В данном обзоре участвуют только масла с вязкостью 5W-30.
Многих автолюбителей очень интересует вопрос: "Какое масло лучшее?" Я тоже не исключение. Я не раз слышал мнение, что безразлично, какое масло заливать - главное вовремя его менять. Это мнение вполне имеет право на жизнь, хоть лично мне оно и кажется не совсем верным. Для того, чтоб двигатель работал без лишних неожиданностей, надо все таки внимательно подходить к вопросу выбора масла и выбирать хорошие масла, с хорошими пакетами присадок, чтоб двигатель не загрязнялся, да и лучше был защищен.
Озадачившись в очередной раз вопросом выбора масла, я решил сравнить между собой все образцы, результаты лабораторных испытаний которых удастся найти и принять для себя определенное решение, остановив свой выбор на некотором количестве масел, возможно разных ценовых групп. Для сравнения масел я определил для себя критерии, с которыми Вы можете быть не согласны. Однако, для себя я выводы сделал и, более того, эти выводы укладываются прекрасно в выводы, сделанные мной ранее, на основе многолетнего водительского стажа.
Для того, чтоб ответить для себя на вопрос, какие же масла лучшие, я обработал 364 анализа масел с форума oil-club.
Раньше, на другой машине я использовал масло 5W-40 (Моторное масло пригодно к использованию при температурах от -30 (5W), до +40 (40)), но на новой, по рекомендации производителя, надо использовать 5W-30. На старой машине я использовал несколько лет масла серии Лукойл Genesis Armortech 5W-40 (Моторное масло пригодно к использованию при температурах от -30 (5W), до +40 (40)). По результатам эксплуатации в разные погодные условия, в том числе и в морозы, я могу сказать с полной уверенностью, что удовлетворен полностью - двигатель хорошо заводился в морозы и, когда я менял прокладку клапанной крышки, посмотрел внутрь - двигатель был чистый. На новой машине мне стало интересно разобраться: какое же масло лучшее, что предпочесть и почему?
Целью данного исследования является только попытка выявить, в первую очередь для себя, наиболее хорошие масла. Никаких целей, связанных с незаслуженным принижением достоинств каких-либо марок не преследуется - исключительно попытка более-менее объективной оценки.
Представляю Вам исследование мое личное, на которое я потратил годы жизни и всё-всё-всё является лишь плодом моих трудов (в моем воспаленном воображении). Конечно, это ха-ха шутка. На самом деле исключительно все данные взяты с сайта oil-club (https://www.oil-club.ru). Данное исследование стало возможным именно благодаря труду многих формумчан клуба. Каждый желающий может на форуме этого сайта посмотреть данные лабораторных анализов масел и их обсуждение. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить пользователей сайта oil-club за проведенные анализы и за возможность, благодаря этому, мне провести собственное исследование! Отдельно хочу выразить благодарность администратору ресурса oil-club torcon за разрешение использовать материалы клуба и публикацию в моей статье данных анализов масел, на которые буду ссылаться по результатам исследования. Со всеми обработанными мной анализами можно ознакомиться на странице форума Лабораторные анализы масел 5W-30. Там Вы найдете огромное количество лабораторных анализов масел с обсуждением полученных результатов.
Вводные пояснения
Прежде чем переходить к моему исследованию, считаю необходимым пояснить некоторые параметры, которые будут попадаться в результатах лабораторных испытаний.
Вязкость кинематическая при 40С - обычно не нормируется. Суть метода: измерение калиброванным стеклянным вискозиметром времени истечения, в секундах, определенного объема испытуемого масла под влиянием силы тяжести при постоянной температуре. Кинематическая вязкость является произведением измеренного времени истечения на постоянную вискозиметра. Если простым народным языком, в лабораторных анализах свежего масла показывает, как масло будет себя вести при "холодном" запуске и дальнейшем прогреве двигателя. Насколько оно "густое", как будет сопротивляться своей вязкостью деталям двигателя, насколько будет экономить топливо при прогревах и выходе на рабочую вязкость. При разработке топливосберегающих масел с современными экологическими стандартами, стараются уменьшить вязкость при 40С. Как правило, чем она ниже, тем лучше - это позволяет существенно экономить топливо. Так же вязкость при 40С влияет на тихую работу двигателя во время прогрева, например тихую работу гидрокомпенсаторов.
