Найти тему
Кино и книги

"Бандеровцы и другие бандиты": 3 интересных приключенческих фильма о послевоенной Польше

Оглавление

Вторая мировая война прокатилась по оккупированным странам, оставив разрушительный след в душе их народов, но став одной из ярких тем кинематографа. Очень много интересных и талантливых картин такого плана создала социалистическая Польша. Это и драматические, и приключенческие ленты. Некоторые из них, посвященные проблемам послевоенной жизни, я предлагаю сегодня вспомнить.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Сержант Калень" 1961 г.

Совсем недавно закончилась война в Польше. Сержант артиллерии Войска Польского Ипполит Калень - простой веселый парень, не забывающий опрокинуть стакан и познакомиться с красивой девушкой. Есть у него недоброжелатель - поручик Матула, туповатый и завистливый, капает на товарища по оружию начальству, но оно, слава богу, - вменяемое.

Капитан Вежбицкий только ругает сержанта за легкомыслие и мечты о демобилизации. Ведь район, где стоит их полк, далеко не благополучный: кругом развалины, на дорогах - беженцы, площадь в городе вымощена надгробными плитами с еврейского кладбища. Недавно здесь открыто хозяйничали бандеровцы, а теперь они активно действуют в лесах.

Каленя, который часто крутит баранку, послали отвезти поручика и солдат на погранзаставу в Ославице. Как раз на засаду бандеровцев они и напоролись. Из небольшого отряда уцелели Калень и один молодой солдат. Они выбрались лесом к погранзаставе, но увидели ее горящей, а потом попались вторично, теперь уже польской банде Жубрыда.

Хитроумный Калень попытался выдать себя и товарища за дезертиров, но соратник ему попался честный, идейный, за что и был расстрелян на месте. Сержанта же начали допрашивать с пристрастием, заподозрив, что он подосланный разведчик.

Герой будет выдавать себя за своего среди чужих, казаться чужим среди своих, попадать в переплеты и лихо выкручиваться, но война - дело серьезное и конец неожиданно жесток и несправедлив.

Фильм снят по мотивам одноименной повести Яна Герхарда. Начавшись в духе приключений, напоминающих известный сериал "Четыре танкиста и собака", картина постепенно наполняется трагизмом, что особенно заметно по музыкальному сопровождению.

Героя невозможно не полюбить, он близок к образу чешского солдата Швейка. Неунывающий и ловкий парень, больше озабоченный девушками и самогоном, чем какими-либо идеями, может отлынивать от службы, но в критический момент всегда знает, где правильная сторона. Роль сержанта Каленя исполняет знакомый по тому же сериалу о танкистах актер Веслав Голос.

Бандеровцев здесь неправильно озвучили как "бендеровцев", но они совершено узнаваемы - жгут, пытают, убивают. Видно, что и поляков, в свое время, - достали.

"Волчье эхо" 1968 г.

Место действия - польская граница в Карпатах вскоре после войны. Начальником погранзаставы служит хорунжий Петрик Слотвиня - настоящий герой, только немного авантюрист.

Скучно ему, война закончена, на границе тихо, вот и влипает неугомонный парень в разные конфликты. Последний раз - отправился через границу в чешское село, подрался с задержавшими местными пограничниками. Чтобы не отдавать под суд заслуженного бойца, командование предложило ему выйти в отставку.

Кадр из фильма "Волчье эхо". Вот таков наш герой - Петрик Слотвиня (Бруно Оя), недаром он девушкам нравится. Текля - актриса Ирена Карель.
Кадр из фильма "Волчье эхо". Вот таков наш герой - Петрик Слотвиня (Бруно Оя), недаром он девушкам нравится. Текля - актриса Ирена Карель.

Одинокий всадник в конфедератке едет по пустынным местам, мимо холмов, лесов, рек. Останавливается переночевать в полусгоревшей заброшенной сторожке лесника. Внезапно подъезжают еще трое всадников, двое - в милицейской форме, но ведут себя прямо как бандиты.

Оставив штатского парня охранять лошадей, двое подкрадываются к оставленной Петриком вместо себя на постели самодельной кукле. Приходится брать в плен и допрашивать. Пленники клянутся, что они милиционеры-новички из здешнего местечка, но назвать оттуда никого не могут, а про коменданта поста говорят, что он сменился.

Кадр из фильма "Волчье эхо". Попались!
Кадр из фильма "Волчье эхо". Попались!

Петрик, раздев пойманных и захватив одежду и лошадей, приезжает на их место службы. Увидев сплошь незнакомые лица, он начинает нести человеку, выдающему себя за нового коменданта, правду пополам с ложью, сказав, что вещи и лошадей нашел в сторожке, а сам уволен с погранслужбы за незаконные доходы.

Герою придется почти в одиночку разбираться с оборотнями в погонах, ищущими спрятанную кассу их предшественников - разбитой банды Тризуба из УПА.

Фильм - типичный вестерн со всеми его приметами: скачками на лошадях, драками, перестрелками, хорошим парнем, сражающимся с плохими, попавшей в беду красавицей. Только все это разыгрывается в глухом карпатском углу, где уволенный польский пограничник воюет с преступниками (скорее всего бывшими бойцами Армии Крайовой), ищущими клад украинских националистов.

