Найти тему
Новый проспект

Железный занавес ковида. Почему россиян разворачивают на границе с Эстонией

Оглавление
Наши эстонские соседи 21 июля разрешили въезд на свою территорию всем привитым от ковида гражданам не из Европы (решение действует по сей день и тип вакцины значения не имеет). Узнав об этом, корреспондент «Нового проспекта» взял с полки сертификат о вакцинации и отправился на выходные в Прибалтику. Но вояж был прерван пограничной службой ФСБ России в Ивангороде — путешественника развернули и отправили обратно в Петербург. Оказалось, что сертификат о прививке «самой лучшей и первой в мире зарегистрированной вакциной» «Спутник V» для российских пограничников на суше (в отличие от их коллег в аэропортах и на морских вокзалах) не аргумент!

«Ой, знаете, я вчера шестерых таких как вы забирал», — сочувствующим тоном утешил Магнус, водитель автобуса LuxExpress, следующего по маршруту Таллин — Санкт-Петербург. «Места для вас сегодня есть, зайдёте в автобус, когда сядут все пассажиры», — проинструктировал он.

Ясный пятничный день, на часах около 11 часов утра. Мы с мужем сидим в аскетичном здании пункта пропуска через государственную границу в Ивангороде. Нас только что не выпустили из России отечественные пограничники, поскольку на руках и на экранах смартфонов не оказалось документов, хоть сколько-нибудь, по версии родного государства, оправдывающих стремление перебраться через мост, в славный город Нарву.

Дожидаемся, когда все «плановые» пассажиры займут места «согласно купленным билетам», и плетемся в конец автобуса. Оставшиеся до Петербурга два с половиной часа я пыталась понять, как же так получилось, что ничего не получилось.

В пересечении границы отказано

А началось всё с того, что в разгар пандемии у меня закончилась шенгенская виза. Поскольку «родное» финское консульство на замке, возможности нашлись у Эстонии и Греции. Греция отпала сразу: для получения нужны бронь отеля и билеты, а тратить безумные деньги ради заветной наклейки в загранпаспорте не хотелось.

С Эстонией все оказалось проще: однодневная бронь апартаментов (сейчас для визы требуют невозвратную) в Нарве обошлась в € 15 (около 1500 рублей), ещё € 10 стоил билет на автобус перевозчика LuxExpress.

СПРАВКА :

Автобусные перевозчики, латвийский Ecoline (юрлицо в России ООО «Амрон») и эстонский LuxExpress (АО «Евролайнс»), прекратившие работу в прошлом году из-за пандемии, уже в этом июне возобновили перевозки, в том числе в Таллин. Начинали с четырех рейсов в неделю для футбольных болельщиков, а теперь у перевозчиков полноценное, почти доковидное ежедневное расписание, то есть по четыре рейса в день (по два туда и два обратно) у LuxExpress и по два рейса в сутки у Ecoline. У последнего открыты также рейсы в Хельсинки. Судя по наполняемости, автобусы оказались популярны. В первые же дни россияне скупили все билеты на ближайшие туры в Таллин.

Пока я ждала вестей о готовности визы (о реальной поездке тогда речи, конечно, еще не шло — эстонская сторона не ждала гостей), СМИ запестрели радостными заголовками о том, что Эстония наконец открывает границы для привитых «Спутником V» россиян, в том числе с целью туризма.

Эстония — вторая страна ЕС, признавшая нашу вакцину. Первой была Греция, а 2 августа к ним присоединилась Венгрия.

Внезапно открытое окно возможностей манило. Так хотелось впервые за утомительные полтора ковидных года отправиться к соседям: к ухоженными улочкам, средневековым крепостям и, что уж там, к санкционному сыру из Rimi. А тут подоспела и виза, и билеты уже на руках. Кажется, всё получится! Ведь можно!

Между тем пандемия внутри страны бушевала, Петербург бил антирекорды смертности. Стало известно о первых поддельных сертификатах о прививках и липовых ПЦР-тестах. Приходилось внимательно следить за изменениями в риторике эстонского МИДа, который, глядя на эти безобразия, запросто мог и захлопнуть одну из немногих европейских туристических лазеек. Этого, однако, не случилось.