Вязкость кинематическая при 100С - нормируется стандартом SAE, (Society of Automotive Engineers - Общество автомобильных инженеров США) каждый класс вязкости масла должен иметь определенную вязкость при 100С. В анализах свежего масла иногда встречаются масла, заявленные например как 5W-40 (Моторное масло пригодно к использованию при температурах от -30 (5W), до +40 (40)) (от 12,5 до 16,3), а вязкость при 100С равна 12.3cst, соответственно это масло не может называться 5W-40 (Моторное масло пригодно к использованию при температурах от -30 (5W), до +40 (40)), скорее это уже 5W-30. К сожалению, такие промахи заводов при смешении масла на производстве иногда случаются.
Индекс вязкости (Viscosity Index - VI) - характеризует вязкостно-температурные свойства масел, другими словами изменение вязкости масла в зависимости от изменения температуры. Этот параметр в лабораторных анализах получается методом расчетов из вязкости при 40С и вязкости при 100С по специальной формуле, которая указана в стандартах ГОСТ 25371-82 или ASTM D 2270. Любой желающий может подсчитать индекс вязкости имея на руках эти два параметра, например в онлайн-калькуляторе индекса вязкости. Если простым языком, чем выше индекс вязкости масла, тем шире диапазон температур в котором это масло может работать. Чем выше индекс вязкости, тем "жиже" это масло на холодную, и тем меньше изменяются параметры вязкости при высокой (рабочей) температуре. Современные экономичные масла, производители стараются делать так, что бы при первом (холодном) запуске, масло было как можно более "жидким" (для экономии топлива), но в то же время держало вязкость при 100С (рабочей температуре). Поэтому в некоторых современных маслах 0W-20, 0W-30, 0W-40 мы видим очень высокие индексы вязкости. Это стало доступно благодаря новым современным достижениям в производстве смазочных материалов - появлению новых базовых масел с высокими индексами вязкости, а так же благодаря применению стойких полимерных загустителей.
Щелочное число (TBN - Total Base Number) - характеризует щелочную среду способную нейтрализовать кислоты, образующиеся в двигателе при сгорании топлива. Щелочное число (TBN) измеряется в миллиграммах гидрооксида калия (или сульфоната кальция), необходимого для нейтрализации основных составляющих, присутствующих в 1 грамме масла. Единица измерения мг.КОН на 1г. Если более простым народным языком, в масле присутствует щелочная среда, которая нейтрализует кислотную среду и тратит свой потенциал, в связи с этим снижается щелочное число. В свежих маслах щелочное число показывает запас щелочной среды. Обычно в гражданских маслах щелочное число находится в диапазоне от 5 до 12 мг.КОН на 1г. Принято считать что, чем выше щелочное число, тем лучше моющие/нейтрализующие свойства масла. Однако не все так просто. Щелочное число снижается не линейно, на его падение влияют многие факторы. Когда в двигатель только заливается свежее масло и оно немного поработает, щелочное число резко падает ввиду того что смешивается с окисленным, несливаемым остатком масла и остатками на деталях двигателя (кислотной средой двигателя). После этого резкого падения на нейтрализацию кислотной среды, щелочное число падает медленно и постепенно практически весь интервал смены.
Кислотное число (TAN - Total Acid Number) - характеризует кислотную среду масла. Кислотное число измеряется в миллиграммах гидроксида калия необходимого для нейтрализации основных кислотных составляющих в 1 грамме масла. Единица измерения в мг.КОН на 1г. Метод определения кислотного числа ASTM D 974. В свежих маслах кислотное число присутствует всегда. Базовые масла, из которых состоит масло, имеют кислотное число как свою естественную среду. Так же кислотное число повышают различные присадки, содержащиеся в готовом масле. Если посмотреть лабораторные анализы свежих масел, значение кислотного числа в гражданских маслах обычно находится в пределах от 1.5 до 3.0 мг.КОН на 1г. Как правило если кислотное число меньше, значит есть запас для его роста прежде чем оно сравняется с щелочным числом. В разумных пределах, высокого кислотного числа в свежих маслах опасаться не стоит, чем больше в масле присадок, например противоизносных ZDDP, тем выше кислотное число - это нормально.
