Своим творчеством он иронизирует, рассуждает, философствует и трогает людей до слёз. Поэт и музыкант, который называет себя всего лишь любителем, но при этом собирает миллионы просмотров на YouTube. В гостях у «Жизни» Олег Шаранданов, который широкой публике известен как Ефимыч.
- Олег Евгеньевич, пишут, что Вы родились и выросли в Волгограде...
- Нет, я родился в Саратове, правда, жил я там недолго – всего два года. Дело в том, что мои родители были инженерами-энергетиками, много ездили по стране. Они познакомились в Балакове на электростанции, которую строили, затем переехали в Саратов строить другой объект – я там и родился. Потом были Энгельс, Камышин, город Приштина, который в Югославии. После него мы вернулись в Камышин, а затем уже попали в Волгоград. И моя мама сказала, что на этом всё… Хватит с переездами!
- В 10 лет Вы оказались в Волгограде, а сейчас живёте в Москве?
- Живу и там, и там. У меня под Волгоградом есть дом на берегу реки, который я сам построил. Места там достаточно, три этажа.
- Когда Вы решили отправиться в Москву?
- В 2005-м. Мне просто нравилось в Москве, честно говоря. К тому же в тот момент я уже мог позволить себе работать, лёжа на диване с телефоном. Я перестал быть директором, остался только учредителем. А с приходом Интернета в каждый дом так вообще жизнь стала легче.
- Но Москва – это сумасшедший ритм жизни!
- Да какой сумасшедший? Понимаете, я открыл своё предприятие в 90-х, поэтому 2005-й год – это какой-то шаляй-валяй по сравнению с теми бандитскими временами. Всё стало респектабельным, солидным. А Москва… Москва – это уютный тихий город.
- И всё-таки почему Вы уехали в столицу?
- Понимаете, в Волгограде некуда было сходить, а я люблю живую музыку. Каждый раз, когда я приезжал в Москву, шёл в любимое заведение на Тверской, пил там пиво и слушал живых музыкантов. И этого в Москве было полно. И на тот момент для меня это было очень важно.
- Уже тогда надеялись пробиться в музыкальном мире?
- Вы знаете, тогда я не верил, что что-то сделаю в этом плане. Мне просто хотелось сменить обстановку, быть в том месте, где всё время происходит что-то интересное.
- Сейчас Вы надолго в Москве?
- Нет! В Волгограде живёт мама, которой 82 года, и она сильно скучает. Недавно у неё гостила сестра - теперь мы поедем.
- Младшая сестра?
- Да, на 12 лет!
- Серьёзная разница в возрасте. Как Вы отреагировали на её появление в своей жизни?
- В принципе, она была прикольная, если бы меня только не заставляли укладывать её спать. Кстати, у меня была своя методика усыпления – я накрывал её платочком. Она лежит такая, смотрит вверх и засыпает.
- Как Вы это придумали?
- Наверное, подглядел, как попугайчика накрывали. Когда она начала подрастать, с ней стало интереснее. Я начал ей что-то рассказывать, объяснять на правах старшего, и мне это нравилось.
- Помимо сестры, чем Вы ещё в детстве занимались?
- У меня было нетипичное увлечение для мальчика – я собирал кактусы. Когда мы жили в Югославии, на каждые выходные куда-то ездили с родителями. Однажды я попал в Македонию и увидел там две вещи, которые меня потрясли. Во-первых, там просто на улицах росли кактусы. Представляете, великолепные опунции с большими цветами, а во-вторых, я увидел апельсины прямо на деревьях. В моей коллекции было штук 200 кактусов.
- Чем в Ваше детское время мальчишки развлекались в Волгограде?
- Мы часто ездили за Волгу. Садились на пароходик и отправлялись на другой берег. Пытались там ловить рыбу, купались, прыгали с тарзанки. Кроме того, на нашей стороне Волги, где был мой дом, находился овраг, который, как потом выяснилось, является руслом реки Царица. Там тоже любили проводить время. Были у нас и особенные места для встреч - настоящий миномёт и авиабомба. «Пошли к бомбе». – говорили мы. «А, пошли», - слышали в ответ.
- Это было опасно?
- Сейчас я понимаю, когда говорят, что мужчина – это мальчик, который выжил. Это про нас. Помню даже, как ходили в окопы копать ножкой от стола патроны.
- Зачем?