За несколько дней до рейса мне на почту пришло предостережение от перевозчика, мол, обратите внимание, могут быть ограничения на въезд в Эстонию и Россию. Но далее обычным шрифтом: «О возможных ограничениях на выезд из РФ рекомендуем уточнять в посольстве Российской Федерации в Эстонии и на сайте пограничной службы ФСБ России».

Последнюю ссылку невнимательный автор настойчиво советует сухопутным путешественникам открыть и долго скроллить страницу вниз, до места «выезд из Российской Федерации возможен для граждан Российской Федерации следующих категорий». Как стало понятно уже на границе Ивангорода, собака зарыта именно тут.

Но мы наивно ожидали подвоха только со стороны эстонских властей. Сертификаты с QR-кодами распечатали и даже заверили их печатью поликлиники под удивлённые вздохи сотрудников регистратуры, получили отрицательные англоязычные ПЦР-тесты.

В день поездки, вооружённые бумажками о собственной ковид-безвредности, мы оказались на автовокзале Петербурга. Рейс Петербург — Таллин отчаливает в 7:30 от платформы № 9.

Предчувствие неладного настигло при посадке. «Прививка есть?» — интересуется водитель. «Да», — уверенно рапортуем мы. «Цель поездки?» — важным тоном продолжает он. «Хотим посетить клинику и погулять по городу», — честно докладываем мы. «А бумаги, подтверждающие визит, есть?» — интересуется водитель. «Нет… У нас так, телефонная договорённость…» — объясняем мы. «Ну, ребята, вас могут не пропустить на русской границе. Без бумаги это туризм, а как туристов вас не выпустят. Но вы можете отказаться от поездки прямо сейчас», — предостерег он.

«Позвольте, что это значит не выпустят?» — не верим мы и с мыслью «кто не рискует, тот не пьёт шампанского» решаем ехать. Таких как мы, с сомнительными основаниями, в автобусе оказалось шестеро.

Два с половиной часа по трассе A-180 «Нарва» — и вот башенка Нарвского замка уже виднеется на горизонте. Приграничные проезды на удивление пусты. Подъезжаем к терминалу.

Водитель направляет «спорных» пассажиров к пограничной стойке первыми. «Если вдруг вас не выпустят, я ждать не буду, имейте в виду», — предупреждает он.

За стеклом вежливая сотрудница погранпоста берёт в руки загранпаспорт и ожидаемо интересуется целью поездки. Уверенно отвечаем про клинику. «А документ есть?» Честно признаюсь, что нет. «Ой, а могут ли в клинике вам прислать приглашение хотя бы на телефон? Я подожду. Паспорт пока забираю», — обрубает надежду девушка в будке.

Получить никаких бумаг и подтверждений из клиники в спешке, конечно, не получилось.

Стало ясно, что предприятие провалилось, но я пытаюсь сопротивляться: «У меня же есть сертификат о вакцинации нашей самой лучшей и передовой вакциной «Спутник». Как же вы меня не выпустите? Чем не основание?»

«Нет, к сожалению, это недостаточное основание», — вежливо прерывает сотрудница погранпоста.

«Так вот ты какой, железный занавес, — мелькает мысль в голове. — Как хрупка, оказывается, гарантия 27 статьи Конституции, тоже хрупкой и изменчивой, на фоне коронавируса».

Ещё один сотрудник пограничной службы попытался нам помочь: «Может, недвижимость у вас есть? Родственники? Нет? Понятно… Тогда пустить никак не можем. У нас вот постановление».

Увы, сухопутные и речные границы по-прежнему закрыты для выезда путешественников из России, будь ты хоть десять раз привит. Коварное ковидное постановление 763-р, которое в марте прошлого года подписал заботливый премьер Михаил Мишустин, никто не отменял и, видимо, не все о нём вспоминают (я вот даже не знала). Выехать можно по 24 основаниям. Поправок относительно привитых (по примеру той же Эстонии) тоже до сих пор нет.

Через сухопутную границу туриста не выпустят также в дружественную Белоруссию, в Казахстан и в другие страны ЕАЭС. Исключение — Южная Осетия и Абхазия.