Температура вспышки масла (Flash Point) - температура, при которой пары масла, образуя смесь с воздухом, вспыхивают при поднесении нему пламени. Чем больше в масле легких фракций, тем раньше наступает воспламенение. Температура вспышки измеряется в градусах Цельсия. Метод определения ASTM D 92 (ГОСТ 4333). Температуру вспышки определяют в открытом или в закрытом тигле. В открытом тигле температура вспышки, как правило, выше на 20-25 градусов, чем в закрытом тигле. Если в открытом тигле 225С, то в закрытом тигле будет около 200С. В свежих моторных маслах, температура вспышки характеризует термостабильность масла при высоких температурах. Принято считать, что чем она выше, тем масло стабильнее себя ведет при высоких температурах - меньше угорает, меньше окисляется, оставляет высокотемпературных отложений и т.д.
Зольность сульфатная (Sulphated ash) - количество неорганических примесей остающихся после сжигания масла при высокой температуре. Измеряется в процентах % от массы масла. Сульфатная зола остается после сжигания масла, в основном от содержащихся в нем металлосодержащих присадок. Обычно это присадки на основе кальция, магния, натрия, бария, цинка, калия, олова и т.д. Если простым языком, взяли масло сожгли его до остатка, который представляет собой золу и соединения углерода, остудили, промыли серной кислотой, и опять нагрели при температуре 775 С, до окисления углерода. Потом охладили, промыли серной кислотой, опять прожгли при температуре 775 С. Полученный остаток взвешивают и получают сульфатную зольность в %. Зольность сульфатная - один из главных параметров свежих масел. Почти все современные стандарты имеют ограничения по зольности. Масла с высоким содержанием зольности сульфатной отрицательно влияют на сажевые фильтры дизельных двигателей (DPF), забивая их. Высокие содержания сульфатной золы отрицательно влияют на современные многоуровневые катализаторы. В чрезмерном содержании зола способствует образованию зольных абразивных отложений в зонах повышенных температур, особенно касается двигателей с прямым впрыском топлива в камеру сгорания - GDI (Gasoline Direct Injection), дизельных двигателей CRDI (Common Rail Direct Injection) с камерой в поршнях. При умеренном содержании, зольность сульфатная относительно безвредна, если данный стандарт масла рекомендуется производителем, не нужно ее опасаться. Не нужно искать масла с очень низкой зольностью. Не стоит забывать, что зольность сульфатная в масле, главным образом от металлосодержащих присадок, которыми обычно являются моющие нейтрализующие присадки, в свою очередь препятствующие образованию отложений. Противоизносные присадки ZDDP так же являются источником золы. Получается замкнутый круг - много золы нельзя, и мало золы тоже не лучший вариант.
Температура застывания (Pour Point). Если простыми словами, образец с маслом охлаждают с заданной скоростью до температуры, при которой масло становится не подвижным. Измеряется в градусах Цельсия С. Метод измерения ГОСТ 20287 (ASTM D 97). Температура застывания не показывает надежно как масло будет себя вести в условиях эксплуатации при низких температурах - это пробирочный тест, показывающий состояние масла при низких температурах. Например, можно судить о состоянии масла в картере. Характеристикой подвижности масла при низкой температуре, является его вязкость при этой температуре. Другими словами, если температура застывания масла -60 С - это не говорит о том, что на этом масле можно запускаться в -60 С. Скорее всего, уже при температурах -37 С, -40 С потребуется подогрев картера, потому что масло будет слишком густое. В свежих маслах температура застывания может косвенно намекать, есть ли в масле ПАО синтетика. Например, если масло имеет температуру застывания -54 С, -60 С, с большой долей вероятности оно содержит базовые масла ПАО. Хотя бывают и исключения - это не 100% метод.
