Много и часто приходится слышать речи некоторых политиков о том-де, что только отдельно взятая страна несла культуру и цивилизацию в массы, а все остальные страны должны быть ей благодарны. Дескать, если бы всё было не так, то мы бы уже слетали на Марс и вернулись, а вот они бы сгнили в подворотнях. Попробовал разобраться: насколько лозунги политиков соответствуют реалиям? Может, вместо популярности видные деятели занимаются популизмом?
Добрый день, читатели и подписчики канала "Мир Самоцветов". Вообще, предпочитаю не забираться в политику - не моё это, поэтому и ТВ не смотрю, и в политических шоу не участвую. Но живу-то я в социуме, а социум, последнее время, весьма категоричен к нашим бывшим союзным республикам. Так вот, будучи в Казахстане, решил посмотреть: как же живут после распада СССР и насколько корректны высказывания некоторых российских политиков?
1. Развитие дорог
Даже спорить не стану: каждый из нас свято и незыблемо убеждён, что его окружают самые поганые дороги из всех поганистых дорог мира. Однако, согласитесь, когда нет дорог, то нет и логистики. А нет логистики - нет торговли. То есть, экономика тоже во мраке. Странами управляют не идиоты. Далеко не идиоты. Поэтому дороги Казахстана содержатся в более-менее приличном состоянии. Не везде, конечно. Но я прекрасно помню, какими они были в 2015 году на маршруте "Петропавловск - Костанай". И вижу, какими стали сейчас. 570 километров на авто преодолевается за 7 часов. Да есть участок в 50-70 км, где приходится ползти и выбирать траекторию пути. Есть, где ехать очень шумно из-за дорожного полотна. Но разве в России везде идеальные дороги? Более того, есть участки, где выполнен основательный ремонт дорожного полотна и ведутся работы по расширению дороги. А уж такой факт, как дорожная разметка - она оказалась нанесённой, практически, на всём пути. Словом, господа, Казахстан в этом направлении развивается? дороги и ремонтируются, и строятся, и содержатся в удовлетворительном состоянии.
2. Бензин в Казахстане
Очень популярная тема для обсуждения в социальных сетях. Правда, почему-то всегда в вопросительном тоне: "А почему это наш бензин стоит у них так дёшево"? И дальше набегают эксперты нефтеперерабатывающей отрасли, которые ясно видят, как днём и ночью за рубеж уходят стройные вереницы железнодорожных цистерн, заполненные российским топливом.
А в след за ними бежит начальник железнодорожной станции, размахивая жестяной канистрой и, чуть не плача, кричит:
- Э-эй! Абажьдитиии! Вот, вы ещё забыли! Возьмите это с собой!
А дальше обсуждаются идеи: за какие коврижки Россия идёт на такие поблажки в ущерб собственным гражданам?
Но позвольте напомнить, что в Казахстане имеются свои собственные газовые и нефтяные месторождения. И свои же нефте- и газо-перерабатывающие заводы: Атырауский, Шымкентский и Палодарский НПЗ.
Добавьте сюда совершенно иной механизм ценообразования, который основан не на количестве и размерах акцизов, а на стоимости исходного сырья - вот вам уже и другая цена топлива. Более того, вот уже несколько лет действует запрет на импорт бензина из России в Казахстан:
В список запрещенных или ограниченных к вывозу из России в Казахстан нефтепродуктов входят:
- бензины (за исключением поставок 5.000 тонн бензина в год А-98)
- масла базовые (за исключением 100.000 тонн в год по кодам ТН ВЭД 2710 19 920 0 - 2710 19 980 0);
- тяжелые дистилляты, мазут (за исключением поставок 85.000 тонн в год мазута для нужд Байконура):
- битум (код ТН ВЭД 2713 20 000 0)
- прочие остатки от переработки нефти и нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (за исключением поставок 280.000 тонн гудрона в год)
- бензол, параксилол.
И(C)точник.
Больше скажу: сейчас Казахстан испытывает дефицит дизельного топлива, который планируется перекрыть поставками с российских НПЗ. Но это совершенно не радует потребителей - они-то прекрасно знают, что цена на топливо у соседей (то есть у нас с вами) на порядок выше. Впрочем, сами казахстанцы не считают цену на бензин низкой.
3. Строительство жилья
- Что ни говори, а именно строительство жилья является показателем развития экономики, - рассказывал мне дружбан: - Если жильё не строится, значит, в нём нет потребности; значит, регион не прирастает населением; значит, в нём нечего делать.
Все мы знаем об Астане (ныне - Нур-Султан) - столице Казахстана. Я бывал там неоднократно: впечатления неоднозначные. Долгое время жил в провинциальном моногороде, в котором последняя новостройка была возведена в 1993-ем году. Каково же было моё удивление, когда даже мой затрапезный городок начал прирастать новыми пятиэтажками. Да что там город - соседние районные центры (сёла) начали расширяться новыми домами. Это ли не показатель устойчивого экономического развития?
4. Сельское хозяйство
На мой взгляд, сельхозугодья - это именно то, что не спрячешь от глаз, и не важно: в каком состоянии они при этом находятся. Если поля не обрабатываются - это видно. Если поля ухожены и на них вышла техника - это видно вдвойне. Только следует понимать, что территория Казахстана находится в, так называемой, зоне рискованного земледелия. Поэтому год на год не приходятся идеальные климатические условия. Но, как бы там ни было, а сельхозкультуры постоянно возделываются. Мясомолочная промышленность, птицеводство - всё это присутствует в должной мере. Может, сегодня Казахстан и не "кормит весь Союз", но такого и раньше не было. Так что - не стоит выдавать желаемое за действительное.
5. Промышленность.
Тоже отдельный пункт, по которому так любят сравнивать развитие страны "до 1913-го года". Не стану доказывать, что с развалом СССР обанкротилось и исчезло немало предприятий. И, да, они не вернулись обратно. И на то есть свои причины (об этом в другой статье). Но возникли новые производства. Развивается горно-добывающая промышленность. Развивается автопром и механо-сборочные производства. Действуют совместные предприятия. И, скажу вам, на многих предприятиях Казахстана порядка и успешной организации процессов даже больше, чем на аналогичных российских предприятиях.
Словом, шах и мат, господа политики, столь любящие популистские заявления о полной неспособности отдельных государств обходиться без организационной составляющей. И могут, и обходятся, и развиваются.
Да, не так быстро, как хотелось бы. Да, есть много узких мест, над которыми надо и должно работать. Но даже чирий на причинном месте не вскакивает за секунду, что уж говорить о развитии государства?
Надеюсь, я смог коротенько рассказать вам о том, почему в Казахстане так, как есть, а не так, как у нас? Если остались вопросы - пишите в комментариях: непременно обсудим. Если считаете, что статья достойная - ставим "лайки", жмём "пальцы вверх" и делимся ею со своими друзьями.
Ну, и не забываем подписываться на канал "Мир Самоцветов", чтобы оставаться в курсе всех новостей. #сделаем мир ярче