самозванца наказали плетьми и сослали в Нерчинск. Позже в Нижегородской губернии беглый рекрут Иван Евдокимов тоже провозгласил себя «спасшимся» монархом и так же пытался поднять крестьян на бунт, чтобы спасти себя. Потом этот список пополнил житель Черниговщины Николай Колченко. А еще через год в Воронежской губернии еще один проходимец во всеуслышание провозгласил себя императором. Когда его арестовали, то после пыток сознался – он рядовой Орловского полка Гаврила Кремнев. Отслужив 14 лет, он сбежал из армии и сначала объявил себя «капитаном на императорской службе». Гаврила ездил по селам и объявлял указы, ч то запрещено винокурение, рекрутчина и сбор «подушных» денег останавливаются на 12 лет. У него было два помощника из крестьян, им он присвоил генеральские титулы, кстати, это ноу-хау потом блестяще будет применять Емельян Пугачев. Потом под давлением общественности он все же признался в своем венценосном происхождении. Его встречали хлебом-солью, отряд увеличился до полутысячи человек. Когда же на его поимку был отправлен отряд гусар, то воинство разбежалось по своим деревням. Был приговорен к смертной казни, но Екатерина II пожалела бедолагу и выслала туда же, в Нерчинск, на вечное поселение.
Но все эти персонажи превзошел Петр Чернышев. Он оказался гораздо умнее и красноречивее своих неудачливых предшественников. И даже оказавшись в Нерчинской каторжной тюрьме не оставил своих притязаний на Российский престол. Хотя содержали его строго, ему удалось распространить слухи, что, мол, он инкогнито инспектировал солдатские полки, но не повезло, был по ошибке схвачен и «бит плетьми». Наивные крестьяне и даже некоторые каторжане верили этим россказням. Чернышеву как-то повезло, он стал кумом у крестьянина Ивана Серебреникова, когда тот приехал в заводскую церковь крестить младенца. И вот кум пообещал устроить ему побег. Попытка не удалась, убежать далеко он не сумел. Но на исповеди он раскрыл свое «истинное» имя. А ведь исповедь подразумевает говорить «правду, только правду и ничего кроме правды». И молва подхватила эту информацию, виданое ли дело, на каторге сидит бывший император Петр III. Бывшему солдату стали приносить деньги, подарки, угощения и вино. Началась весьма неплохая жизнь, конечно, по тем меркам. Но мысль о воле не оставляла в покое афериста. Благо снискать милость свергнутого императора находилось много. Вскоре о смелых замыслах узнало начальство и контроль за ним был усилен. Кстати, поток подношений с различными просьбами помочь, только усилился.
Весной 1770 года два сообщника уговорили Чернышева сделать еще одну попытку. 30 июня им выпал шанс – днем караульный пошел за водой, тогда они быстро оторвали доску от стены камеры, куда на ночь запирали самозванца, а, чтобы никто не заметил закрепили ее на место. Ночью, дождавшись, когда караул спокойно заснет, проникли в карцер, гвоздем открыли замок, который крепил кандалы к стене. Обмотав платком кандалы, чтобы не звенели в ночной тишине, он вылез наружу. Беглецы быстро перелезли через тын и ушли в сопки, которые окружали завод. Путь их лежал к куму Серебреникову. Но тут удача отвернулась от рисковых, их заметили местные. Не признав в нем императора, они попытались схватить странных ночных гостей. Беглецам пришлось бежать в разные стороны.
Потеряв друг друга из вида Чернышеву пришлось одиннадцать дней бродить по тайге, пока не вышел к деревне Шелопугино. Там он сам сдался старосте, не выдержав скитаний по тайге. После следствия возмутителя спокойствия как обычно наказали кнутом и сослали в Новую Мангазею (сейчас Туруханск). Но по пути туда он скончался. Было ему 36 лет.
Кстати, историки насчитали 40 человек, которые прикрывались именем Петра III. Даже за границей находились аферисты. Но самым знаменитым, всколыхнувшим всю страну был Емельян Пугачев. Но это, как говорится, совсем другая история.
Если вы думаете, что история оригинальных и дерзких побегов на этом ограничилась, то ошибаетесь.
Грандиозный побег поручика
После восстания декабристов в Нерчинских рудниках оказалось около 2 тысяч человек, проходивших по этому нашумевшему делу. Была такая тайная организация – Общество соединенных славян, которая взаимодействовала с Южным обществом декабристов. Сейчас про эту организацию кроме историков никто не знает.
