Настоящий взлёт культуры в Италии произошёл в XV столетии. Именно он получил, позже, название Ренессанс. Эта замечательная, в истории человечества, эпоха была «рождена» и «взлелеяна» в «колыбели» Возрождения - Флорентийской Республике, которая, в то время, считалась одним из самых процветающих городов-республик Италии. Её расцвет во многом был обусловлен экономическим подъёмом, наступившим во время правления герцогов - представителей семейства Ме́дичи.
Согласно генеалогической легенде, происхождение фамилии будущих правителей Флоренции, было связано с профессией одного из далёких предков: говорят, что он работал медиком-аптекарем (medico - врач; medicina - медицина) у самого Карла Великого!
Если первые Медичи, и правда, были аптекарями и фармацевтами, то это во многом объясняет такую любовь к ядам и отравлениям, которой прославилось это семейство позже. :)
Кстати, существует предположение, что знаменитый герб Медичи сохранил память о далёком медицинском прошлом его родоначальников - пять красных шаров, украшающих щит - это ничто иное, как лечебные пилюли. Хотя на этот счёт есть и другие, тоже почти мифологические, версии.
Шестой же шар, синий с золотыми лилиями был добавлен, в 1465 году, по воле французского короля Людовика XI, питавшего благосклонность к этому семейству. (Есть версия, что король был должен немалую сумму банку Медичи, и в качестве компенсации разрешил использовать на гербе символ французской короны).
Кстати сказать, две представительницы рода Медичи - небезызвестные Екатерина и Мария стали французскими королевами, что во многом определило ход истории Франции, да и всей Европы.
А ещё позднее, вершину герба украсила папская тиара, с перекрещенными ключами апостола Петра. Данный элемент должен был напоминать всем, что из этого флорентийского семейства происходили аж четыре главы католической церкви - Лев X, Климент VII, Пий IV и Лев XI.
В XIII-XIV веках представители семейства сумели разбогатеть благодаря ростовщичеству, а также приобрести некий политический вес во Флорентийской республике, поддерживая бедняков и представителей третьего сословия.
Некто Джованни ди Бичче Медичи (1360 - 1429) сумел основать банковскую систему. Его сын Козимо (1389 - 1464) с успехом развил и продолжил дело.
Вскоре банковские филиалы флорентийской семьи стали появляться и в других городах Европы, постепенно опутав её финансовой сетью. В результате, под влияние Медичи попали практически все королевские дома Европы, и, разумеется, папский престол, в том числе.
Медичи, будучи успешными финансистами, к XV веку получили почти неограниченную власть во Флоренции и мощный политический вес. При этом они почитались как ценители и знатоки искусства. Начиная с Джованни Бичче представители рода прослыли увлечёнными собирателями древностей и щедрыми мецена́тами (спонсорами) культуры.
При их дворе создавались первые коллекции античных памятников, обширные библиотеки, художественные галереи и музеи. Здесь собиралось изысканное общество, включавшее философов, учёных, поэтов, художников и музыкантов.
Именно при дворе Медичи выкристаллизовывалось новое представление о мире и человеке, рождался новый взгляд на задачи художника, и формировалось новое искусство. Поэтому период Раннего Возрождения ещё называют веком медици́йской (медичийской) культуры.
Особую роль в этом сыграл внук уже упоминавшегося Козимо - Лоренцо Медичи, за свою деятельность прозванный Великолепным (1449 - 1492).
Лоренцо и его младший брат Джулиано (1453 - 1478) были любимцами народа, влиятельными политиками и тонкими ценителями искусства. При их дворе жили и работали выдающиеся деятели ренессансной культуры, которые получали всяческую (в том числе и материальную) поддержку.
Популярность и влиятельность братьев Медичи естественно вызывали недовольство некоторых аристократических флорентийских фамилий.
26 апреля 1478 года, в церкви Санта Мария дель Фьоре прямо во время пасхальной службы (!) произошло покушение, вошедшее в историю как "заговор Пацци". Джулиано был убит на месте. Заговорщики нанесли ему 19 ножевых ранений. Лоренцо же удалось скрыться в ризнице и избежать смерти.
