Найти тему

Огры и угры - 23

Половецкие пляски (окончание)

Вернувшись с победоносного поля боя на Моравском поле, Ласло IV Кун обнаружил, что все проблемы остались насвоих местах — магнаты делились на партии, каждая из которых тянуло одеяло государственной власти на себя. Для усиления своих позиций круль решил опереться на родню — куманов, продолжавших кочевать в центре Угорщины по берегам Дуная. Под пристальным наблюдением их воинов было составлено «правительство национального доверия», в которое вошли четверо представителей клана Чак, два Гуткеледа, Яко Каплон (везде они!) и воевода Трансильвании Финта Аба. Однако оказалось, что против «гражданского мира» выступил король римлян Рудольф I Хабсбург, совсем еще недавний союзник по Моравскому полю — став герцогом Австрии, он не был заинтересован в сильном соседе.

Николаус III
Николаус III

Союзник Хабсбурга, папа Римский Николаус III, наслал на Венгрию своего легата Филиппуса, епископа Фермо. Формально для укрепления власти круля во время феодальной смуты, фактически же для рОзжига национальной и религиозной ненависти. Куманы продолжали исповедовать йазычничество (тенгрианство) — и это в XIII веке, какой стыд! Филиппус обвинил Ласло IV в том, что тот «обкуманился», впав в паганство, и потому потакает их разнузданности — оне не христьяне, оне кочуют, у их многоженство! Под его давлением были приняты «Куманские законы», предписывающие всем половцам обхреститься и присесть на ПМЖ в специально выделенные резервации (да-да, ничто не ново под луной…). А поскольку круль не спешил фактически оные законы исполнять, легат взял и отлучил его, а с ним и всё крульство, от церкви.

Разозленный Кун в январе 1280 года схватил Филиппуса и выдал его куманам. Однако в «котолической» стране шутить с посланцами папы было чревато, особенно в условиях разбитого вдребезги гражданского мира — во время визита круля в Трансильванию 17 января 1280 года Финта Аба схватил его и передал магнату Роланду Борше, стороннику партии «чаков». Получилась ничья — через два месяца легата обменяли на Ласло IV, который поклялся не мстить своим обидчикам и соблюсть «Куманские законы». Но попытка взяться за половцев вызвала их восстание, и пришлось с ними сражаться. Зато легат Филиппус с «чистой совестью» уехал из Венгрии, в которой «укрепил власть христьянского круля супротив паганских йазычнегов».

Печать круля Ласло IV
Печать круля Ласло IV

Фактическую власть захватил, став надором (палатином) Финта Аба. Чтобы его свалить, Ласло IV заключил союз с бывшими врагами Кёсеги. В 1282 году Абу выгнали, надором стал Иван Кёсеги. На самом же деле в стране восстановилась феодальная анархия. Круль же окончательно разуверился в возможности победить магнатов и спасти Угорщину, и принял решение «морально дезертировать» — уехал к куманам, отказавшись от венгерского языка, платья и обычаев, выгнал жену Изабель д'Анжу, заведя сразу трех наложниц — Эдуа, Кёпчеч и Мандулу — а также «фактически впал в паганство». Так что когда в феврале 1285 года в Угорье вторглись мунгалища татарские во главе с ханом Орды Тула-Бугой и егойным беклярибеком (премьер-министром) Ногаем и пограбили Восточную Венгрию, дойдя до Пешта, многие верили, что это кумане с крулем назвали полчища паганские себе на подмогу…

Мунгалищ отогнали, но безобразия продолжались. Круль-куманин отбивалсО от рук — в 1286 году посадил в узилище свою жену Изабель, а в 1287 году выкрал из монастыря свою сестру Эржебет, заявив по утверждению хрониста: «Если бы у меня было пятнадцать сестер или больше, я бы вытащил их из женских монастырей и отдал в законные или незаконные браки, чтобы обеспечить себе родственников, готовых помочь мне делать то, что я хочу». (Впрочем, у Эржебет потом была очень бурная жизнь, к тому же это именно она убедила брата арестовать жену, так что голубкою не была.) Умыкнутая принцесса была сосватана за Завишу из Фалькенштайна, бывшего мужа чешской крулевы-вдовы Кунигунды и фаворита круля Вацлава II. За всё сие архиепископ Эстергома Лодомер снова отлучил Ласло IV, а Альбрехт I фон Хабсбург, сын и наследник Рудольфа I, захватил земли на границе с Венгрией.

Папа Николаус IV всерьез подумывал об организации крестового похода на угро-куманов, йазычнегов паганских, и круля их еретицкова, дабы передать корону св. Иштвана Шарлю Мартелю д'Анжу (или уж, как живущему в третьем поколении в Италии, Карло Мартелло д'Анджо), сыну короля Шарля II и сестры Куна Марии (см. предыдущую серию). Испугамшись такого фармазона, летом 1289 года Ласло IV вернулся к жене, которую вынул из узилища, и помирился с архиепископом, но долго не выдержал и снова сбежал в куманство. Нужно было срочно спасать родину, и вперед снова выступил Роланд Борша, на сей раз уже воевода Трансильтвании. Купно с братом Копасом оне подкупили куманов Арбоца, Тёртеля и Кеменце, которые 10 июля 1290 года со своими подручными ворвалися в шатер к спящему Ласло IV и порубили его/

Нынешневый памятник Ласло IV Куну
Нынешневый памятник Ласло IV Куну

Несмотря на обилие женщин в своей жизни, детей 28-летний Кун не оставил. Его младший брат Андраш, герцог Славонии, умер еще в 1278 году 10-летним мальчЕГом. Единственным Арпадом в мире оставался Андраш Венецианец (см. предыдущую серию), явно бывший в сговоре с убийцами своего предшественника — больно уж быстро в Вене он вскочил на коня и прискакал в Эстергом, где архиепископ венчал его на царство уже 23 июля 1290 года как Андраша III. Новый круль быстро женился на Феннене Куявской, дщери князя Земомысла Иновроцлавского (это было в польской Шлезии), а срочно собранное «национальное собрание» (на сей раз обошлись токмо попами и дворянами) в Обуде выдало ему полномочия отменять все пожалования, сделанные предыдущим крулем. Однако поскольку его отца Иштвана в свое время старшие братья объявили бастардом, на трон сразу выстроилась очередь из иностранных претендентов...

(Продолжение следОВАет)