От директора коммунального предприятия в каком-либо советском поселении зависело много: это и ремонт, и прописка, и получение вторичного жилья. Вспомним товарища Саахова – заведующего райкомхозом. Вспомним Саахова не в плане его благосостояния, а в плане его полномочий.
Расскажу истории из раздела «взяточничество» из жизни одного (одной) коллеги Саахова.
Екатерина Петровна – начальник поселкового домоуправления, зайдя в свой кабинет, обнаружила на своём рабочем столе незнакомый свёрток. Секретарь Светлана Ивановна пояснила, что этот свёрток принесла одна из посетительниц и к этому свёртку прилагается заявление с определённой просьбой. В свёртке оказалась хрустальная ваза. В то время хрусталь – дорого, дефицитно и очень престижно. Екатерина Петровна свёрток оставила себе, а заявление передала Светлане Ивановне для положенной регистрации. Адрес и имя запоминать не надо было, стоило только взглянуть. В небольшом поселке все знали друг друга. Екатерина Петровна закончила рабочий день, взяла свёрток с вазой и пошла домой, решив по пути зайти к взяткодательнице домой и отдать вазу. Дело было зимой, дорога была припорошена свежим снежком. Не заметила Екатерина Петровна ледок под снежком, поскользнулась и упала. Падение её сопроводилось красивым хрустальным звоном. Домой Екатерина Петровна пришла в слезах и с хрустальными осколками. На следующий день с самого утра Екатерина Петровна на служебной машине с водителем поехала в районный центр. Она просила водителя останавливаться у каждого хозяйственного магазина и выходила оттуда с пустыми руками и всё более раздражённой. Водитель Саша, потеряв терпение, спросил у начальницы куда дальше ехать и, вообще, что всё это значит. Екатерина Петровна, вздыхая, рассказала ему о своей проблеме и показала, оставшуюся целой, половинку вазы. Саша, знавший город во всех подробностях, повёз её в магазины далёкие от центра города. Во втором таком магазине нашлась нужная ваза. Ваза была куплена, но настроение Екатерины Петровны не улучшилось, а всё потому что цена вазы была 27 рублей! А это без трёх рублей весь её аванс. Вот такие тогда были деньги!
- Саша, - обратилась Екатерина Петровна к водителю, - ты можешь занести и отдать эту вазу… Мой аванс, полдня рабочего времени, а сколько нервов … я за себя не ручаюсь, а мне нельзя грубо с заявителями разговаривать.
- А мне можно?
- Тебе можно.
_________________________
Та же Екатерина Петровна. Обратилась к ней с заявлением предоставить временное жильё одна женщина. Обратилась она не официально, а на общем собрании жильцов, и заявление заготовила загодя, и передала лично в руки Екатерине Петровне. Собрание проходило на стыке весны и лета (это играет центральную роль). Все вопросы собрания записывались начальником производственного отдела, присутствовавшим на собрании вместе с начальницей. При разборе вопросов не удалось найти заявление просительницы временного жилья, но после наведения справок выяснилось, что женщина - нужный для поселкового предприятия специалист. С жильём для неё получилось оперативно. Рядовое решение вопроса можно забыть, но нет…
Закончилась весна, прошло лето. Осеннее ненастье заставило Екатерину Петровну надеть плащ. Плащ она не надевала с того самого собрания жильцов. А в кармане плаща она обнаружила утерянное заявление, сложенное вчетверо, а внутри этой бумажки сотенная купюра. Сто рублей! Это ведь половина зарплаты! Это что же получается? Это получается, что специалист поселкового предприятия думает, что она получила жильё за взятку!
Екатерина Петровна позвонила руководителю этого предприятия, и всё как на духу…
- Успокойся, Екатерина Петровна, я ей всё объясню. А деньги возвращать не надо, она у меня на хорошей зарплате, квартиру ей дам благоустроенную, служебную к новому году.
На эти деньги Екатерина Петровна вместе с коллективом весело встретили праздник 7 ноября. 7 ноября – День Октябрьской Революции, был тогда такой праздник. Сейчас бы это назвали – корпоратив.
_________________________________________________________________
Был в коллективе Екатерины Петровны бригадир сантехников – Валера. Специалист высококлассный, исполнительный и надёжный … пока не загуляет. Сантехников в посёлке хватало, отличных – единицы. Валерой на предприятии дорожили и приходилось подстраиваться под его загулы, справедливо говоря, они не были частыми. Загулы его длились не более двух-трёх дней и заканчивались одинаково. Путь Валеры домой лежал через двор его родного предприятия. Валера не проходил мимо конторы, он делал обход всех специалистов, начиная с бухгалтерии и заканчивая кабинетом начальника. Валера везде резал правду-матку на тему его отличной работы и несоответствующей его работе зарплаты. В кабинете Екатерины Петровны он, высказав всё, хлопал ладонью по столу, грозно говорил: «Вот так вот! Думайте!» и уходил. Утром с честными глазами приходил на работу. Екатерина Петровна считала необходимым отчитать Валеру. После этого Валера обязательно проводил разборки на тему «кто меня сдал начальнице?».