Найти тему
Исторический понедельник

Три самых лучших истребителя Второй Мировой войны – Bf.109, Spitfire и Ла-5

В публикации приводится описание самых лучших фронтовых истребителей Второй Мировой войны от всех противоборствовавших сторон и выделяются три лучших с обоснованием недостатков остальных.

Воздушный бой
Воздушный бой

Вторая мировая война продолжила традиции Первой в деле развития технологий, в основном авиационных, но на этот раз авиация стала играть не просто большое значение, а часто и решающее. Теперь ни одно наступление не было возможно без поддержки авиации, причем массированной.

Главную роль в любом сухопутном сражении, конечно же, играла бомбардировочная и штурмовая авиация, большая роль отдавалась и авиационной разведке. Но подлинными королями неба над полем боя были истребители, на которые возлагалась задача защиты своих бомбардировщиков и противодействие вражеским.

Таким образом истребители должны были обладать хорошими бойцовскими качествами, чтобы драться и с подобными себе. Одновременно они могли выполнять и задачи, свойственные другим родам авиации – и бомбить, и штурмовать, и разведку проводить. Единственно, что не могли истребители – это заменять собой стратегические бомбардировщики, но и так круг задач фронтовых истребителей был очень широким.

В общем и целом главной единицей фронтовой авиации был истребитель. И у каждой страны, которая принимала участие во Второй Мировой войне, была собственная модель, а то и несколько. Ясно, что каждый из этих самолетов выполнял свою роль до самого конца, иначе он не использовался бы, был бы снят с вооружения и заменен новой моделью. В принципе, так и случалось, но есть такие модели, которые провоевали всю войну с примерно одинаковым эффектом.

И вот в свете этих соображений интересно выявить тройку лучших фронтовых одномоторных истребителей, которые прошли всю войну от начала и до самого конца. Ну, или хотя бы основную часть войны, потому что если считать срок боевой эксплуатации с 1939 по 1945, то в списке будет много устаревших к концу войны самолетов, а на самом деле лучшие останутся за бортом.

Итак, определим авиационные державы – участники Второй Мировой.

1). СССР.

2). Германия.

3). Великобритания.

4). Франция.

5). Италия.

6). США.

7). Япония.

Свои собственные истребители выпускали еще Польша, Румыния и Голландия, но эти самолеты хоть и были интересны сами по себе, но как боевая техника были не настолько эффективными, чтобы их вообще упоминать в списке лучших истребителей WWII.

СССР.

Всего с 1941 по 1945 годы ВВС РККА обладали четырьмя современными типами одномоторных истребителей – ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1 (7, 9, 3) и Ла-5.

Не умаляя достоинств остальных самолетов, я могу выделить среди них Ла-5 как самый эффективный советский истребитель, который просуществовал до эпохи реактивных самолетов в нескольких модификациях (Ла-7, Ла-11).

Ла-5
Ла-5

Германия.

Наиболее известные – Bf-109 и FW-190. Me-262 не учитываем, так как он и воевал мало, и вообще представлял собой другую эру летательных аппаратов – реактивную.

Считаю, что самым знаменитым был «мессер» Bf-109, потому что «фокке-вульф» хоть и был истребителем тоже выдающимся, но создавался скорее как перехватчик и бомбардировщик, а не воздушный боец.

Bf. 109
Bf. 109

Великобритания.

Из «Харрикейна» и «Спитфайра» - самых известных и даже легендарных самолетов, - естественно, выбирается последний.

Supermarine Spitfire
Supermarine Spitfire

Франция.

Французы воевали в Европе, а потом в Африке и Азии на нескольких типах истребителей, но самым ярким из них был «Девуатин» D.520.

Dewoitine D.520
Dewoitine D.520

Италия.

Итальянцы провоевали всю войну на нескольких основных типах истребителей, но если выбирать из всех самый лучший, то это был, без всякого сомнения, Macchi C.205 Veltro. Правда, этих самолетов было построено всего 300 штук, но если считать, что «Велтро» был модификацией похожего на него Macchi C.202 Folgore, то общее количество можно довести до полутора тысяч.