Вязкость динамическая CCS (Low-Temperature Cranking Viscosity) - вязкость кажущаяся, динамическая, определяемая на имитаторе холодной прокрутки CCS (Cold Cranking Simulator). Вязкость CCS измеряется в мПас. Метод определения ASTM D 5293. Имитатор холодной прокрутки CCS имитирует условия запуска двигателя при низких температурах. Этот параметр входит в требования стандарта SAE (Society of Automotive Engineers - Общество автомобильных инженеров США) J300, где масла имеют определенный лимит вязкости CCS. Масла 0W измеряются при -35 С и должны иметь вязкость CCS.
Испарение масс NOACK (Evaporation loss, Volatility) - это количество масла, которое испарится в течение 1-го часа при температуре 250 С и постоянном потоке воздуха. NOACK измеряется в %. Чем ниже NOACK, тем выше термостабильность масла при высоких температурах, тем меньше потерь на испарение. Испаряемость масс (NOACK) зависит от вязкости масла - чем гуще масло, тем ниже NOACK (при остальных равных условиях). Если же у масла низкая вязкость, то NOACK обычно выше. Так же на испаряемость масс влияет и химический состав масла, его поверхностная адгезия (Слипание (сцепление) разнородных поверхностей. Основа для таких процессов, как: склеивание, напыление, сварка, пайка и т.д), применение полимерных загустителей и т.д. NOACK так же говорит о качестве масла - во многих стандартах он ограничен. Например, в ACEA (Европейская ассоциация автопроизводителей) (American Society for Testing and Materials - Американское общество испытательных материалов) A3/B4 2010 - NOACK должен быть меньше или равно 13%. В маслах стандарта API SN ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee - Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел) GF-5 - NOACK должен быть меньше или равен 15%. В современных допусках Mercedes Benz 229.5 или 229.51 - NOACK должен быть меньше или равен 10%. Если испаряемость масс выше, значит масло не соответствует заявленному стандарту.
pH - кислотность (ВКЩ - содержание водорастворимых кислот и щелочей) - это концентрация ионов водорода в жидкости. Получается методом извлечения водорастворимых кислот и щелочей из масла и определения величины рН специальным прибором pH-метром. Метод определения ГОСТ 6307-75. Единица измерения - pH по шкале от 0 до 14. Чем ближе параметр pH к нулю, тем более кислая среда, чем ближе pH к 14, тем более щелочная среда. Обычно свежие масла обладают нейтральной кислотностью pH = 7-8. В процессе работы моторного масла в двигателе образуются кислоты, среда становится кислой - pH неуклонно снижается. Накопление кислот в масле чревато несколькими вредными последствиями: окисление масла, повышение вязкости, снижения срока службы пластмасс и эластомеров, внутренняя коррозия деталей двигателя, в первую очередь состоящих из цветных металлов меди, свинца, олова, алюминия, а так же деталей, содержащих железо.
Содержание серы (Sulphur) - это массовая доля серы содержащейся в масле. Содержание серы измеряется в процентах %. Количество серы зависит от природы нефти, из которой изготавливают базовые масла, а так же от степени и глубины ее очистки. Благодаря современным процессам гидроочистки при производстве базовых масел, удалось достичь минимального содержания серы VHVI (Very High Viscosity Index - глубокое очищение масляных фракций нефти с последующей обработкой каталитическим гидрокрекингом (Обработка базовых масел. Удаление серных и азотистых соединений - длинные цепочки разрываются (крекинг) на более короткие с однородной структурой, места разрывов в новых укороченных молекулах насыщаются водородом (гидрирование)), в ходе которого удаляются практически все серные и азотистые соединения, а так же происходит молекулярная модификация масла) или Lukoil Volgograd VHVI (Very High Viscosity Index - глубокое очищение масляных фракций нефти с последующей обработкой каталитическим гидрокрекингом (Обработка базовых масел. Удаление серных и азотистых соединений - длинные цепочки разрываются (крекинг) на более короткие с однородной структурой, места разрывов в новых укороченных молекулах насыщаются водородом (гидрирование)), в ходе которого удаляются практически все серные и азотистые соединения, а так же происходит молекулярная модификация масла) -4 содержит около 5-20 ppm серы (частиц на миллион). В свежих маслах содержание серы может сказать нам о том, какой пакет присадок применяется, на сульфонатах кальция или на салицилатах кальция. Обычно масла на салицилатах кальция (современный эффективный детергент) содержат 0,200-0,260% серы. А масла на сульфонатах кальция содержат около 0,400% серы. Так же, по высокому содержанию серы: 0,500-0,600% и выше, можно предположить, что в масле присутствует минеральное масло первой группы - часто такие содержания серы имеют масла 10W-40 (Моторное масло пригодно к использованию при температурах от -25 (10W), до +40 (40)), 15W-40 (Моторное масло пригодно к использованию при температурах от -30 (5W), до +40 (40)) (Моторное масло пригодно к использованию при температурах от -20 (10W), до +40 (40)) которые называются полусинтетическими. Содержание серы примерно говорит нам о чистоте базовых масел или разновидности пакета присадок, из которых произведено масло.
