Половецкие пляски (окончание)
Вернувшись с победоносного поля боя на Моравском поле, Ласло IV Кун обнаружил, что все проблемы остались насвоих местах — магнаты делились на партии, каждая из которых тянуло одеяло государственной власти на себя. Для усиления своих позиций круль решил опереться на родню — куманов, продолжавших кочевать в центре Угорщины по берегам Дуная. Под пристальным наблюдением их воинов было составлено «правительство национального доверия», в которое вошли четверо представителей клана Чак, два Гуткеледа, Яко Каплон (везде они!) и воевода Трансильвании Финта Аба. Однако оказалось, что против «гражданского мира» выступил король римлян Рудольф I Хабсбург, совсем еще недавний союзник по Моравскому полю — став герцогом Австрии, он не был заинтересован в сильном соседе.
Союзник Хабсбурга, папа Римский Николаус III, наслал на Венгрию своего легата Филиппуса, епископа Фермо. Формально для укрепления власти круля во время феодальной смуты, фактически же для рОзжига национальной и религиозной ненависти. Куманы продолжали исповедовать йазычничество (тенгрианство) — и это в XIII веке, какой стыд! Филиппус обвинил Ласло IV в том, что тот «обкуманился», впав в паганство, и потому потакает их разнузданности — оне не христьяне, оне кочуют, у их многоженство! Под его давлением были приняты «Куманские законы», предписывающие всем половцам обхреститься и присесть на ПМЖ в специально выделенные резервации (да-да, ничто не ново под луной…). А поскольку круль не спешил фактически оные законы исполнять, легат взял и отлучил его, а с ним и всё крульство, от церкви.
Разозленный Кун в январе 1280 года схватил Филиппуса и выдал его куманам. Однако в «котолической» стране шутить с посланцами папы было чревато, особенно в условиях разбитого вдребезги гражданского мира — во время визита круля в Трансильванию 17 января 1280 года Финта Аба схватил его и передал магнату Роланду Борше, стороннику партии «чаков». Получилась ничья — через два месяца легата обменяли на Ласло IV, который поклялся не мстить своим обидчикам и соблюсть «Куманские законы». Но попытка взяться за половцев вызвала их восстание, и пришлось с ними сражаться. Зато легат Филиппус с «чистой совестью» уехал из Венгрии, в которой «укрепил власть христьянского круля супротив паганских йазычнегов».
Фактическую власть захватил, став надором (палатином) Финта Аба. Чтобы его свалить, Ласло IV заключил союз с бывшими врагами Кёсеги. В 1282 году Абу выгнали, надором стал Иван Кёсеги. На самом же деле в стране восстановилась феодальная анархия. Круль же окончательно разуверился в возможности победить магнатов и спасти Угорщину, и принял решение «морально дезертировать» — уехал к куманам, отказавшись от венгерского языка, платья и обычаев, выгнал жену Изабель д'Анжу, заведя сразу трех наложниц — Эдуа, Кёпчеч и Мандулу — а также «фактически впал в паганство». Так что когда в феврале 1285 года в Угорье вторглись мунгалища татарские во главе с ханом Орды Тула-Бугой и егойным беклярибеком (премьер-министром) Ногаем и пограбили Восточную Венгрию, дойдя до Пешта, многие верили, что это кумане с крулем назвали полчища паганские себе на подмогу…
Мунгалищ отогнали, но безобразия продолжались. Круль-куманин отбивалсО от рук — в 1286 году посадил в узилище свою жену Изабель, а в 1287 году выкрал из монастыря свою сестру Эржебет, заявив по утверждению хрониста: «Если бы у меня было пятнадцать сестер или больше, я бы вытащил их из женских монастырей и отдал в законные или незаконные браки, чтобы обеспечить себе родственников, готовых помочь мне делать то, что я хочу». (Впрочем, у Эржебет потом была очень бурная жизнь, к тому же это именно она убедила брата арестовать жену, так что голубкою не была.) Умыкнутая принцесса была сосватана за Завишу из Фалькенштайна, бывшего мужа чешской крулевы-вдовы Кунигунды и фаворита круля Вацлава II. За всё сие архиепископ Эстергома Лодомер снова отлучил Ласло IV, а Альбрехт I фон Хабсбург, сын и наследник Рудольфа I, захватил земли на границе с Венгрией.
Папа Николаус IV всерьез подумывал об организации крестового похода на угро-куманов, йазычнегов паганских, и круля их еретицкова, дабы передать корону св. Иштвана Шарлю Мартелю д'Анжу (или уж, как живущему в третьем поколении в Италии, Карло Мартелло д'Анджо), сыну короля Шарля II и сестры Куна Марии (см. предыдущую серию). Испугамшись такого фармазона, летом 1289 года Ласло IV вернулся к жене, которую вынул из узилища, и помирился с архиепископом, но долго не выдержал и снова сбежал в куманство. Нужно было срочно спасать родину, и вперед снова выступил Роланд Борша, на сей раз уже воевода Трансильтвании. Купно с братом Копасом оне подкупили куманов Арбоца, Тёртеля и Кеменце, которые 10 июля 1290 года со своими подручными ворвалися в шатер к спящему Ласло IV и порубили его/
Несмотря на обилие женщин в своей жизни, детей 28-летний Кун не оставил. Его младший брат Андраш, герцог Славонии, умер еще в 1278 году 10-летним мальчЕГом. Единственным Арпадом в мире оставался Андраш Венецианец (см. предыдущую серию), явно бывший в сговоре с убийцами своего предшественника — больно уж быстро в Вене он вскочил на коня и прискакал в Эстергом, где архиепископ венчал его на царство уже 23 июля 1290 года как Андраша III. Новый круль быстро женился на Феннене Куявской, дщери князя Земомысла Иновроцлавского (это было в польской Шлезии), а срочно собранное «национальное собрание» (на сей раз обошлись токмо попами и дворянами) в Обуде выдало ему полномочия отменять все пожалования, сделанные предыдущим крулем. Однако поскольку его отца Иштвана в свое время старшие братья объявили бастардом, на трон сразу выстроилась очередь из иностранных претендентов...
(Продолжение следОВАет)