Кадр из фильма "Волчье эхо". Петрик и его будущий соратник, а пока молодой бандит Альдек (Марек Перепечко).
Кадр из фильма "Волчье эхо". Петрик и его будущий соратник, а пока молодой бандит Альдек (Марек Перепечко).

Диалоги в картине остроумные и блестящие, музыка бодрая, сюжет развивается динамично, положительные персонажи красивы. Для главного героя характерно то, что в своей войне он старается обходиться без жертв, прямо как Румата Эсторский у Стругацких, да еще и перевоспитывает одного молодого бандита.

Эстонский и польский киноактер Бруно Оя играет бесшабашного и находчивого благородного героя безупречно. Впечатляют пейзажи, локации, особенно катакомбы в колодце. Можно считать, что для военной темы жанр слишком легкомыслен, но это - дело вкуса.

"Закон и кулак" 1964 г.

Анджей Кениг, бывший учитель, возвращается поездом из Германии, точнее из концлагерей. Выглядит он уже прилично, но душевные раны заживают медленнее. Человеку, имеющему совесть, не удается жить без проблем в разворошенной войной стране, где всплыла на поверхность всякая грязь.

Анджей отстает от поезда, откликнувшись на крик о помощи одной девушки, потому что на него с ожиданием мужской защиты посмотрела другая. Пришлось во время остановки идти разбираться с хулиганами, а состав тем временем ушел.

Оставшись на незнакомой станции, герой ищет работу поспокойнее. Некто Чесек, в прошлом тоже концлагерник, познакомившийся с ним случайно, предлагает поехать в качестве водителя с группой, которой руководит доктор Мелецкий, в присоединенную к Польше Померанию.

В бывшем немецком курортном городке Грауштадт нужно организовать органы власти, работу больницы, начать прием репатриантов и пациентов госпиталей.

Кадр из фильма "Закон и кулак". Группа доктора получает документы и оружие.
Кадр из фильма "Закон и кулак". Группа доктора получает документы и оружие.

Добровольцы, в сущности, - никому неизвестные люди. Исключительно на доверии, с полномочиями от правительства они едут в безлюдное место, где полно брошенных богатств: лекарств, оборудования, одежды, обуви, продуктов, ценных предметов искусства.

Кениг еще не знает, что группа состоит не из случайных людей. Доктор, который на самом деле никакой не доктор, организовал ее, чтобы ограбить город, вывезти все ценное и сбежать за границу.

Прежде всего поражает сама оригинальная ситуация: безлюдный город, из которого исчезли жители, но остались все богатства, шикарные отели, магазины, коллекционное вино и один пьяный немец - метрдотель. Все как будто нарочно сложилось, чтобы организовать шикарную вечеринку для бандитов и четырех, забредших разжиться брошенным добром, женщин.

Их судьбы разрушены войной. Все они разные: от аристократки до узницы лагеря, да и мародеры обрисованы очень интересно. Зловещий философ-доктор, его правая рука - злодей в черных перчатках Вияс, верующий крестьянин Антек Смулка, заумный и боязливый интеллигент Рудловский, бывший концлагерник Чесек, желающий получить от жизни компенсацию за свои страдания.

Фильм снят по мотивам повести Юзефа Хена "Тост". Книгу рекомендую прочесть тоже, она хорошо показывает внутреннее состояние и мотивации героя. Один из режиссеров-постановщиков экранизации - Ежи Гофман, что уже говорит само за себя.

Картина, по-моему, главным образом, о том, что война ведется не только между правой стороной и неправой. Война идет в душе каждого за то, чтобы остаться человеком или превратиться в мерзавца или труса.

В фильме много сильных эпизодов. Впечатляющий момент, когда Вияс стреляет в гипсовую голову Гитлера на витрине и от сотрясения оживает уличный репродуктор и, конечно, нетривиальная концовка, которую можно назвать "Пирровой победой".

Эпизоды в жанре вестерна тоже сняты мастерски: кошки-мышки в пустом городе, сцена с бочками в подвале, последняя перестрелка. Видеоряд и музыкальное сопровождение очень эстетичны.

Кадр из фильма "Закон и кулак". Анна (Зофия Мрозовская)  и  Анджей (Густав Холоубек)
Кадр из фильма "Закон и кулак". Анна (Зофия Мрозовская) и Анджей (Густав Холоубек)

Единственное замечание: все же бывшие заключенные концлагерей должны быть похудее. Анна - похожа, а Анджей и Чесек слишком хорошо выглядят.

Много сильных ролей помимо главного героя: доктор Мелецкий (Ежи Пшибыльский), Вияс (Рышард Петруский), Анна (Зофия Мрозовская) , Барбара Дубиковская (Ханна Скаржанка), метрдотель Шеффер (Адам Пежик), Антек Смулка (Всеслав Голас).

Если первые два фильма просто хорошие, то этот, по-моему, по глубине содержания и художественным достоинствам гораздо выше.

Выбирайте картины по вкусу, желаю приятного просмотра! Не забывайте читать предыдущие статьи блога на близкую тему: "Обвиняются в предательстве": 3 малоизвестных советских фильма о Великой Отечественной войне".

-11