Окисление (Oxidation) - это образование кислот в масле. Измеряется в условных единицах IR Units, которые получают на специальном приборе - ИК спектрометре Фурье. Метод определения ASTM E2412. В двигателе, при сгорании топлива, давлении, взаимодействии с водой и кислородом, образуются кислоты. Кислоты в серьезных концентрациях могут привести к коррозии внутренних деталей двигателя или образованию отложений. Так же кислоты истощают потенциал масла, который тратится на их нейтрализацию. Параметр "Окисление" как раз показывает рост этих кислот в отработке. Это еще один альтернативный метод мониторинга образования кислот, помимо метода определения кислотного числа (TAN). Например, если в свежем масле Окисление было 12, а в отработанном масле стало 30-50 - это говорит о существенном окислении масла и необходимой его замене. В свежем масле окисление может примерно говорить о присутствии в масле эстеров. Эстеры (эфиры) - это продукты кислот. Если в свежем моторном масле высокое окисление, начиная от 15 и выше - значит, в масле скорее всего присутствуют эстеры, либо что-то другое, что определяется как кислота/продукт кислот из-за похожих C=O связей.
Нитрация (Nitration) - это образование в масле продуктов окисления азота NOx (оксиды азота). Измеряется в условных единицах IR Units, которые получают на специальном приборе - ИК спектрометре Фурье. Метод определения ASTM E2412. В процессе сгорания топлива в двигателе, при присутствии высоких температур, давления, участии азота и кислорода, находящихся в потребляемом воздухе, образуются окислы азота. Нитрация является причиной образования отложений в двигателе. Зависит этот процесс от пробега, тяжести условий эксплуатации, израсходованного топлива. По нитрации в отработке, можно примерно судить, на сколько серьезно масло отработало в двигателе. Если взять обычный пассажирский автомобиль, при обычных интервалах смены, нитрация растет примерно на +5-10 единиц за интервал. Если же, например, в свежем масле нитрация была 6-7 единиц, а в отработанном 20 и более единиц, можно считать что интервал затянут или условия были очень тяжелые.
HTHS (High Temperature High Share rate viscosity - Высокоскоростная Высокотемпературная вязкость) (высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига) - Как известно при высоких температурах вязкость моторного масла снижается, масляная пленка становится тоньше. Параметр HTHS (High Temperature High Share rate viscosity - Высокоскоростная Высокотемпературная вязкость) — это высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига. HTHS (High Temperature High Share rate viscosity - Высокоскоростная Высокотемпературная вязкость) измеряется в миллипаскалях в секунду. Наиболее распространенный метод испытания ASTM D 4683. Этот метод включает в себя, определение вязкости масла при высокой температуре 150 С. Итак HTHS (High Temperature High Share rate viscosity - Высокоскоростная Высокотемпературная вязкость) — это вязкость моторного масла при температуре 150 С и высокой скорости сдвига 106 с-1. Ничего трудного для понимания здесь нет — просто нужно запомнить, что для каждого автомобиля свой интервал допустимой HTHS. (High Temperature High Share rate viscosity - Высокоскоростная Высокотемпературная вязкость) В двигатель, не предназначенный для использования моторных масел с низким HTHS, (High Temperature High Share rate viscosity - Высокоскоростная Высокотемпературная вязкость) ни в коем случае нельзя лить такие масла. Почему и нужно обращать внимание на рекомендации производителя, выбирать масло в соответствии с рекомендованной вязкостью, рекомендованными допусками и рекомендованными стандартами. Применение масла с пониженным HTHS, (High Temperature High Share rate viscosity - Высокоскоростная Высокотемпературная вязкость) в не предназначенных для этого двигателях может привести к их ускоренному износу.
