Найти в Дзене
Volkswagen Driver

Volkswagen Passat. История поколений. Часть VIII

Оглавление

Этой статьей завершается серия материалов по каждому из восьми поколений легковых автомобилей Volkswagen Passat. Ранее были опубликованы истории Passat B1, Passat B2, Passat B3 и B4, Passat B5, Passat B6 и B7.

Volkswagen Passat B8 (тип 3G/CB) (2014 – н.в.)

Модель 2014 года

Новый Volkswagen Passat, на этот раз построенный на модульной платформе MQB, был впервые представлен 3 июля 2014 года. Произошло это на специальном мероприятии, которое проходило в Центре дизайна в Потсдаме. И внешний облик, и «начинка» машины восьмого поколения претерпели радикальные изменения по сравнению с предыдущей генерацией. Базой для нового «Пассата» послужила укрупненная версия модульной платформы – MQB-B. В ней были усилены элементы ходовой части, а колесная база была растянута до 2791 мм (на 79 мм больше, чем у предшественника B7). При этом машина практически не изменилась в длину, но стала приземистей (на 14 мм) и шире (на 12 мм).

При сохранении прежнего объема массу машины удалось снизить примерно на 85 кг по сравнению с тем же B7, а жесткость кузова, наоборот, существенно увеличить. Новшествами восьмого поколения стали цифровая приборная панель Active Info Display (дисплей Continental с диагональю 12,3 дюйма и разрешением 1440х540 точек), система MirrorLink (которая позволила управлять смартфоном с экрана медиасистемы), система Park Assist 3-го поколения (она – впервые в мире – получила способность парковать машину перпендикулярно не только задним, как раньше, но и передним ходом), электронная система Trailer Assist (помогает маневрировать задним ходом с прицепом), Emergency Assist (помощник берет на себя управление автомобилем в аварийной ситуации), а также система кругового обзора Area View и система Head-Up (проекция показаний скорости и маршрутных подсказок на выдвижную пластину перед лобовым стеклом). Множество систем «переехало» на новую машину с предыдущей генерации, но и они приобрели новые качества.

Внешний облик и интерьер восьмого «Пассата» – результат труда коллектива во главе с шеф-дизайнером Клаусом Бишоффом. Машина сохранила общую преемственность фольксвагеновского стиля, направленного на состоятельных покупателей среднего и старшего возраста, но при этом приобрела новую современную пластику.

Как и прежде, Passat был предложен в двух вариантах кузова: седан (собственно, Passat, который имел заводской код модели 3G2) и универсал (Passat Variant с кодом 3G5). Впрочем, в структуре VIN-кода индекс модельного ряда остался прежним – 3C (в свое время поколение B6 получило такой заводской код, который тогда вошел в структуру VIN-номеров «Пассата» и с тех пор закрепился в ней, сохраняясь в последующих поколениях независимо от заводской кодировки).

Со сменой поколения моторный ряд существенно изменился: «атмосферники» V6 ушли в прошлое. Теперь автомобилю полагались только 4-цилиндровые турбированные силовые установки: бензиновые двигатели серий EA211 и EA888, а также дизельные агрегаты серии EA288. Мощность моторов на бензине – от 125 л.с. (1,4 TSI, модель CZCA) до 280 л.с (2,0 TSI, модель CJXA – этот «старший» мотор предназначался только для полноприводной версии машины), а на дизельном топливе – от 120 л.с. (1,6 TDI, модель DCXA) до 240 л.с. (2,0 TDI SCR 4 Biturbo, модель CUAA – тоже только для машин с колесной формулой 4х4). Между этими крайними вариантами в моторной линейке располагались наиболее массовые силовые установки восьмого поколения «Пассатов». А именно бензиновые моторы 1,4 TSI (модель CZDA и ее немного более поздняя вариация CZEA, обе мощностью 150 л.с.), а также 1,8-литровый двигатель 1,8 TSI (модель CJSA мощностью 180 л.с.) и 2-литровая силовая установка 2,0 TSI (модель CHHB мощностью 220 л.с.). В предлагавшемся дизельном ряду силовыми установками среднего уровня энергетики были 2,0 TDI BlueMotion моделей CRLB и DFGA (обе мощностью 150 л.с.), а также DDAA и DFHA (оба варианта мощностью 190 л.с.), при этом варианты моделей DFGA и DFHA полагались полноприводным универсалам.

