Найти тему
soullaway soullaway

Любимые трилогии из видака: Восставшие из ада и неповторимое очарование дикого ужаса.

Вообще сам жанр фильмов ужасов меня всегда смущал. Тут такое же дело – они вроде как должны были пугать, но далеко не всем это удавалось. Большая часть ужастиков для меня даже маленького и несмышлёного не оказывала должного эффекта. Зато обратный выхлоп был очень часто – мне было в основном смешно. Судя по общению со сверстниками не мне одному.

… но так оно было далеко не со всеми кинолентами этого прекрасного жанра. Вот, например, с Хеллрейзером мне было не до смеху вовсе. Здесь требуемый эффект работал, да причём с невероятной силой. Ибо именно здесь всё на столько хорошо продумано и так ловко сшито, что трудно не обделаться со страху … особенно, если смотреть ночью в полутёмной комнате, а потом пойти на кухню водички попить по тёмному коридору. Именно так я и смотрел впервые этот великолепный хоррор – другого времени не было, кассету с двумя первыми частями мне дали буквально на два дня, ибо, только появившись в пиратском обороте этот кинофильм тут же стал хитом.

А как могло быть по-другому?! Клайв Баркер, как отец создатель этого по-своему прекрасного мира ужасов, был и есть в первую очередь литератор и театрал. Вот он и делал практически живой материал, который того гляди и выпрыгнет на тебя с экрана. Восхитительный саспес дополняется отличной атмосферой, очаровательными образами до мороза в позвоночнике … ну и конечно же кубиком, к котором всё это удобно размещается.

В излюбленной своей манере не могу не вспомнить музыку – она здесь явно добавляет жижки и многократно усиливает тот самый холодок по спине. Особенно основная тема.

По-хорошему Хеллрейзер пришёл на наш рынок с большим опозданием – всё же первые две части выходили в 1987 и 19988 годах (Hellraiser и Hellbound соответственно). Кассеты же интенсивно «загуляли» по просторам бывшего СССР только в 1992-93 гг., когда весь мир уже люто фанател с третьей части (Hell On Earth). Но зато все прочие части выходили уже на наш рынок весьма актуально … и лучше бы они вовсе не выходили, но не будем о грустном. Тем более, что, начиная с четвёртой части (последней, к которой Клайв Баркер имел хотя б какое-то отношение) вся серия выходила не столько на VHS, сколько уже на иных носителях. Поэтому в раздел стопудового видака попали только три части. И они прям все очень крутые, о них и поговорим.

Включаем саундтрек (не обязательно, но желательно) и вперёд …

Hellraiser

-2

Это был не просто страх. Это был какой-то ужас. Сам сценарий выстроен так, что от одного ходя сюжета уже становится не по себе. И это, несмотря на тысячи тонн «ужастных» штампов. В чём секрет этого действа я так до сих пор и не понял. Может быть в том, что с самого начала и практически до самого конца так и не понятно, что происходит в моменте и уж тем более невозможно предугадать, что будет дальше. Что это за человек в самом начале, что у него за коробочка, как и почему возрождается какой-то монстр, кто эти жуткие демоны, почему надо идти к папочке? Вот эта самая неопределенность, поставленная и заснятая с невероятной самоотдачей актёров, как раз и создавала тот самый желаемый эффект. Ведь чего мы боимся больше чем неопределённости?

Hellbound: Hellraiser II

-3

Что и не говори, но вторая часть, несмотря на присутствие в её создании голливудской руки, тоже хороша. Встроенный в неё эффект уже несколько другой, та самая пресловутая неопределённость уже совсем не та. Мы уже знаем, что это за коробочка-шкатулочка и какая пакость в ней живёт. Мы даже уже ждём тех самых милых парней, которые в ней живут. Так что же здесь такого ужасного? Ну как по мне, так это прекрасная балансировка на грани сна и реальности, фантазии и вымысла, рационального поведения и бредового действа. И это было сильно.

Hellraiser III: Hell On Earth

-4

Если первая часть была родом из Британии, вторую делали как бы совместно, то третья – полноценное производство США. И это чувствуется. Но в хорошем смысле. Получилась такая хорошая хоррор история о приключениях явно европейских сенобиты в новом свете. Местами даже кажется, что великий и ужасных Пинхед прямо-таки удивляется этой американской действительности и даже задаётся вопросом: «А у нас ли ад? По большому счёту он здесь!». Название в этом фильме однозначно говорящее. И вот именно такая дикость реальности, подчёркнутая в этом фильме, как раз и пугает. Это уже, безусловно, не экзистенциальный ужас, а социально-психологический. Но от этого менее страшно не становиться.

Зато в контексте всех прочих частей, который были сделаны однозначным Голливудом на абсолютно голливудских ходах и спецэффектах, нет такого крутого внутреннего посыла. Поэтому, даже не смотря на наличие всех основных атрибутов вселенной кубика-головоломки, мне было скорее смешно при просмотре. Но это дело субъективное, сами понимаете …

… и напоследок:

С музыкой здесь тоже была забавная история. На самом деле у Баркера было два варианта – взять ставший классическим саунтрек от Кристофера Янга или вставить музыку своих друзей, британских музыкальных экспериментаторов, группы Coil. Попробовав второй вариант сам Клайв, знавши все сцены фильма наизусть, испытал такой приступ ужаса, что решил не доводить тогда ещё потенциального зрителя до полного исступления.

Есть вот такой ремикс на заглавную тему Хеллрезера от Coil, но он по атмосфере практически полностью соответствует оригиналу. Рекомендую послушать и побояться немножко

Ну и конечно же вопрос под занавес: если бы вам попалась эта головоломка, взяли бы её в руки? А? Подумайте над этим на досуге. У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.