Молибден (Mo) Molybdenum - часто встречается в свежих маслах в качестве модификатора трения. Главная функция - снижение трение. Так же молибден снижает износ, является антиоксидантом, снижает шум работы двигателя.
Фосфор (P) Phosphorus - часто встречается в маслах в виде противоизносной присадки ZDDP (цинк диалкил дитиофосфат). Эта присадка обладает противоизносными, антизадирными, антиокислительными и антикоррозийными функциями. На сегодняшний день одна из самых применяемых противоизносных присадок, которая присутствует практически во всех маслах. Так же фосфор присутствует в модификаторах трения MoDTP (дитиофосфат молибдена).
Цинк (Zn) Zinc - так же как и фосфор является элементом противоизносной присадки ZDDP (цинк диалкил дитиофосфат), поэтому часто встречается в анализах в паре с фосфором. ZDDP обладает противоизносными, антизадирными, антиокислительными и антикоррозийными функциями. Цинк так же встречается в сплавах металлов подшипников. Цинк могут содержать оцинкованные трубки, радиаторы, краска, болтовые соединения.
Барий (Ba) Barium - встречается в анализах гражданских моторных масел крайне редко. Иногда находится в присадках в качестве моющего средства, диспергирующих добавок, как ингибитор (Вещество, снижающее скорость химических реакций или полностью их подавляющее) коррозии.
Бор (B) Boron - Присутствует во многих моторных маслах как беззольный дисперсант сукцинимид бора (Boron Succinimide) - диспергирующие присадки, способные удерживать продукты сгорания во взвешенном состоянии, а так же как моющий-нейтрализующий детергент. Помимо этого помогает растворяться частицам противоизносных и антифрикционных присадок в маслах и улучшать их функции.
Магний (Mg) Magnesium - присутствует в маслах в виде моющих, нейтрализующих, диспергирующих присадок, например, такие как сульфонаты магния (magnesium sulfonate) или более современные салицилаты магния (magnesium salicylate). Нейтрализует кислоты, образующиеся в масле при сгорании топлива, способен улучшать и другие свойства масел, например, удерживать частицы во взвешенном состоянии, противостоять коррозии и т.д.
Кальций (Ca) Calcium - встречается в маслах в виде моющих нейтрализующих присадок - детергентов. На сегодняшний день это самые распространенные моющие присадки, которые можно обнаружить почти во всех маслах. Наиболее часто встречаются Сульфонаты кальция (Calcium Sulfonate) и более современный вариант моющих присадок Салицилаты кальция (Calcium Salicylate). Обладают функциями нейтрализации кислот, образующихся в масле при сгорании топлива. Диспергирующими свойствами - способностью удерживать частички во взвешенном состоянии. Так же выступает в роли ингибитора (Вещество, снижающее скорость химических реакций или полностью их подавляющее) коррозии.
Натрий (Na) Sodium - сложные соединения сульфоната натрия и салицилата натрия используются в качестве моющих нейтрализующих присадок. Некоторые производители используют натриевые присадки в качестве дополнения к кальциевым. Кальций + натрий дает меньшую зольность. Некоторые соединения на основе натрия, как например, дибутилдитиокарбамат натрия SDDC, используются в качестве противоизностной присадки.
Олово (Sn) Tin - олово встречается в подшипниках скольжения, коренных, шатунных вкладышах, подшипниках распредвалов, в припоях, в направляющих втулках клапанов - в виде сплавов латунь, бронза.