Надо заметить, что из 4 дизельных моторов три были предложены сразу: модели DCXA (120 л.с.), CRLB (150 л.с.) и DDAA (190 л.с.), то есть все, кроме самого мощного 240-сильного 2,0 TDI, а из 5 бензиновых двигателей при старте продаж были доступны только две модели: CZCA (125 л.с.) и CZDA (150 л.с.). Очевидно, такой расклад отражал структуру основного спроса европейского рынка.

Предварительные заказы на новые «Пассаты» Volkswagen начал принимать 21 июня, а поставки машин, выпускаемых заводами в Эмдене и Мозеле (Цвиккау), начались в ноябре 2014 года.

В феврале 2015 года изначально скромное предложение бензиновых моторов было дополнено двигателем 1,8 TSI модели CJSA (мощность 180 л.с.) и еще более энергичной силовой установкой – мотором 2,0 TSI модели CHHB (мощность 220 л.с.).

И уже через несколько месяцев после выхода на рынок, 2 марта 2015 года, Passat B8 был признан европейским автомобилем года. Безусловно, для этого были все основания: сохранение достойной и успешной традиции фольксвагеновских среднеразмерных моделей седана и универсала и ее реализация в соответствии с современными тенденциями цифровизации и экологичности. Наверняка, сказался и сложившийся стереотип: Volkswagen Passat – это машина-легенда, она не может быть на вторых ролях. Но рыночные тенденции к этому времени уже работали не на этот автомобиль (кроссоверы всё сильнее «овладевали массами»).

Вскоре к «стандартным» комплектациям Trendline, Comfortline и Highline, с которых начались продажи, добавилась «внедорожная» версия Alltrack, созданная на основе универсала Passat Variant. Эта машина была представлена в июне 2015 года. Она имела полный привод 4Motion и была на 28 миллиметров выше обычной (в первую очередь, за счет увеличенного дорожного просвета). В стандартную комплектацию экстерьера кросс-универсала входили рейлинги на крыше, защитные накладки на колесные арки черного цвета, противоподкатная защита из нержавеющей стали, пластиковые панели с хромированными и матовыми планками на переднем и заднем бамперах, а также по бокам автомобиля.

Alltrack получил самые мощные моторы в линейке: бензиновый 2,0 TSI модели CJXA (280 л.с.) и дизельный 2,0 TDI SCR 4 Biturbo модели CUAA (240 л.с.). Эти двигатели не устанавливались на переднеприводные «Пассаты», однако сам полноприводный Alltrack мог оснащаться и менее мощными моторами: бензиновым 1,4 TSI (CZDA мощностью 150 л.с.), а также дизельным 2,0 TDI BlueMotion (который выпускался в двух исполнениях: DFGA на 150 л.с. и DFHA на 190 л.с.).

Passat Alltrack. Передняя панель и органы управления
Passat Alltrack. Передняя панель и органы управления

В октябре 2015 года на рынок был выведен автомобиль Passat GTE, имевший в качестве силовой установки «подключаемый гибрид» на базе мотора 1,4 TSI (EA211 моделей CUKA/CUKB/CUKC мощностью 156 л.с.) в сочетании с электромотором, имевшим мощность 115 л.с. Суммарная же мощность силовой установки могла достигать 218 л.с. Трансмиссией ему служила 6-ступенчатая роботизированная коробка DQ400e. Такая машина могла пробегать исключительно на электрическом ходу до 50 км. Внешне автомобили Passat GTE (и седан, и универсал) отличались от «основного» варианта измененным передним бампером с С-образными дневными ходовыми огнями, декоративной полосой спереди и надписью сзади.

С августа 2018 года – фактически, с началом выпуска машин 2019 модельного года – «Пассаты» перестали оснащать бензиновыми двигателям с комбинированным впрыском (сочетанием непосредственного и распределенного). Так в прошлое ушли три мотора серии EA888: 1,8 TSI (модель CJSA мощностью 180 л.с.) и два двигателя 2,0 TSI (модель CHHB мощностью 220 л.с. и модель CJXA мощностью 280 л.с.). На смену им уже готовились новые силовые установки.

