Вспомним отечественные песни второй половины XX столетия, где центральным образом является телефон, а одним из главных событий– ожидание звонка.
Времена меняются, появляются новые способы взаимодействия и средства связи. Реалии новых эпох неизбежно находят отражения в текстах песен. По большому счету, исполнители разных времен поют об одном и том же, но используют для передачи смысла характерные для их времен образы. Так, в текстах современных песен всё чаще упоминаются социальные сети и современные средства коммуникации: Instagram, Facebook, WhatsApp и т.д. «Нет вай-фая», - поёт в одной из своих сольных песен экс-участник дуэта «Чай вдвоём» Стас Костюшкин. Для большой части современных людей отсутствие Wi-Fi – проблема, чреватая отсутствием связи с «внешним миром». «СМС- километры бегут в телефоны», «Набери моё имя в Гугле», «Каждый день мы встречаемся в инстаграме», - это строчки из песен лидера «Ночных снайперов» Дианы Арбениной, написанных ею в разные периоды творческой деятельности. Что уж говорить о более молодых артистах, упоминающих соцсети, мессенджеры и использующих интернет-жаргонизмы в текстах песен по поводу и без. В советскую эпоху не было ни смс-ок, ни интернета, ни соцсетей, любимым способом связи на расстоянии и средством передачи информации был обычный стационарный телефон. Естественно, что этот образ часто использовался в песнях разных авторов и исполнителей, олицетворяя ожидание, внутренние переживания, желание услышать и «соприкоснуться» с близким человеком. Современному человеку, выросшему в 21 столетии, ситуации, описанные в некоторых советских песнях, уже будут непонятны, но сами песни продолжают звучать.
«Переждать не сможешь ты трех человек у автомата», -
пела Алла Борисовна Пугачева в своём известном хите «Не отрекаются, любя». Песня композитора Марка Минкова была выпущена в 1977 году, а стихи были написаны поэтессой Вероникой Тушновой ещё раньше. Отдельный материал об этом произведении выходил на моём канале в рамках рубрики «История великой песни».
Образцы культуры и искусства, в том числе и тексты песен, представителями гуманитарной науки относят к историческим источникам по той эпохе, когда они были написаны. Я подумал, что было бы интересно объединить в рамках тематической подборки песни советского времени, в которых одним из центральных мотивов является телефонный звонок.
«Позвони мне, позвони»
Муз. М. Дунаевский, ст. Р. Рождественский. Исп. Ж. Рождественская, И. Муравьева
Озаглавила сегодняшнюю публикацию, пожалуй, самая очевидная композиция. Песня «Позвони мне, позвони» на протяжении многих лет звучит с эстрады, пластинок и телеэкранов в исполнении артистов разных поколений и музыкальных жанров. Впервые она прозвучала в советском художественном фильме «Карнавал». Картина режиссера Татьяны Лиозновой вышла на экраны в 1981 году. Саунд-трек к этому фильму создали прославленные авторы: композитор, достойный сын своего отца Максим Исаакович Дунаевский, и классик советской литературы, поэт-шестидесятник Роберт Иванович Рождественский. В наследии обоих видное место занимают произведения, написанные именно для кино. К фильму «Карнавал» Рождественский и Дунаевский написали три песни, в том числе «Позвони мне, позвони», которая стала наиболее известной. В памяти зрителей и слушателей фильм ассоциируется именно с этой песней, а песня - с фильмом.
Главная роль в «Карнавале» досталась актрисе Ирине Муравьевой. Её героиня Нина Соломатина мечтает стать артисткой. Именно от лица этого персонажа звучат песни. Муравьева – поющая актриса, обладающая неплохими вокальными данными, и она вполне могла бы исполнить песни для фильма сама. Однако режиссер решила иначе. Актерского пения Муравьевой для образа героини ей показалось недостаточно. Нужен был профессионал. Выбор режиссера пал на Жанну Рождественскую. К тому моменту она уже исполнила знаменитую «Гадалку» («Ну что сказать») для фильма «Ах, водевиль, водевиль», и Лиозновой был необходим именно такой голос.
Таким образом, в фильме Муравьева в роли Нины Соломатиной лишь открывала рот под пение Рождественской. Исполнение Жанны Германовны и слушателями, и музыкантами, воспринимается как некий «эталон».
После фильма Муравьева, с чьим образом песня ассоциируется не меньше, чем с вокалом Рождественской, стала петь уже её своим голосом. В 1983 году на фирме «Мелодия» была издана пластинка с исполнением Муравьевой. Народная артистка России неоднократно исполняла "Позвони мне позвони" на концертах и встречах со зрителями.
