Не только лишь все знают, что в СССР не выпускали ничего кроме галош и что эту фразу придумал если не Сам, то уж Берия точно.
Выражение "продажная девка империализма" употребляется у нас как пример политического языка 40-х - 50-х годов и как доказательство ужасной жизни в "совке".
Оно прочно вошло в художественные и не только книги, например в якобы документальной повести «Зубр» Даниил Гранин говорит об ученом-генетике Н. В. Тимофееве-Ресовском: «В 1948 году с ним бы расправились быстро, но времена пришли другие, удавку не накинешь. “Буржуазная наука”, “мухолюбы-человеконенавистники”, “генетика – продажная девка империализма” и тому подобные приемы не проходили, шел все же 1957 год».
Даже образованнейший академик Дмитрий Лихачев и тот писал о "продажной девке империализма" как о реальной фразе, в своих в воспоминаниях. Число "продажных девок" ширилось и к ним вскоре присоединилась кибернетика.
А на самом деле?
На самом же деле это выражение никогда не употреблялось в советском политическом языке. Оно прозвучало в начале 1964 года в спектакле Ленинградского театра миниатюр "Волшебники живут рядом". Автором был сатирик Александр Хазин.
В этой пьесе персонаж А. Райкина, во френче напоминавшим сталинский, как раз и произносил эту. фразу. А напечатана пьеса была в 1967 году.
Про генетику и кибернетику коротенько
Действительно, с генетикой в СССР случилась накладочка : если за наследственность отвечают только гены, то выводы нацистов о превосходстве одних людей над другими можно считать доказанными. А это полностью отменяет всю советскую идеологию равенства людей — с её пионерами, ликвидацией безграмотности или борьбой с пьянством.
Поэтому официально генетику...недолюбливали так сказать. Но при этом до ныне существует Институт общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН, основанный в 1930 году, а его директором с 1941 по 1965 год был...гонитель генетики Т.Д. Лысенко! Такие вот загогулины.
А с "продажной девкой кибернетикой" еще интереснее. Жертвы антисоветской пропаганды не догадываются, что кибернетика это не про компьютеры, и даже не про микросхемы, это про управление различными системами.
Американец Норберт Винер в 1948 году в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» задвинул мысль, что и геном, и мышь, и человек разумный — это идентичные вычислительные машины, которыми можно и, главное, нужно управлять одинаковыми способами. Наши разумеется послали эти теории на *** (Человек это звучит гордо и тд) и как ни странно оказались правы.
По итогу стало понятно, что системы бывают очень сложные и разные, общей для всего-всего науки не складывается, а получается некий набор слабо связанных друг с другом направлений. Эйфория кончилась, и продолжилась разработка конкретных тем. А теорию управления никто в СССР не отрицал, Большие ЭВМ создавались, математические методы писались , АСУ на заводах работали.
Кстати о компьютерах
Кстати о компьютерах : в конце 1948 года, в секретной лаборатории в местечке Феофания под Киевом под руководством Сергея Александровича Лебедева начались работы по созданию Малой Электронной Счетной Машины (МЭСМ). Проектирование, монтаж и отладка МЭСМ были выполнены в рекордно короткие сроки (примерно 2 года) и проведены силами всего 17 человек (12 научных сотрудников и 5 техников). Пробный пуск машины МЭСМ состоялся 6 ноября 1950 года, а регулярная эксплуатация — 25 декабря 1951 года.
В 1953 году коллективом, возглавляемым С.А.Лебедевым, была создана первая большая ЭВМ — БЭСМ-1 (от Большая Электронная Счетная Машина) с производительностью 10000 операций в секунду — на уровне лучших в США и лучшая в Европе.
Провал случился гораздо позже, не из-за кибернетики и Сталина, а из-за провала в создании элементной базы и эпичного по своей разрушительной силе решения 1976 года о прекращении собственных разработок и начале копирования машин IBM, но это уже другая история.