- У нас было такое развлечение: мы делали поджиг (Простейшее самодельное огнестрельное устройство. - Прим. ред.) – к медной трубочке с просверлённой в ней дырочкой приспосабливали приклад, чиракальник, потом набивали порохом и стреляли. Получалось что-то типа древнего мушкета. Один случай запомнился больше остальных. Однажды мы выкопали гранату. Я сначала обрадовался, подумал, что автомат, но оказалась граната. Все сбежались – интересно же. Спрашивают: «Где кольцо?» Его не было… В общем, мы взяли гранату, пошли вдоль дороги, а там собирались столбы ставить, и были насверлены отверстия. В общем, в один из них мы и бросили гранату. Она - бум и не взорвалась.
- Вот тебе и тихий мальчик, которого любили все учителя…
- Меня и в детском саду все любили, пока я не ушёл. Мне стало скучно, я нашёл дырку в заборе и сбежал.
- Где Вас нашли?
- Я сам нашёлся в каком-то смысле. Я шёл домой, потом понял, что заблудился. Набрёл на гаражи и увидел там мужчину, который сидел в машине. Я сначала стоял рядом с ним молча, поэтому он меня не заметил. Тогда я решил зареветь. Мужчина меня увидел, вылез и спросил: «Ты кто такой?» Я ему в ответ, мол, так и так, ушёл! В общем, он отвёл меня обратно в садик, где меня уже искали.
- Как Вы придумали свой псевдоним Ефимыч? Вы же Евгеньевич…
- О, это очень забавная история. Его придумал даже не я, а обстоятельства. Когда я учился в политехе, после 4 курса нас отправили на курсы трактористов, и, когда я сдал экзамен, мне вместо Евгеньевича в корочке написали Ефимович. Часть моей группы, особенно ехидные ребята, ещё некоторое время меня так подкалывали. Когда появился канал на YouTube, я понимал, что я без музыкального образования, не гуманитарий, то есть некое существо сбоку, короче говоря, Ефимыч. Мне показалось, что этот псевдоним подчёркивает мою некомпетентность и иронизирует надо мной в нужной мере.
- Этот проект изначально задумывался как некая отдушина?
- 12 лет назад канал действительно задумывался как отдушина. Я купил ноутбук и обнаружил, что в YouTube можно делать свои каналы. Амбиций у меня на тот момент никаких не было, разве что подсознательно. И так сложилось, что у меня наконец появились две песни, за которые мне не было стыдно.
- Но самую первую песню, насколько я знаю, Вы исполнили на чужие стихи…
- Да, это так! Однажды я приобрёл маленькую книжечку, на которой было написано «Русские романсы». Дома я её открыл и понял, что обломался. Я думал, что там были ноты, но ошибся. Только тексты. Подумал, ну пусть будут тексты. Листал и наткнулся на обалденное стихотворение, проглотил его и посмотрел на подпись - И. Анненский. Я тут же наиграл это произведение. Это потом я узнал, что это были стихи Анатолия Жигулина.
- Что это был за период в Вашей жизни, когда Вы завели канал?
- Мне кажется, это был как раз тот период, когда у меня провалилось предприятие. Начался финансовый кризис, мы потеряли деньги, люди поувольнялись. Началась чертовщина с нервотрёпкой. В общем, напряжёнка была и никакой перспективы.
- Давайте вернёмся немного назад. Когда у Вас появилась первая гитара?
- В классе восьмом, наверное. Мы от школы поехали в совхоз, жили в бараках, и почти каждый вечер устраивались дискотеки. А один раз был вечер самодеятельности, где два моих товарища из параллельного класса исполнили под гитару «Там, где клён шумит». Не то чтобы мне песня понравилась, я тогда больше Scorpions слушал, меня поразило другое - как здорово они всё это сделали. Опять же, девушкам явно понравилось. Поэтому я загорелся. Когда я приехал домой, тут же сбегал в прокат и получил семиструнку с шестью струнами. Мне сказали, что она в порядке, настроена. Я пришёл домой и сразу начал что-то придумывать на ней – просто учиться мне было неинтересно. Так я занимался сам несколько месяцев.
- Почему не попросили помощи?
- Я не люблю просить – мне каждый раз надо себя слегка сломать, чтобы попросить кого-то о помощи. Через некоторое время приехал мой двоюродный брат с Донбасса, и выяснилось, что он вовсю играет на бас-гитаре. Он взял мою в руки и сказал: «А почему не настроена?» В общем, он настроил инструмент, показал мне несколько аккордов и уехал. Но учиться играть я так никуда и не пошёл, наверное, зря. Я просто стал придумывать свои песни.
- Как появилась первая песня? Сначала стихи или мелодия?
- Стихи.
- Помните их?