В октябре-ноябре 2018 года на автомобили для европейского рынка стали устанавливать существенно более экономичные и экологичные моторы 1,5 TSI OPF (серии EA211 Evo модели DADA, его мощность 150 л.с.) и 2,0 TSI OPF (серии EA888 Evo 3 модели DNUA, способный достичь 272 л.с.). Новые двигатели работали по циклу Миллера (вместо традиционного цикла Отто), что и обусловило, с одной стороны, их повышенную экономичность и снижение выбросов, а с другой – очевидный рост стоимости. В свою очередь, «эксперименты» с комбинированным впрыском топлива закончились возвращением к непосредственному впрыску. При этом 1,5-литровый мотор 1,5 TSI на европейских переднеприводных машинах заменил собой ставшие к тому времени «классическими» 1,4-литровые турбочетверки 1,4 TSI (150 л.с.). В свою очередь, новый 2,0 TSI модели DNUA (272 л.с.) заменил собой на полноприводных «Оллтреках» более ранний «обычный» 2,0 TSI модели CJXA (280 л.с.). Тогда же кросс-универсалы Alltrack лишились 150-сильных бензиновых моторов (прежние 1,4 TSI перестали устанавливать, а новые 1,5 TSI под полный привод «Пассата» адаптировать не стали).

В Россию Passat B8 пришел в июле 2015 года. Сборка автомобилей российской спецификации была организована только на одном заводе – в Эмдене. Поставки «восьмого» «Пассата» в нашу страну производились, главным образом, в комплектациях Trendline, Comfortline и Highline с добавлением производных от них временных вариантов. Начались же продажи с седанов, которые предлагались именно в этих трех основных комплектациях. В апреле 2016 года к ним добавились универсалы в двух версиях (Trendline и Comfortline), а также вседорожный Alltrack в комплектации, эквивалентной Comfortline.

В декабре 2016 года «российскую» бензиновую линейку моторов мощностью от 125 до 220 л.с. дополнил дизельный двигатель 2,0 TDI мощностью 150 л.с. Им могли оснащаться и седаны, и универсалы (кроме полноприводного «Оллтрека»). Тогда же российская номенклатура «обычных» переднеприводных универсалов пополнилась старшей комплектацией Highline.

Производными комплектациями в России стали: LIFE (основана на версии Comfortline с некоторыми дополнениями, она предлагалась с марта 2017 года по февраль 2018 года), LIFE Plus (по оснащению приближена к Highline и дополнительно комплектовалась элементами дизайна R-Line, которые для других комплектаций были опциональными, она предлагалась с июня 2017 года по май 2018 года) и Conceptline (еще более упрощенный и удешевленный Trendline, такой седан был доступен с мая 2018 года по май 2019 года).

С конца мая 2019 года, перед предстоявшим фейслифтингом, предложение «Пассатов» в России было ограничено партией седанов в единственной фиксированной комплектации Business.

Обновление 2019 года

В июне 2019 года началось продвижение на европейский и мировой рынок обновленной модификации «Пассата» восьмого поколения. Иногда ее неофициально именуют Passat B8.5. В свою очередь, заводские индексы стали совсем иными: седан получил код CB2, а универсал – CB5.

Внешняя «подтяжка лица» не носила радикального характера. Были изменены форма переднего бампера, обрамление противотуманных фар. Некоторые перемены затронули и салон.

Основные же изменения произошли в оснащении машины. Теперь автомобиль мог комплектоваться матричными фарами IQ.Light. Изменилась цифровая приборная панель: теперь она имела диагональ 11,7 дюйма (вместо прежних 12,3 дюйма), но с более высоким разрешением. Машина стала оснащаться головными устройствами поколения MIB3. Обновленный Passat стал первым «Фольксвагеном» с электронным комплексом IQ.Drive, состоящим из адаптивного круиз-контроля, системы удержания в полосе (они были и прежде) и нового «автопилота» Travel Assist. Весь комплекс получил способность вести машину на скоростях до 210 км/ч (вместо прежнего предела в 60 км/ч).

В результате обновления все «Пассаты» стали оснащаться электромеханическим усилителем тормозов (раньше – только гибридные версии). Диапазон регулировки доработанной адаптивной подвески DCC получил целых 15 вариантов уровня демпфирования, что позволило более плавно изменять жесткость амортизаторов.

Моторная гамма претерпела заметные изменения. Самые младшие моторы мощностью 125 л.с. (бензиновые 1,4 TSI модели CZCA) ушли из линейки. В свою очередь, экологичный бензиновый турбированный 1,5 TSI OPF теперь предлагался в «продвинутой» версии DPCA (вместо прежней DADA). А самое главное – новый мотор 2,0 TSI модели DKZA мощностью 190 л.с. заменил собой в программе продаж сразу два двигателя, устанавливавшиеся на Passat ранее: 1,8 TSI мощностью 180 л.с. (CJSA) и 2,0 TSI мощностью 220 л.с. (CHHB). Кроме того, к прежней линейке добавился турбированный дизель нового поколения 2,0 TDI Evo мощностью 150 л.с. (модели DSRA и DSRB). И, наконец, самый слабый дизельный мотор 1.6 TDI модели DCXA обновился до версии DCZA, сохранив свою мощность 120 л.с. Несмотря на существенные изменения европейской линейки двигателей, для целого ряда рынков по-прежнему предусматривались поставки обновленных «Пассатов» с менее экологичными, но более отлаженными и менее дорогими моторами 1,4 TSI модели CZDA, которые ставились на машину с 2014 года.