Свинец (Pb) Plumbum - встречается в подшипниках скольжения, коренных, шатунных вкладышах. Свинец, как металл износа вкладышей, может появляться в паре с оловом или медью, но встречается и без них. Так же свинец может появиться в анализе как присадка, повышающая октановое число этилированного бензина.
Алюминий (Al) Aluminium - износ поршней, направляющих клапанов, деталей маслонасоса, блока двигателя, подшипников скольжения, теплообменников, а так же специальных покрытий на основе алюминия. В свежих маслах может встречаться в небольшом содержании в паре с большим количеством молибдена, а так же в виде "мусора" при производственном процессе смешения масел - это нормально.
Железо (Fe) Iron - наиболее распространенный металл износа в лабораторных анализах, встречается во многих узлах, таких как, распредвалы, кулачки, толкатели, клапана, гильзы цилиндров, маслонасос, подшипники качения. Железо часто проявляется при износе или притирке цепей ГРМ и звезд.
Хром (Cr) Chromium - в большинстве случаев является материалом поршневых колец, однако встречается и в других узлах двигателя - подшипники качения, выпускные клапана, уплотнительные элементы и т.д. В отработках двигателей пассажирских автомобилей, содержание хрома обычно 1-2 ppm - это норма. Если больше 5-7 ppm, есть какие-то проблемы в ЦПГ.
Медь (Cu) Copper - медь в двигателе внутреннего сгорания встречается во вкладышах, в латунных и бронзовых деталях, втулках клапанов, масляных радиаторах, теплообменниках, подшипниках поршневого пальца. Медь содержится в слоях коренных и шатунных подшипников, в виде сплавов со свинцом и оловом. Медь частый элемент в отработке, в свежих маслах встречается редко.
Никель (Ni) Nickel - легирующий микроэлемент стали, является материалом выпускных клапанов, направляющих клапанов, покрытия шестерней, деталей подшипников, деталей турбонагнетателей.
Титан (Ti) Titanium - в моторных маслах встречается в виде соединений титана, противоизносной присадки снижающей износ и трение. Главным образом внедрение присадок на основе соединений титана обусловлено потребностями современной автомобильной промышленности и экологических норм, в маслах внедряется для частичной замены более вредных для катализатора противоизносных присадок на основе цинк диалкил дитиофосфатов ZDDP, содержание фосфора в которых оказывает вредное влияние на современные каталитические нейтрализаторы выхлопных газов.
Вольфрам (W) - часто встречается как современная противоизносная присадка в маслах. (например Vanderbilt Vanlube W-324) Выполняет противоизносные и антиокислительные функции, снижает коэффициент трения при высоких температурах.
Марганец (Mn) Manganese - иногда содержится в сплавах, таких как, материал клапанов, валов, подшипников. Но чаще всего обнаруживается в лабораторных анализах масел, в виде присадок от топлива.
Литий (Li) Lithium - в составе свежих моторных масел не встречается. В отработках встречается в виде загрязнения от пластичных смазок, используется в их составе, как загуститель на основе жидкого литиевого мыла. Если литий появляется в анализе отработки - это верное указание загрязнения смазкой, применяемой с конвейера при сборке двигателя или при ремонтных работах на СТО.
Калий (K) Potassium - встречается в отработанных маслах от присадок в топливо, например, популярная среди автолюбителей присадка Castrol TBE. Калий в отработках может быть от антифриза, например, при попадании антифриза в масло через прокладку ГБЦ. Известно что современные антифризы содержат присадки на основе калия.
Серебро (Ag) Silver - редко встречается в двигателестроении. Иногда используется как микроэлемент различных сплавов, например в легировании поверхности высокопрочных посеребренных подшипников.
Кремний (Si) Silicon - Кремний, в свежих маслах, встречается от антипенной присадки на основе силоксана. В отработках кремний встречается от попадания пыли и песка через воздушный патрубок, а так же при нештатном подсосе воздуха помимо воздушного фильтра. Кремний - отображается в виде загрязнений оставляемых при ремонтных работах.
