СРЕДСТВА ВЫНУЖДЕНИЯ
Если мы осуществляем комбинацию, то обычно в ней наряду с нашими силами вынуждены участвовать и фигуры противника, причём не только в качестве объектов атаки. Захваченные шквалом комбинации, эти фигуры, как правило, не только не препятствуют нашим замыслам, не только им подчиняются, часто они даже активно нам помогают. Можно сказать, что в процессе действия комбинации некоторые фигуры противника как бы переходят на нашу сторону.
Сейчас мы рассмотрим, каким образом, какими средствами удаётся заставить эти фигуры «изменить» своему королю, удаётся вынудить их помогать нашим устремлениям или, по крайней мере, не мешать им.
Нападение
Атакуя неприятельские фигуры, можно заставить их отступить, занять нужные нам места в мизансцене происходящих драматических событий. Следующие два примера показывают, как нападение используется для образования матовой сети вокруг неприятельского короля.
Это – финал этюда З. Бирнова. Напав на коня ходом 1. Крс3, белые вынуждают ответ 1…Ка6. Тогда следует новое нападение – 2. Лb1+. Уйти от атаки и одновременно защитить коня можно только путём 2…Кра7, и в результате король чёрных попадает в мышеловку, сооружённую противником при помощи коней чёрных, и получает мат после 3. Лb7х.
Любопытный матовый финал возникает в этюде Г. Каспаряна (1961 г.).
Сначала белые наносят двойной удар – 1. Фс5+ Кра6 2. Фс2. Ответы чёрных вынуждены – 2...Лb5+ 3. Крс4 Сс7.
А теперь серией нападений ферзь белых заставляет ладью и слона противника максимально стеснить своего короля – 4. Фа4+ Ла5 5. Фс6+ Cb6.
Придворные столпились вокруг своего повелителя, но помочь ему бессильны. И следует 6. Фс8х.
И в финале этюда Г. Pинка (1924) последовательными нападениями удаётся расставить фигуры противника на нужные места, что в конце концов приводит к материальным достижениям.
1. Ла7 Cf1 (1...Сс8 2. Ла8) 2. Ла2 Сh8 3. Ла8+! Крg7 4. Ла1, и слон f1 пойман.
На втором ходу чёрные отступили слоном на h8, чтобы ненароком не угодить под удар ладьи, но это привело к потере второго слона. Однако лучших отходов не было. Если, например. 2…Сс1, то 3. Лf2 с неотвратимой угрозой 4. Кd3. А если 2...Cf6, то 3. Лf2 Ce7+ 4. Крb3 Cb5 5. Kd5 Kре8 6. Кс7+. Наконец, если 2...Cg7, то 3. Лf2 Ca6 4. Kе6+ Крg8 5. Лg2, выигрывая слона g7.
Конечно, волшебники шахмат – этюдисты в своих произведениях широко используют нападения для создания нужной расстановки фигур. А как шахматисты-практики?
Батарея чёрных фигур (ферзь и ладья) выглядит устрашающе, но «выстрелить» пока она может только холостым снарядом: на 1...Лf2+ есть достаточный ответ 2. Фd4. Последовательными нападениями на ладью чёрные берут под контроль поле d4, и тогда тот же отскок ладьи решает партию.
1...c6! 2. Лd4 c5! 3. Лd5, и белые сдались.
Нельзя сказать, что в этой позиции ладья на a4 расположена удачно, но юный Капабланка, видимо, не опасался, что она попадёт под удар, полагая, что от нападения на неё слоном защищает ход слоном на b5.
И всё-таки последовало: 1...Cd7! 2. Cb5 Cf5!
B этом новом нападении всё дело. Чёрные привлекли слона на b5, а теперь с темпом уходят, одновременно атакуя другую ладью. После того как эта ладья покинет поле b1, чёрные сыграют 3...а6 и на уход слона вернутся слоном на d7, выигрывая качество. Как легко убедиться, защиты у белых нет.
Кстати, это классический пример четырёхходовой комбинации, в которой нет никаких жертв.
(Продолжение следует)
«Шахматы в СССР» №12 1980 г.
P.S. Читайте шахматный курс по «ТЕОРИИ ТАКТИКИ» Юрия АВЕРБАХА:
Урок 1, Урок 2, Урок 3, Урок 4, Урок 5, Урок 6, Урок 7, Урок 8, Урок 9, Урок 10, Урок 11, Урок 12, Урок 13, Урок 14, Урок 15, Урок 16, Урок 17, Урок 18, Урок 19.