После фейслифтинга, с 2019 года, были изменены названия вариантов комплектации «Пассата». Теперь в Европе конфигураторы «опирались» на Passat, Business и Elegance. Их примерными аналогами для России вскоре стали Respect, Business и Exclusive.

По традиции, вскоре после выхода на рынок обновленного «Пассата» были предложены также автомобили в спортивном облике R-Line (как седан, так и универсал), которые имели несколько более агрессивный внешний дизайн бамперов и некоторые отличительные «штрихи» в оформлении салона.

Обновленный Passat был сертифицирован для поставок в Россию довольно быстро – уже в декабре 2019 года. Причем Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) предусматривало и седан, и универсал. Фактически на наш рынок Passat B8.5 вышел в феврале 2020 года, но… только в кузове седан. На выбор предлагалось два бензиновых мотора: 1,4 TSI (модель CZDA мощностью 150 л.с.) в связке с МКПП-6 (серии MQ281-6F, модель FM62S032) или «сухой» DSG-7 (серии DQ200-7F, модель FD7CW002), а также 2,0 TSI (модель CZPB мощностью 190 л.с.) в связке с «мокрой» DSG-7 (серии DQ381-7F, модель FD7GC006). Оба двигателя не были обременены суперсовременными «экологичными» технологиями, хотя и соответствовали экоклассу Euro 6.

Примерно в это же время европейскому рынку были предложены, теперь уже в обновленном облике, две дополнительные специализированные (но при этом успевшие стать традиционными) версии машины. Одна – доработанный Passat GTE, который теперь оснащался основным мотором модели DGEB (он сохранил мощность предшественника на уровне 156 л.с. и вместе с прежним электромотором позволял достичь той же суммарной мощности гибридной установки 218 л.с., однако дальность электрического пробега возросла с 50 км до 66 км у универсала и до 70 км у седана). Внешне седан и универсал GTE выделялись оригинальными бамперами.

Вторая европейская «спецверсия» – модернизированный универсал Passat Variant Alltrack. При этом обновленный Alltrack поначалу сохранил три своих старших двигателя: бензиновый силовой агрегат 2,0 TSI модели DNUA (272 л.с), дизельный 2,0 TDI SCR 4Motion модели CUAA (240 л.с.), а также менее мощный дизель 2,0 TDI SCR модели DFHA (190 л.с.), – но лишился слабого 150-сильного дизельного мотора модели DFGA. Внешний облик «Оллтрека» также был осовременен в общем ключе обновления «Пассата» (ключевым элементом индивидуальности этой машины по-прежнему оставались передний и задний бамперы, а также оформление колесных арок).

Изменения в оснащении этих версий «Пассата» в целом соответствовали нововведениям, принятым для обновления «простых» седанов и универсалов.

Осенью 2020 года была проведена некоторая модернизация обновленной машины, затронувшая двигатели, оборудование и даже дизайн. У автомобилей 2021 модельного года (с сентября 2020 года) блок настройки климат-контроля стал сенсорным. Тогда же было изменено начертание всех эмблем VW снаружи машины и внутри нее – в соответствии с обновленным дизайном логотипа, представленным в сентябре 2019 года.

В свою очередь, моторная гамма с осени 2020 года также претерпела некоторые изменения. Так, экологичный бензиновый «оллтрековский» мотор 2,0 TSI OPF модели DNUA мощностью 272 л.с. был заменен на еще более «продвинутый» мотор модели DNFE (теперь уже серии EA888 Evo gen 4) с более высокой мощностью 280 л.с. Этому же кросс-универсалу теперь вместо дизельного 2,0 TDI модели CUAA (240 л.с.) полагался новый и более экологичный, но менее мощный вариант 2,0 TDI модели DTUA (200 л.с.). Для переднеприводных машин дизельный мотор 1,6 TDI SCR модели DCZA (120 л.с.) был заменен на другой – новый 2,0 TDI SCR модели DTRA (122 л.с.), также выполненный по «экологичному» стандарту серии Evo.

В силу целого ряда факторов к этому времени спрос на «Пассаты» в Европе и России уже понижался, что повлекло за собой сокращение номенклатуры предложения за счет наименее востребованных вариантов оснащения.