Несколько слов о методике оценки
В моем небольшом исследовании сравниваются анализы только новых масел, поэтому все обнаруживаемые элементы рассматриваются как составляющие защитных присадок, очищающих присадок или загрязнения. Загрязнения я не учитываю, считая их в пределах нормы, по сути так и есть - показатели в анализах не зашкаливающие. Я условно объединил обнаруженные элементы в 2 основных группы - защитные и очищающие. Признаки, по которым я объединил элементы в группы, приведены выше в описании элементов.
В анализе каждого масла для каждого элемента вычислялось отношение к максимальному значению для этого элемента среди всех доступных образцов и каждый общий показатель (защита или очистка) является суммой отношений элементов, условно отнесенных к данной группе.
Поскольку анализы масел различные и некоторые показатели, присутствующие в анализе одного масла, могут отсутствовать в анализе другого масла, я принял для себя допущение - устанавливал для отсутствующих показателей усредненные значения, поскольку равнение на минимум или максимум считаю неоправданным. Усредненные показатели не нарушают общую картину. Допущение по усреднению показателей вызвано тем, что, если не учитывать отсутствующие показатели, картина довольно сильно могла меняться и в рейтинге предпочтений могли появляться образцы, которые объективно, бед должной детализации показателей, появляться не должны. Все расчеты направлены исключительно на то, чтобы вявить общую картину, близкую к справедливости, не принижая и не преувеличивая достоинств одних образцов перед другими.
Часто можно встретить различные обзоры масел в разных наборах. Эти обзоры построены на разборе нескольких схожих образцов масел - одного производителя или одной ценовой группы. Это, конечно, интерсно, но не дает полноценной картины всего. Я постарался для себя ответить на вопрос, какие же масла лучшие и считаю, что у меня вполне это получилось сделать. Для себя я выводы сделал. Вы же делайте собственные выводы для себя.
Приветствуются комментарии профессионалов и любознательных автовладельцев по результатам полученных исследований.
Анализы масел, попавших в мой итоговый рейтинг
Результат исследования
Вот, собственно, результат, который я получил, перебрав множество анализов масел.
Результат может быть спорным, однако, я старался его построить на реальных цифровых данных. Если у Вас есть иные взгляды на методику оценки или Вы проводили собственные оценки - поделитесь этим в комментариях. В споре рождается истина! Возможно, совместными усилиями мы найдем более универсальную и точную методику оценки качества масел и подберем себе идеал?
Напоследок несколько афоризмов:
- Вино, девочки, ночная Москва, милиция, драки, разбитые автомобили - разорённые гнёзда любви. (Николай Владимирович Фоменко)
- Большинство детей уверены, что их родители – это подержанные автомобили, на которых можно всю жизнь ездить, ничего не платя за бензин и техобслуживание. (Михаил Гуськов)
- Много ли найдется сумасшедших, которые положат миллион в чемодан, а чемодан оставят на обочине дороги, и, тем не менее, автомобили за миллион и дороже, бросают где угодно. (Михаил Гуськов)
- С тех пор, как я стал водить машину, я стал осторожнее переходить дорогу. (Михаил Михайлович Жванецкий)
- У тех россиян, которые могут себе позволить летать, есть личные самолеты. А те, которые не могут, сидят в глуши, варят брюкву и не теряют надежды, что в один прекрасный день смогут позволить себе купить машину, которая устарела на 45 лет, даже не успев покинуть стены чертового автосалона. (Джереми Кларксон)
- Мужчины спокойно уступили бы женщинам господство над миром, если бы женщины согласились признать, что только мужчина может хорошо водить машину,. (Жанна Моро)
- Мужчина, который может спокойно вести машину, одновременно целуя красотку, просто не уделяет поцелую должного внимания. (Альберт Эйнштейн )
Это всего лишь мои мысли вслух.
Если Вам понравилась моя статья, не забудьте оценить её лайком и поделиться с друзьями в социальных сетях! Чем больше лайков, тем чаще эта статья будет попадать в ленты рекомендаций другим пользователям.
Если по содержимому данной статьи у Вас есть собственное мнение или хотите что-то добавить, поделитесь этим в комментариях.
#автомомобиль #масло #автомобильное масло #замена масла в двигателе #рейтинг масел #рейтинг автомобильных масел #гсм #машина