Найти тему
OLGA NEWS

О том, что в эндокринологии больше не всегда лучше

картинка со свободных интернет - ресурсов.
картинка со свободных интернет - ресурсов.

Сегодня хочу поговорить об общем вопросе, касающемся практически всех эндокринных заболеваний. Грубо говоря, у ненормальной работы эндокринной железы может быть три состояния: избыточная продукция гормона, недостаточная продукция гормона и неравномерная продукция гормона, сочетающаяся с избыточной или недостаточной.

Поскольку гормоны сами по себе вещества активные и занимаются регуляцией различных процессов адресно, то и при изменении их количества симптомы будут вполне конкретными. Так что сама по себе дифференциальная диагностика избытка или недостатка не так уж сложна.

Теперь о причинах. Причина гиперпродукции, как правило, опухоль железы – чаще доброкачественная, просто потому что злокачественные низкодифференцированные клетки гормонов производить не могут или, как вариант, такая же опухоль железы – «управленца», расположенной повыше в иерархии. Например. как это происходит при гиперкортицизме, когда надпочечники производят больше кортизола из-за избытка в крови управляющего гормона гипофиза. Могут также быть активирующие влияния антител, как при тиреотоксикозе, или того субстрата, который тоже является «управленцем», как при сахарном диабете, когда постоянный избыток глюкозы в крови и недостаток в тканях вызывает гиперинсулинемию, или гиперпаратиреозе, когда недостаток кальция вызывает избыток парат-гормона.

Причина недостатка – воспаление железы, кровоизлияние в неё или сдавление опухолью, расположенной рядом, а также возникшая по какой-либо причине нехватка стимулирующих «управленцев» или избыток подавляющих – есть и такие.

Так вот, я для чего всё это говорю… В какой-то момент при избытке гормона встаёт вопрос, что с ним делать. И чаще всего самое простое и правильное лечение удалить соответствующую железу. Естественно, у пациента возникает по этому поводу недоумение: как же я буду жить без щитовидки (надпочечника, яичника, доли гипофиза и т.п.). И – да – после проведённой операции закономерно возникает недостаточность нужного гормона. И если врач не растолкует при этом всё, как следует, в итоге такого лечения у пациента может сложиться впечатление, что врачи-негодяи перестарались, проявили небрежность – словом, искалечили.

Вот об этом я и хочу поговорить – вместо того врача, который, возможно, не нашёл времени. Конечно, идеальное лечение – то, которое позволит железе вырабатывать нормальное количество гормона – ни больше, ни меньше, но, увы, в силу несовершенства медицины и индивидуальной неповторимости человеческого организма, а также и того, что система эта не статична, а переменчива, такого сказочного результата добиться невозможно. Поэтому у нас остаётся два варианта: недостараться или перестараться – в первом случае, проблема останется, во втором – сменится на противоположную. Вопрос, что нам выбрать. Так вот: второй вариант. Почему? Потому что дефицит гормона мы можем восполнить его введением из вне, и на выходе получим нормальное количество, а вот избыток нам зачастую нечем «убрать», а даже если и есть чем (например препаратом мимпара при гиперпаратиреозе или тирозолом при гипертиреозе или гдюкагоном при гиперинсулинизме), то точность такой «уборки» обеспечить крайне сложно, и мы будем всё время в положении тех медвежат, которым лиса сыр делила. Такое неустойчивое состояние ведёт к изнашиванию органов–мишеней и массе проблем. Недостатком управлять гораздо легче – сколько не хватает, столько и добавим.

Поэтому, если в результате лечения гиперфункции железы мы получили её гипофункцию, это не плохой результат, это, как правило – целевой результат, то, чего мы, собственно, и добивались. Поэтому если после удаления щитовидной железы по поводу гипертиреоза у вас развился гипотиреоз, это не потому, что вас плохо полечили, а потому что по-другому никак, и полечили вас как раз хорошо. А принимать левотироксин – ну, что ж. придётся, это по-любому лучше, чем тиреотоксическое сердце, тиреотоксическая печень и – того хуже – тиреотоксический криз.