В рамках шоу перевоплощений «Точь-в-точь» на Первом канале сцену из фильма и образ героини Муравьевой с вокалом Рождественской попыталась воспроизвести певица и композитор Ирина Дубцова.
Без привязки к образу героини фильма Дубцова исполняла песню "Позвони мне, позвони" в программе "Большая семья", посвященной композитору М. Дунаевскому.
Кавер-версий было великое множество. Например, в телеэфире, на сборных концертах с этой песней выступала выпускница второго сезона «Фабрики звезд», популярная певица Юлия Савичева.
Песня органично звучит в рок-стилистике. В таком ключе кино-хит перепевала группа «Приключения Электроников», которая специализируется на кавер-версиях любимых советских хитов. Вокальную партию исполнила бас-гитаристка «Электроников», участница панк-групп «Улей» и «Плед» Дарья Давыдова.
В телепроекте «Суперстар.Возращение» 2020 года эту песню выбрала для исполнения экс-солистка группы «Тату» Юлия Волкова. Показательно, что певица при подготовке номера консультировалась с самой Рождественской, не решившись петь без её благословения.
«07» («Здравствуй, это я»)
Муз., ст. и исп. В. Высоцкий.
В советское время не было не то что «скайпа» и мобильного телефона, и обычный телефон был далеко не в каждой квартире, и даже при его наличии совершить междугородний или международный звонок «напрямую», просто набрав номер, можно было не всегда. Для этого ходили на переговорный пункт или заказывали соединение через телефониста. Особенность советской повседневности представлена в сюжете знаменитого фильма «Ирония судьбы или с легким паром», снятого режиссером Э. А. Рязановым в 1975 году и до сих пор сохраняющего за собой негласный статус «главного новогоднего кино».
В жизни легендарного актера и поэта Владимира Высоцкого, который был женат на француженке М. Влади, международное общение по телефону играло важную роль и отразилось в песенном творчестве. Автор-исполнитель лично знал телефонисток, обеспечивающих его связь. Телефонист для него был своего рода «ангелом связи», от которого зависело общение, а иногда и судьбы людей. Своей знакомой, представительнице этой профессии Людмиле Орловой он посвятил песню, обыгрывающую реалии и тонкости междугородней телефонной связи того времени и роль телефониста в общении людей. В официальное название произведения вынесен код страны - 07, также она известна как «Международная» или по строчке «Здравствуй, это я».
В тексте песни героиню зовут не Людмила, а Тамара.
«Здравствуйте, девушка, как Вас звать? - Тома»,
- гласит одна из строчек. Некоторые считают, что поэт просто изменил имя в угоду рифмы и размера, однако существует версия что, несмотря на посвящение Людмиле Орловой, реальным прототипом персонажа песни Высоцкого могла стать другая его знакомая телефонистка – Тамара Барановская, которая часто осуществляла связь Высоцкого с женой. Эти сведения представлены в материалах Интернета со ссылкой на племянника женщины. Вероятно, «телефонистка Тома» - образ собирательный, отчасти списанный и с Орловой, и с Барановской и с многих других девушек, которые по долгу службы оказывались посредниками и «невольными свидетелями» чужой частной жизни и иногда даже могли повлиять на ее исход. Сегодня такое уже сложно себе представить.
Песня «07» очень талантливо отражает превратности эпохи. Как это бывает у Высоцкого, она отчасти иронична и в то же время глубока по содержанию и транслируемым смыслам.
«Почему мне в кредит, по талону, предлагают любимых людей?» -
отражающая реальность философская строчка, звучащая как «риторический вопрос».
«Позвони»
Муз. П. Бюльбюль оглы (Мамедов) ст. О. Гаджикасимов, исп. П. Бюльбюль оглы
Имя Полад Мамедов может ни о чем не сказать некоторым слушателям, хотя песни в его исполнении жители огромной советской страны знали, любили и помнят до сих пор. 76-летний Народный артист Азербайджана занимал несколько важных государственных и дипломатических постов, а советские слушатели помнят его как популярного эстрадного певца и композитора, прославившегося под сценическим именем Полад Бюльбюль оглы. Именно так его имя записано в реестре Российского авторского общества. Псевдонимом стало прозвище, полученное артистом за красивый голос. «Бюльбюль» означает соловей. Одной из «визитных карточек» певца считается песня, которая так и называется «Позвони». Показательно, что в современном Яндексе при попытке набрать запрос «Полад Бюльбюль оглы» в качестве «подсказки» первым делом вылезает строчка: «Ты мне вчера сказала, что позвонишь сегодня».
Эта песня родом из далекого 1966 года, музыку для неё написал сам Полад Бюльбюль оглы. Автор текста – его соотечественник, советский поэт-песенник азербайджанского происхождения Онегин Гаджикасимов. О вышедших из-под его пера текстах «Восточной песни» и одной из русских версий «Дилайлы» я уже рассказывал на своём канале в других материалах. Ссылки оставлю внизу.