Тем временем пограничная служба не пропустила через кордон молодого человека из нашего автобуса, который хотел на «IT-конференцию в Таллин и к друзьям» (это тоже недостаточное основание для выезда). Спустя несколько минут то же самое объяснили пожилой женщине с огромной тележкой, которой нужно было к сыну в Нарву, а копии свидетельства о рождении и бумажки о том, что сын — житель страны Евросоюза, у неё не оказалось. Женщину завернули. Из-за стресса у нее прихватило сердце.

«Да как же так, милые! Меня же ждёт сын там, на вокзале в Нарве. Я же не знала, что мне нужно его свидетельство о рождении», — надрывалась она. Женщине повезло: спустя некоторое время сын прислал ей на смартфон какие-то нужные пограничникам документы, и тележка покатилась за заветный турникет.

А тех, кто границу не перешел, сопроводили в противоположную часть пограничного терминала для следующих в Россию.

«А может быть, выпустите нас по Ивангороду погулять? В крепость сходить?», — интересуемся мы. «А пропуск у вас есть? Тут только с пропуском можно, это приграничная зона. Иначе штраф 500 рублей», — отсекает пограничник.

Перед входом в автобус незадачливым путешественникам отдали паспорта с формулировкой «в пересечении границы отказано».

В самолёте коронавируса нет

Как же так получилось, что в Ивангороде на границе ежедневно останавливают и разворачивают десятки, а может даже сотни соотечественников, купивших автобусный тур в Эстонию?

Первое, что бросается в глаза, — неочевидность внутреннего запрета.

Во-первых, российская сторона смягчила правила для въезжающих из-за рубежа россиян: им дали возможность пройти ПЦР-тест однократно (ранее его нужно было повторить, соблюдая самоизоляцию), а с вакцинированных вовсе сняли обязанность тестирования. В памяти нет-нет и всплывет и футбольный чемпионат Евро-2020, и ковидные «Алые паруса», и парад ВМФ, где о безопасности граждан явно думали меньше, чем на терминалах Ивангорода.

Противоречие сквозит и в том, что по воздуху пересекать границу можно. Видимо, в самолете и аэропорту коронавирус не передается, даже в случае столпотворения жаждущих попасть в Турцию, Грецию и Египет.

Добавляют неразберихи в ситуацию многочисленные сообщения и реклама о возобновлении автобусных туров в Эстонию, а также акцентированная в СМИ лояльность эстонцев к привитым россиянам.

Стоит ли говорить, что «безвредный», по версии властей, самолет из Пулково в Таллин несопоставимо дороже туристического автобуса? Самый бюджетный вариант туда-обратно от airBaltic на ближайшие дни обойдется почти в 30 тыс. рублей на человека (чуть дешевле, за 28 тыс. рублей, можно слетать туда в сентябре). И это, замечу, с 14-часовой пересадкой. Тогда как аналогичный автобусный тур от LuхExpress или Ecolines стоит 5,2-5,5 тыс. рублей. О том, что поездка невозможна, никто в лоб туристу не говорит. Так однодневная вылазка «за сыром» в Эстонию стала в прямом смысле роскошью, доступной избранным.

Формально открыты и морские границы, правда порт «Морской фасад» вторую навигацию подряд не принимает лайнеры. Единственный паром «Принцесса Анастасия», что ранее курсировал между балтийскими столицами, отбывает службу в посёлке Белокаменке под Мурманском то ли в качестве ковидного обсерватора, то ли в статусе водной гостиницы для рабочих «НОВАТЭКа».

«Граждане не читают постановлений!»

Тревожные звоночки о подзабытых с марта ковидных правилах, конечно, тоже были. Если хорошо порыться в поисковиках, можно найти статью псковских коллег. Они тоже на фоне радостных вестей забронировали туры в Тарту, но о нашем внутреннем постановлении вспомнили, только сделав контрольный звонок на пропускной пункт в Шумилкино. То же можно сказать про обзоры ковидной поездки в Финляндию для владельцев недвижимости от нашего коллеги из «Фонтанки». Русским пограничникам в них посвящён не один абзац.