- Честно говоря, стихотворение было очень подражательным, и это было ужасно. Читать мне его стыдно… «Снился страшный мне сон. Был там страшный базар, продавцы там кричат, предлагают товар. Продаётся там всё: верность, правда и смех». Таких чувств у меня на тот момент не было, поэтому получилось кривобоко. В тот момент я относился к поэзии потребительски. Я читал только для того, чтобы выбрать, что спеть. Но были вещи, которые меня цепляли, конечно, и их как раз-таки спеть было невозможно. - Кто посоветовал подсматривать у классиков? - Старший брат моего одноклассника Марат. Он был очень яркой личностью, занимался карате, играл на гитаре, сам поступил на историко-филологический, чего от него никто не ожидал. Он и притащил мне пластинку Александра Дольского и ещё кого-то из бардов. А позднее он мне принёс томик Поля Верлена, который украл в библиотеке. Такие книги тогда можно было достать только там.
- А как Вы пришли к Бродскому?
- Когда началась перестройка и появились толстые мягкие журналы, я прочитал в одном из номеров «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря» и напрочь выпал. Я мог читать его сколько угодно.
- Как отнеслись родители к Вашему увлечению музыкой и поэзией?
- Абсолютно мимо. Увлекается чем-то сын - ну и ладно. Модно же играть на гитаре, вот и сын играет. Участия в этом они не принимали.
- После школы не хотели пойти учиться музыке?
- Я надеялся играть в политехе, но не срослось. А когда я окончил учёбу, сначала уехал на Ульяновскую ТЭЦ, потом на Ростовскую АЭС, и так три года – я ведь должен был отработать как молодой специалист.
- Почему пошли именно в политех?
- Там была военная кафедра… Рассказы о дедовщине мне сильно не нравились. Я не мог представить, что меня заставят чистить зубной щеткой унитазы, поэтому вуз выбирал по принципу: куда пойти, чтобы меня не заставили чистить унитазы?
- Кто Вы по профессии?
- Инженер-механик, специальность – технология оборудования сварочного производства.
- Работали сварщиком?
- Ну, не сварщиком, а мастером по сварке. Это человек, который руководит сварщиками, но сам не варит. Да и у меня была специальность сварка взрывом, а не плавлением. Взрывать на полигон мы ездили, и это было очень «весело».
- А вообще профессия сварщика опасная?
- Да, несчастные случаи были. Железо – вещь жестокая. Люди травмируются, гибнут. У меня был смертельный случай – моего сварщика раздавило. Приезжали из прокуратуры, из охраны труда. Я тогда очень переживал: всё-таки был очень молодым – только распределился.
- Как долго Вы работали по специальности?
- Около четырёх лет, а потом я открыл своё предприятие и сбежал со скандалом. Мне в тот момент только дали квартиру, как молодому специалисту, и я тут же написал заявление.
- Почему Вы ушли со стабильной работы и открыли своё дело в 90-е?
- Понимаете, мне хотелось уйти от этой предопределённости. Я представлял свой карьерный рост, что стану сначала, как и мой отец, начальником участка, потом, может быть, главным инженером, куплю квартиру, машину, съезжу за границу, а потом я выйду на пенсию и умру. Всё понятно от начала и до конца. Зачем мне это надо? Я хотел не знать, что со мной будет дальше. Я и сейчас так думаю.
- Вы понимали, во что ввязывались?
- Если бы я знал, что со мной будет дальше, то никуда не пошёл бы, конечно. Я бы побоялся. Сначала я пришёл к старшему товарищу, который был старше меня на десять лет. Я точно знал, что он где-то постоянно шабашит на стороне, и предложил ему открыть предприятие. В общем, мне 25, ему – 35.
- Чем занимались?
- Да всё тем же - монтажом. В серьёзные вещи, типа АЭС или ТЭЦ, мы залезть не смогли, но коммунальное хозяйство города было тогда в полуразрушенном состоянии. Вот его мы и определили для себя как рынок. Смогли взять под себя одну котельную, потом другую, а затем разделились. Волгоград – это же на самом деле два города: Волжский и Волгоград. Приятель забрал себе большие объёмы, он здорово поднялся, а меня практически вытеснил, отдал мне только маленькие объекты. Так у меня осталось своё маленькое предприятие, и это был уже мой самостоятельный старт, в котором я развивался довольно бодро до финансового кризиса в 2008 году. Сейчас у меня осталось лишь небольшое предприятие и несколько помещений, которые я сдаю в аренду.
Из второй части интервью вы узнаете о том, как артист смог "спрятать" свой бизнес от бандитов в 90-ые, при каких обстоятельствах познакомился с женой и почему надо всегда помнить, что ты любишь своего ребенка.
Автор: Юлия Ягафарова (@bianzel)