Песня «Позвони» или «Ты мне вчера сказала, что позвонишь сегодня» создавалась специально для приключенческого фильма «Следствие продолжается». Песни в нём звучат голосами Ларисы Мондрус и Муслима Магомаева, а Полад Бюльбюль оглы работал над фильмом в качестве композитора. «Позвони» в финальную версию фильма не вошла, тогда автор исполнил её сам, представив на суд слушателей в эфире программы «С добрым утром!» и тем самым обеспечив композиции хитовое будущее.
Эта песня – еще один пример, показывающий, насколько изменилось время. Думаю, что современной девушке сложно представить и понять молодого человека, который подобно лирическому герою песни весь день ждет звонка, не отходя от телефона, ведь в этом ныне нет никакой необходимости. Хотя общий посыл песни – ожидание звонка от близкого человека – понятен и актуален и сегодня.
«Алло»
Муз. А. Пугачева, ст. И. Николаев, исп. А. Пугачева
На разных этапах творчества Алла Борисовна Пугачева интегрировала в свою музыку элементы различных жанров. Она сотрудничала с представителями «противопоставляемого» советской эстраде русского рока, многие меломаны и критики отмечают, что в конце 80-х годов сама певица демонстрировала в своём творчестве близость к рок-звучанию. Примером такой композиции может служить песня «Алло», ставшая популярным хитом 1988 года.
В тот период одним из авторов, с которыми работала Пугачева был Игорь Николаев. Он известен и как автор хитов разных певцов, и как исполнитель собственных песен. Для других музыкантов Игорь Юрьевич писал не только музыку, но и стихи. В написании песни «Алло» он участвовал как поэт, выступив соавтором Пугачевой, которая написала музыку. Песня записывалась в рамках советско-шведского проекта «Лестница Якоба» в гостях у «Утренней почты». Была выпущена на совместном альбоме Пугачевой с немецким музыкантом и художником Удо Линдебергом «Песни вместо писем». Также издана на пластинке вместе с треком «Королева».
«Позвони мне среди ночи»
Муз., ст и исп. В. Кузьмин
Герои предыдущего параграфа Николаев и Пугачева сыграли важную роль в карьере рок-исполнителя Владимира Борисовича Кузьмина. Исполнение в 1986 году песни Игоря Николаева «Две звезды» дуэтом с Примадонной добавило ему популярности в глазах широкой аудитории и закрепило за «патлатым рокером» ампула исполнителя, работающего «на стыке» рок-музыки и эстрады, что, по словам самого музыканта, не совсем соответствовало его образу. Это другая история, которую я однажды уже рассказывал на своём канале.
В завершении сегодняшней статьи обратимся к образцам авторского наследия Владимира Кузьмина. Телефонный звонок как символ, объединяющий и связывающий разные уголки огромной страны и мира, стал центральным образом в одном из его известных сольных хитов:
«Ты позвони мне среди ночи
Ворвись в мой беспокойный сон
Из Мурманска или из Сочи
В Москву, Тамбов и Вашингтон»
Эта песня последних советских лет. Трек «Ты позвони мне среди ночи» был представлен на пластинке «Слезы в огне», выпущенной в 1989 году. В начале 90-х песня часто звучала в телеэфире, в том числе и на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой.
Здесь же стоит упомянуть и песню из более раннего этапа творчества музыканта. Владимир Кузьмин получил известность как центральная фигура рок-группы «Динамик». 1982 годом датирована песня «Телефон», исполненная коллективом.
В культуре второй половины XX и даже начала XXI века и в текстах песен, в частности, телефонный звонок – один из самых часто используемых образов и сюжетных ходов. Музыкальных композиций, так или иначе попадающих под данную тему, можно назвать великое множество. Задачи вскрыть весь тематический пласт не стояло, да это и не возможно в рамках одной публикации. Я привел лишь несколько широко известных примеров, которые, как мне показалось, было интересно представить в этом ракурсе.
Материал написан исключительно в развлекательных целях, основывается на информации из открытых источников, рассчитан на широкую аудиторию разных возрастов.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.
Читайте также:
Не отрекаются любя. История великой песни.
7 дуэтов и творческих союзов российских рок-музыкантов с исполнителями других жанров - здесь о песне "Две звезды" в исполнении А. Пугачевой и В. Кузьмина
"Дилайла" Тома Джонса и 5 русских версий знаменитого хита - одна из них на стихи О. Гаджикасимова.
"Возрожденные хиты" - здесь о "Восточной песне" на стихи О. Гаджикасимова.