Найти в Дзене
Рассказы.

Продолжение часть 2 Гармония

При этом в Древней Греции существовало близкое понятие — гомонойя (и богиня такая тоже была). Гомонойя — это согласие, единение сердец. Оно известно в первую очередь благодаря Александру Македонскому. Покорив большую часть известного грекам мира, Александр предложил гомонойю в качестве своего рода государственной идеи: не важно, кто мы — греки или варвары (варварами считали тех, кто не разбавляет вино водой), главное, чтобы думали и чувствовали одинаково. Британский исследователь Роберт Бек писал, что разница между гармонией и гомонойей в том, что первая возникает органично, ее, в отличие от гомонойи, нельзя навязать другому. Пифагор же одним из первых начал пытаться высчитать гармонию в музыке. По легенде, однажды он проходил мимо кузницы, и его увлекли звуки ударов молота по наковальне. Он попросил кузнеца поэкспериментировать с его инструментами и вскоре описал понятие тона и полутона в виде математических пропорций. Пифагор понял, что гармоничность звуков зависит не от силы удара,
Акустические опыты Пифагора. Франкино Гафурио. Теория музыки. 1492 год
Акустические опыты Пифагора. Франкино Гафурио. Теория музыки. 1492 год

При этом в Древней Греции существовало близкое понятие — гомонойя (и богиня такая тоже была). Гомонойя — это согласие, единение сердец. Оно известно в первую очередь благодаря Александру Македонскому. Покорив большую часть известного грекам мира, Александр предложил гомонойю в качестве своего рода государственной идеи: не важно, кто мы — греки или варвары (варварами считали тех, кто не разбавляет вино водой), главное, чтобы думали и чувствовали одинаково. Британский исследователь Роберт Бек писал, что разница между гармонией и гомонойей в том, что первая возникает органично, ее, в отличие от гомонойи, нельзя навязать другому.

Раковина наутилуса
Раковина наутилуса

Пифагор же одним из первых начал пытаться высчитать гармонию в музыке. По легенде, однажды он проходил мимо кузницы, и его увлекли звуки ударов молота по наковальне. Он попросил кузнеца поэкспериментировать с его инструментами и вскоре описал понятие тона и полутона в виде математических пропорций. Пифагор понял, что гармоничность звуков зависит не от силы удара, а от веса молота. А созвучия образуют инструменты с весовым соотношением 3/2 и 4/3. Считается, что так родилась музыка в знакомом нам упорядоченном виде. Пифагор считал музыку лекарством для души и способом достижения внутренней гармонии. По Пифагору, гармония нужна, например, для мирного сна, поэтому он и его ученики практиковали игру на музыкальных инструментах по вечерам.

Другие — найти в себе

Гармонию активно искали в другой части Древнего мира — на Востоке. Наверное, наиболее четко говорил о ней Конфуций. Он тоже оглядывался на природу как некий идеал гармонии, но несколько иначе проецировал ее принципы на общество. По Конфуцию, гармония — это естественное спокойствие разума. Подход греческой богини, превратившейся ради супруга в змею, он бы вряд ли одобрил, потому что для Конфуция противоположностью гармонии был консенсус — конструкция, держащаяся на взаимных уступках. Для него согласие между людьми через отказ от душевного баланса был недопустим. Проще говоря, ради гармонии не нужно вести игру, чтобы привести ситуацию к общему знаменателю. Гармония — это прозрачность вашей позиции плюс максимально искренняя попытка понять и учесть интересы других

Завтро будет 3 часть

Подписовайся что бы не упустить ))