Участником общества был гусарский поручик Иван Иванович Сухинов. Участвовал в восстании Черниговского полка, в котором служил до перевода в гусары. После ареста был приговорен вместе с еще троими участниками к четвертованию, но позже заменили на расстрел. Однако император заменил смерть на вечную каторгу. Тюремная администрация записала его приметы:
«32 лет от роду… рост 2 аршина, 8 ½ вершка (1 м 81 см), лицом с бела смугловат, глаза серые, волосы на голове темно-русые, бороду бреет, у левой руки на плече рубец, и выше кисти…во время сражений от сабли рана, на левой ноге от контузии раны».
Участник Отечественной войны 1812 года Сухинов не мог смириться с позорной и тяжелой участью каторжника и задумал побег. В подготовке участвовало 20 человек. Они планировали захватить казармы и оружие, сжечь поселок и освободить заключенных Зерентуйского и Кличкинского рудников и направиться в Читинский острог, для освобождения декабристов.
И ведь же им удалось хорошо подготовиться! Достали оружие, порох, более тысячи патронов, но, как это часто бывает, нашелся стукач. Некий ссыльнокаторжный Казаков чрезмерно употребив спиртного рассказал о готовившемся дерзком побеге. Военно-судная комиссия вынесла приговор несломленному Сухинову – триста ударов плетью. Но Николай I предписал, судить бунтовщиков по законам военного времени. К сожалению, Сухинов об этом не знал, кто-то сообщил, что будут наказывать кнутом, он счел для себя это великим позором, унижением его дворянского достоинства и просто как человека и предпочел повеситься.
При советской власти в Горном Зерентуе увековечили это трагическое событие, установив памятник Ивану Сухинину. В 1960 году памятник включили в перечень объектов, подлежащих охране как памятники государственного значения.
С песней на волю
Следующий персонаж вошел в историю Нерчинских рудников своими вокальными данными. Его изобретательность и недюжинная фантазия невольно вызывали уважение в тюремной администрации и горных офицеров, а в среде кандальников еще долго о нем слагали легенды.
Об этот оригинальном случае как-то написал горный инженер Александр Александрович Черкасов, а по совместительству литератор, опубликовавший «Записки охотника Восточной Сибири» (1867 год).
В середине XIX века в Карийские золотые прииски был сослан Дмитрий Шилов. За что ему выпала столь суровая доля, сейчас неведомо, но прославился он своим голосом, уже очень здорово он пел. Черкасов так его охарактеризовал:
«… Шилов в свои песни вкладывал душу и сердец, а уменьем выражать в песне самые глубокие чувства человека отличался от всей своей братии, так что всякий слушающий невольно обращал внимание на Шилова и восторгался. Кроме того, он умел выбирать хороших товарищей и составлять из них замечательные хоры».
Во такой талант пропадал на приисках. Но песне крылья не обрежешь и Шилов решил уйти на волю самостоятельно. Весной о готовящемся побеге знали уже все, даже администрация каторги была в курсе. Но вот как он будет осуществлять свой дерзкий план в жизнь, никто не знал. Как-то прекрасным майским утром заключенных повели на работу. Казалось бы, бежать невозможно, кругом конвоиры.
И тут Шилов запел какую-то трогательную песню. Караул подпал под очарование песни, весенней природы, ведь у военных «под серой шинелью билось тоже русское сердце, увлекающееся родными мотивами, так тепло и звучно передаваемыми знаменитым певцом». Охранники и не заметили, как Шилов напевая тихонько вышел из строя и пошел в гору. Только когда песня смолка, все очнулись от этого прекрасного наваждения и поняли, певец сбежал. Но не долго «каторжный соловей» наслаждался свободой. Вскоре его поймали и вернули на злосчастную Кару. Когда Шилов обрел законную свободу, то женился, завел хозяйство и собрал хор из шестидесяти человек.
Вот такие славные, интересные истории хранят Нерчинские рудники.
Не забудьте подписаться на канал "ТыжИсторик", оставить комментарии и поставить лайк!
Рекомендуемый список для дополнительно чтения по теме:
Похождения полковника-гусара в Сибири
Побеги из Сибири. Он повторил подвиг Ивана Сусанина.
Побеги из Сибири. Обские пираты XVIII века. I часть.
Побеги из Сибири. Обские пираты XVIII века. 2 часть.
Побеги каторжан в Российской империи. Или песня "По диким степям Забайкалья».
Дело сибирских фальшивомонетчиков. Полмиллиона ассигнациями за 19 лет. I часть.
Дело сибирских фальшивомонетчиков. Полмиллиона ассигнациями за 19 лет. Окончание
Можете заглянуть на мой канал «Калейдоскоп событий».