1985-й. Год назад я получила диплом инженера-строителя и начала работать в проектном институте в Горьком. Так тогда назывался нынешний Нижний Новгород. Однако через несколько месяцев стало как-то тоскливо - не хватало драйва. Плюс разочарования в личной жизни. В общем, душа требовала перемен.
Как раз в это время в "Комсомольской правде" была развернута очередная кампания по набору молодежи на освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Тюменская область была объявлена всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Моя однокурсница написала в газету письмо и получила в ответ приглашение приехать в Тюмень, в штаб ЦК ВЛКСМ.
Я взяла на работе отпуск и отправилась вместе с ней. В Тюмени мы прямо с поезда пришли в штаб, он находился в самом центре города. Там нам вручили комсомольские путевки на строительство тюменской ТЭЦ-2, пожали руки, и мы поехали устраиваться на работу. В отделе кадров предложили прийти с утра и дали направление в общагу - обычный 5-этажный дом на окраине города. Романтикой не пахло.
К вечеру вернулись с работы девчонки, которые здесь трудились уже несколько месяцев. Из разговора с ними стало понятно, что наши опасения не напрасны. И сами девчонки тоже собирались двинуть на Ямбург. Там Север вообще крайний, работа вахтами и романтики хоть отбавляй.
С утра мы с подружкой, вместо того, чтобы пойти трудоустраиваться, со своими пожитками опять пришли в штаб и потребовали, чтобы нас послали туда, где туманы и запах тайги. На нас посмотрели, как на душевнобольных и выписали новые путевки - в недавно созданный трест "Мамонтовнефтепромстрой" Главтюменнефтегазстроя. Прямо из штаба мы направились на ж/д вокзал.
Тут надо напомнить, что в 80-е годы покупка билетов на поезд была несколько иной, чем сейчас. Интернета не было в помине, поезда ходили не так часто, а на проходящие поезда вообще билеты давали только за несколько минут до прибытия поезда на станцию, когда появлялась информация о наличии свободных мест. Очередь в кассу напоминала очередь в мавзолей.
К тому же станции с названием "Мамонтово", где и находилась цель нашей поездки, на ж/д ветке не было вообще. Народ из очереди стал нам наперебой советовать, до какой станции брать билеты. Островная, Усть-Юган, Сентябрьский - мы растерянно хлопали глазами. До приезда поезда и открытия кассы времени оставалось всего ничего. Тут один мужчина, дай Бог ему здоровья, сказал: "Вам до Пыть-Яха, девочки, не сомневайтесь!".
С боем мы залезли в плацкартный вагон и забрались на верхние полки. Занято было абсолютно все, даже с верхних багажных полок свисали чьи-то ноги. Наутро мы вышли на станции Пыть-Ях. Это потом я привыкла к хантыйским и мансийским названиям, сейчас они от зубов отскакивают, как шелуха от семечек, а тогда язык заплетался. Сивыс-Ях, Унъюган, Кимкьясуй, Хурумпауль - как вам?
Мы оказались около похожего на сарай вагончика-вокзала и стали озираться по сторонам - куда дальше? Тот холодный октябрьский день я запомнила навсегда. Была песчаная буря. Северные поселки стоят, в основном, на болотистой земле, поэтому площадки под строительство отсыпают гидронамывным песком. Растительность на нем чахлая, местность напоминает этакую полупустыню, по которой проложены направления дороги из полуразбитых железобетонных плит.
Шквалистый ветер поднимал тучи песка и пронизывал нас, двух городских фиф, насквозь. Сошедшие с этого же поезда серьезного вида мужики спросили: "Вам куда, девочки?". Выплевывая песок изо рта, мы промямлили, что в Мамонтово, и они предложили сесть с ними в вахтовый автобус, потому что это по пути.
В тресте - двухэтажном здании, напоминающем составленные друг на друга вагончики, мы с приятельницей зашли в отдел кадров и протянули наши комсомольские путевки. Начальник, мужчина 40-ка с чем-то лет, бывший КГБист (это я потом узнала), поинтересовался, где бы мы хотели трудиться. Мы расправили плечи и гордо заявили, что нам надо на трассу в тайгу. Кадровик улыбнулся и сказал: "А давайте-ка вы немного поработаете здесь, инженерами проектно-сметного бюро, осмотритесь, а там и решите для себя про трассу". Потом смахнул со стола толстый слой песка и выписал нам направления в общежитие.
Как же я ему благодарна! Забегая вперед скажу, что романтики нам хватило с лихвой! Это уже позднее мы узнали, как это - жить в бочке или балке, без воды и с удобствами на улице (даже в 30-градусные морозы), безуспешно спасаться от комаров и мошки и о других северных прелестях. А тогда мы вернулись назад в Пыть-Ях, где и было общежитие и приготовились начинать новую жизнь. Правда, сначала я вернулась в Горький - рассчитаться с работы. Но об этом позднее.
Спасибо, читатель, что прочел мою статью до конца. Если тебе интересно, подписывайся на мой канал, буду рада писать для тебя.