Следует признать, что предупреждения об ограничениях на сайтах обоих автобусных перевозчиков есть, но акцент в них сделан на правилах въезда в Россию и другие страны. По выезду из страны пассажирам даны лишь ссылки на постановления и сайты ведомств. Ответственность за приобретение билетов, за изучение многостраничных постановлений и обзвон погранслужб — на пассажирах. Билеты же продают независимо от наличия у клиента оснований, например, из тех самых 24-пунктов, разрешающих выезд. О них напомнят уже в автобусе.

В официальных группах перевозчиков гораздо охотнее рассказывают об увеличении числа туров из Петербурга в Таллин. Информацию о том, кому разрешат выехать из России, в этих группах (но не на сайтах) найти тоже можно, но, видимо, люди попросту не догадываются туда зайти.

Интересно, что железнодорожное сообщение между Россией и Эстонией, а также другими европейскими странами пока приостановлено.

«Новый проспект» спросил у перевозчиков, много ли случаев разворота пассажиров на границе и что в данном случае предпринимают в компании.

В LuxExpress изданию сообщили, что у них действительно бывают рейсы, где «пару человек не пропускают через границу из-за отсутствия оснований». «Но, как правило, рейсы проходят без подобных случаев», — утверждают там. В компании заверили, что «оповещают пассажиров на сайте, в специальном разделе, где указана справочная информация и ссылки на официальные источники». Предупреждения об ограничениях, говорят в компании, будут акцентированы в момент покупки билета, указаны на самом билете, о них же напомнят перед поездкой, об основаниях на выезд и въезд спросят и водители (ровно тот алгоритм, который корреспондент «Нового проспекта» описал выше). «Обычно пассажиры автобусов Lux Express основательно готовятся к поездке и заранее выясняют все нюансы», — сообщили в компании.

Представители Ecolines прокомментировали ситуацию так: «Граждане сами почему-то не читают постановления, покупают эти билеты, а запрет на выезд никто же не отменял!». Как заверили нас в компании, водители не допускают инцидентов на границе и не пускают в автобус пассажиров без оснований для выезда. «Мы предлагаем им вернуть деньги или перенести дату выезда», — сообщили корреспонденту в компании.

В пограничной службе ФСБ по Петербургу и Ленинградской области сообщили, что только за июль-август на АПП Ивангород было отказано в выезде более чем 300 гражданам России, которые «попытались в нарушение закона пересечь государственную границу».

Псковские коллеги из пограничного управления сообщили «Новому проспекту», что не ведут статистику вернувшихся, хотя «инциденты на границе есть». «Но мы проводим работу с перевозчиками, поэтому у нас таких случаев мало», — заверили там и попросили «обязательно напомнить гражданам, что постановление еще действует».

Судя по оценкам, озвученным водителями таллинских автобусов на автовокзале, ежедневно на границе оказываются не менее десятка человек без права на выезд. Пассажиры могут терять от 1,5 млн рублей в месяц только на билетах, не говоря уже о бронировании отелей и апартаментов, куда из-за плотно закрытых границ будет не попасть.

Интересно, что, по оценкам участников туристического бизнеса, получить деньги в оборот, чтобы потом через неделю-месяц-два вернуть их клиентам, для фирмы выгоднее, чем не продавать туры вовсе.

«Живые деньги в обороте позволяют вести хозяйственную деятельность здесь и сейчас. К тому же деньги за билеты возвращать будут не все, предпочитая перенести тур. Видимо, на это тоже есть расчёт», — прокомментировал предприниматель, пожелавший остаться неизвестным.

«Новый проспект» направил запрос в правительство Российской Федерации с просьбой разъяснить целесообразность запрета на выезд по сухопутным границам для вакцинированных, а значит защищенных граждан, и логику этого запрета при наличии открытых воздушных и морских кордонов. Запрос пресс-служба правительства перенаправила в аппарат вице-премьера Татьяны Голиковой. Сегодня оттуда пришла отписка, в которой чиновники сообщили, что движение через сухопутную границу РФ временно ограничено. И об изменениях этой ситуации «будет сообщено отдельно». Исчерпывающий ответ…

Текст: Ольга Головина

Понравилась статья? Переходи на наш сайт newprospect.ru и будь в курсе последних новостей.