Навигатор поведёт из Нальчика в Зольский район дорогой в 70 километров. Из Пятигорска, поближе, почти 40 километров и вы на месте. По пути мелькнет Тамбукан, перекроют движение коровы, неспешно бредущие по шоссе, проедете и мимо хычинной у Зули, и указателя село Совхозное. Вам сюда.
Неожиданно, но вы приехали к действующему православному храму в кабардинском селе. Это Свято-Троицкий женский монастырь. Намоленная веками земля. Земля, которая хранит вопросов больше, чем ответов.
Московская дворянка Екатерина Хомякова была дочерью общественника Алексея Степанович. Его труды, к слову, вошли в проект освобождения крестьян. Семья была зажиточная и весьма популярная в светских кругах. Гоголь, Пушкин, Баратынский частенько бывали на обеде у Хомяковых. В семье был и воспитанник - Лукман (нареченный позже Дмитрием) Кодзоков. Правда, как занесло его в Москву, история умалчивает. В конце 1870, когда Екатерине было уже за тридцать, она приехала в предгорье Джинальского хребта погостить к своему названному дяде. Да и осталась. Он посодействовал, чтобы у интеллигентной помещицы не было проблем с покупкой участка. Ее недвижимость обозначилась в районе реки Золка. И Хомякова развернула бурную деятельность.
Хомяковский сад, который высадили как живую изгородь, существует до сих пор. Покосившиеся от возраста деревья, уже и не плодоносят, являясь только живыми свидетелями ушедших десятилетий. История этих мест окутана мистическое романтикой и мифологическими событиями. Но когда деревья были маленькими, имение близ речки славилось на всю округу. Екатерина Алексеевна построила здесь кирпичный завод и сыроварни, развела богатое хозяйство и слыла зажиточной барыней.
Как-то на рынке Кисловодска к ней подошёл видный кабардинец и заговорил о торговле. А может дело было вовсе не на базаре, а в том дальнем уезде, когда тот же видный мужчина кинул через ручей свою бурку, помогая молодой барышне перейти на другой берег. А то и вовсе познакомилась Екатерина Хомякова с Астемиром Шериевым, когда тот, как истинный джигит рассекал предгорье на своём скакуне. Кто говорит, что их чувства были платонические, другие считают иначе.
Екатерина и Астемир прожили в браке 20 лет. За это время в хуторе, который именовали не иначе как Хомячиха, вырос Свято-Троицкий храм. Его строительство закончили в 1902 году. В тот же год помещица и овдовела. По завещанию мужа она пожертвовала на строительство мечети в своём хуторе три тысячи рублей. Облицевать велела и церковь, и мечеть одинаково - местным ракушечником.
В советские годы, когда власть совсем не жаловала религиозные учреждения, храм закрыли. Разрушить не успели, но ущерб нанесли. Старожилы Совхозного вспоминают как бегали в заброшенный храм искать клады. Но единственными их находками были кирпичи с вензелем "АШ". Не сложно догадаться, что это инициалы Астемира Шериева.
Сегодня можно увидеть возрожденный храм. Красивую звонницу, золотые купола, нарядное убранство храма. К реставрации приступили в 1998 году. ИгуменияАнтония вместе с сестрой взялись по благословению за хозяйство. Помогали и местные жители, не зависимо от национальности и вероисповедания. Выкорчевывали деревья, выросшие на месте алтаря прямо внутри храма, вывозили мусор, делали новую кладку. Помогали и местные власти. Матушка говорила, что не отказали ни в единой её просьбе.
Паломники знают, что, если спуститься ниже пригорка, на котором стоит храм, в сторону Хомяковского сада, окажешься у источника. Легенда рассказывает, что однажды сюда на пленэр приехал художник. И в одно мгновенье, подняв глаза от будущей картины, он увидел старика, который тут же тонкой паутинкой растворился в воздухе. В тот же момент на этом месте забил ключ. Испугавшись, художник побежал к монахиням в храм. И каково было его изумление, когда он увидел старика вновь - на образе Серафима Саровского. С тех пор источник так и зовётся.
Валерия Поддаева