Так, поставки в Россию машин с МКПП-6 (такие коробки ставились только на версию Respect) завершились с окончанием продаж автомобилей 2020 модельного года – в дальнейшем (с 1 сентября 2020 года) остались доступными для заказа только варианты с DSG (для Европы механическая трансмиссия оставалась доступной). Впрочем, были и исключения: с декабря 2020 года в России стал возможен заказ машин поколения B8.5 с пакетом R-Line. Но тенденции «сжатия» были сильней: с 1 сентября 2021 года начальная комплектация Respect полностью перестала быть доступной для заказа (в официальном российском прайс-листе остались только Business и Exclusive).

Седан 2021 модельного года в России (комплектация Business с мотором 1,4 TSI)
Седан 2021 модельного года в России (комплектация Business с мотором 1,4 TSI)

В целом, история 8-го поколения «Пассатов» уже приближается к своему завершению. В июле 2021 года седаны Passat исчезли из продажи в целом ряде стран Европы, в том числе в самой Германии (там предлагаются только универсалы). И, самое большее, через полтора-два года с конвейера завода в Эмдене сойдет последний Passat восьмой генерации. И, учитывая планы концерна на будущее, это будет последний Passat, произведенный в Германии.

Ну а в России «под занавес» был открыт заказ вседорожных универсалов Passat Alltrack. Произошло это с большим «рыночным» опозданием – только 8 сентября 2021 года. Для нашей страны «Оллтреки» могли иметь только один вариант двигателя – 2-литровый бензиновый 2,0 TSI модели CHHB мощностью 220 л.с., работающий в связке с «мокрой» DSG-7 серии DQ500 марки AD7DL004. Да и в целом ввоз «Оллтреков» был начат ограниченной партией (и быстро завершился). При этом поставки «обычных» переднеприводных универсалов версии B8.5 так и не состоялись, хотя сертификацию машины в этом кузове прошли вместе с седанами еще в декабре 2019 года.

Как бы то ни было, завершая свой жизненный цикл, Volkswagen Passat B8 постепенно уходит в прошлое, оставляя о себе добрую память – впрочем, как и все предыдущие поколения этого Автомобиля.

Габариты автомобилей Volkswagen Passat разных поколений

-20

Volkswagen Passat B9 (2023) – вместо небольшого послесловия

Несмотря на падающий по всему миру спрос на «Пассаты», девятое поколение всё-таки будет, хотя руководство «Фольксвагена» еще совсем недавно очень сомневалось в его необходимости. Но, судя по всему, оно продолжит идти прежней дорогой: с большой долей вероятности, автомобиль еще больше вырастет в размерах. Скорее всего, он перестанет выпускаться в кузове седан, тем самым как бы возвращаясь к своему первому поколению. Но если в первые годы Passat заимствовал технические решения у Audi (Audi 80), то в будущем поколении «образцом для подражания», видимо, станет еще больший по размерам автомобиль Škoda Superb четвертого поколения. Но и без этого, некогда массовый семейный автомобиль уже перерос сам себя, перешагнул границу рациональных потребностей «состоятельного бюргера», но, оставаясь автомобилем, скорее, для водителя, чем для пассажиров, не смог утвердиться в бизнес-классе. Да, сейчас девять из десяти продаваемых в Германии «Пассатов» приходятся на закупки корпораций и организаций, но это ли не свидетельство ухода от массового потребителя в гораздо более узкий сегмент? Маркетинг, толкавший Passat вверх по лестнице престижа, подвел его к оптимизационному обрыву, который откроется взгляду если не завтра, то послезавтра. Во всяком случае, девятое поколение вряд ли сможет остановить дальнейшую просадку спроса на легенду автомобилестроения – Volkswagen Passat.

(Впервые опубликовано на vwtaos.ru. Данная публикация на канале Volkswagen Driver переработана и дополнена.)

Все публикации канала об истории автомобиля Volkswagen Passat:

Passat B1,

Passat B2,

Passat B3 и B4,

Passat B5,

Passat B6 и B7.

Дополнения и уточнения читателей по всем поколениям "Пассата" (в комментариях к статьям) будут приняты с благодарностью.

Продолжение истории:

22.10.2021: Первые универсалы Volkswagen Passat Alltrack уже на дорогах страны

9.01.2022: Седан Volkswagen Passat: прекращаются производство и продажи. Прощание с Автомобилем

10.03.2022: Volkswagen Passat B9. Универсал 2023 года испытывается в своем собственном кузове