Macchi C.205 Veltro
Macchi C.205 Veltro

США.

У американской армии и флота было относительно много разных типов одномоторных истребителей, можно вспомнить и «Уорхок», и «Мустанг», и «Хеллкэт», и «Корсар», и «Тандерболт», и «Аэрокобру». Какой из них выбрать? Ну, так и напрашивается «Мустанг», но, во-первых, это был не фронтовой истребитель, а стратегический, а, во-вторых, он стал знаменитым благодаря установке на него английского мотора.

В общем, я решил выбрать между «Хеллкэтом» и «Корсаром», а так как последний вступил в бой почти на год раньше, чем первый, и чаще использовался как фронтовой истребитель, а не морской, то выбор пал именно на него.

Vought F4U Corsair
Vought F4U Corsair

Япония.

Тоже было много истребителей, как армии, так и флота, и количество их увеличилось к концу войны. Естественно, все знают японский «Зеро», который стал легендарным. Но легендарный – не значит лучший. А лучшим был сухопутный истребитель Ki-61 «Ласточка», который провоевал практически всю войну и даже выделил из себя очень успешную модификацию Ki-100. Этот самолет мог на равных драться с любым типом американских или английских истребителей, и если ему и сопутствовали какие-то неудачи, то они зависели только от производителей, а не от конструкторов.

Kawasaki Ki-61 Hien
Kawasaki Ki-61 Hien

Итак, мы выделили 7 лучших фронтовых (условно) истребителей Второй Мировой. Но я думаю, что определить единственный самый лучший из них не получится, так как все они воевали в совершенно разных условиях, и под них же и модифицировались. А вот хотя бы приблизительно выявить тройку лучших можно.

Таким образом я выделил три самолета:

1). Мессершмитт Bf-109.

2). Спитфайр.

3). Ла-5.

Почему в этот топ-3 не вошли другие истребители, не менее прекрасные?

Французский «Девуатин» - истребитель хороший на начало войны, но он никак себя не проявил, к тому же скорость полета у него была низкая – чуть больше 500 км/ч. Ну, то что «никак себя не проявил» и «скорость низкая» - это простительно, но самолет просто не успел повоевать и модернизироваться, так что к нему претензий нет. Но вот фаворитом он быть все равно не может.

Итальянский Macchi C.202/205 – очень современный истребитель, и оставался им до самого конца войны. Он мог потягаться даже с «Мустангом» или «Корсаром», но у него был один изъян, не позволяющий занести его в Топ-3 – самолет оснащался немецкими двигателями, а не итальянскими, а это серьезный минус при определении победителя.

Почему американский «Корсар» оказался хуже «Мессера», «Спитфайра» и Ла-5? Он был довольно сложным в управлении, в отличие от трех приведенных выше машин, а это серьезный недостаток, как ни крути. Но это, пожалуй, единственный недостаток этого знаменитого самолета.

Японская «Ласточка», честно говоря, мне импонирует больше всего, я думаю, что при равных условиях этот истребитель побил бы всех трех лауреатов моего топа. Но самолет этот имел не очень надежный двигатель, что послужило причиной потери очень многих Ki-61 в не боевых условиях. К концу войны истребитель был модернизирован с заменой рядного двигателя на радиальный, и получился выдающийся самолет, который мог бы буквально изменить ход войны.

Но было слишком поздно – японцы просто не успели. Иначе мой Топ-3 пришлось бы переименовывать в Топ-4.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА ПОДДЕРЖКУ МОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ!

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Секретные китайские технологии. Почему все новейшие боевые самолеты Китая летают на старых советских двигателях?

Американцам в Космосе всегда не везло - русские тут постоянно были первыми, первыми они и останутся

Почему в 30-х русские долетели до Северного полюса и даже перелетели его, а американцы так и не смогли?

Эффективность и даже само существование авианосцев США сегодня зависит только от России