Народ, любивший "своих" Медичи не простил семейству Пацци и их сообщникам этого злодеяния. Заговорщики были пойманы и казнены.
Негласно поддерживающий заговорщиков Папа Римский, выдвинул к Флоренции свои войска, с тем, чтобы лишить Лоренцо власти, а когда город не сдался, то отлучил весь город от Церкви. Для достижения своей цели понтифик заключил сделку с Неаполитанским королём Фердинандом I, в результате чего армию Ватикана поддержала и армия Неаполя.
После двух лет войны Флоренция стала терять силы, и тогда Лоренцо принял судьбоносное, отчаянное, решение - он предпринял весьма рискованную для собственной жизни поездку в Неаполь, где встретился с Фердинандом и провёл успешные переговоры о мире.
После своего триумфального возвращения он получил прозвище Великолепный, а любовь к нему народа Флоренции и уважение влиятельных сограждан выросло буквально до небес. Республика вошла в пору политического спокойствия и долгожданного мира.
Популярность Лоренцо, как политика, поддерживалось и его одержимостью искусством. Флоренцию эпохи Лоренцо можно сопоставить с Афинами времён Перикла. На небывалую высоту вознеслось искусство. Герцог давал неограниченную свободу художникам, поощряя их таланты (довольно близким другом герцога был Сандро Боттиччели). В его дворце собирались мыслители и поэты. Сюда свозились античные скульптуры и редкие художественные произведения. Он заложил основу собрания книг, которые позже станут библиотекой Лаурециано (Медичи). Здесь была открыта первая художественная школа, где Лоренцо заметил талант юного Микела́нджело Буонарро́ти, и, буквально, принял его в свою семью.
Надо сказать, что и сам правитель Флоренции был отмечен художественной одарённостью - свободно владел несколькими языками, прекрасно разбирался в философии и литературе, неплохо рисовал, музицировал на разных инструментах, а также вполне профессионально сочинял стихи.
Ещё в юности он провозгласил своей музой Лукрецию Донати, которую воспевал в поэзии под именем "Дианы", как образец красоты и непорочности, путеводную звезду и немеркнущее солнце.
Двор Лоренцо Великолепного стал примером подражания для правителей других городов Италии, да и Европы в целом. Здесь царила атмосфера творчества, праздничной светскости и духовной свободы.
Чувствуя свой близкий конец, сорокатрёхлетний Лоренцо, приблизил к себе настоятеля доминиканского монастыря Св. Марка - Джироламо Савонаролу.
Говорят, что во время беседы, проповедник обвинил герцога в том, что его правление было греховным. Согласно биографической легенде Лоренцо был раздосадован на монаха, и отвернулся от него, в ответ, Савонарола ушёл, отказав правителю Флоренции в покаянии.
После смерти Лоренцо, которого оплакивала вся Флоренция, неистовый проповедник начнёт свою активную деятельность в городе, став его фактическим правителем почти на 4 года.
Агитируя против "безбожной" власти Медичи, Савонарола инициирует так называемые "костры тщеславия" в которых будут сожжены множество предметов роскоши, но кроме того светские книги (в том числе "Декамерон" Боккаччо), музыкальные инструменты, ноты и картины.
Есть свидетельства, что постаревший Сандро Боттичелли, попав под влияние Савонаролы, собственноручно уничтожил десяток своих собственных полотен, написанных на сюжеты античной мифологии.
Народ, подстёгиваемый проповедями "чёрного монаха", изгнал новых Медичи - сына и племянника Лоренцо из города. Можно сказать, что символически, это было последнее сражение Средневековья и Ренессанса. Медичи всё же вернулись в родной город, а Савонарола был казнён.
Перед смертью Лоренцо Великолепный, как дальновидный политик, сделал всё для укрепления будущей власти Медичи. Так он потратил не мало сил и, конечно, денег, для того, чтобы сын Джованни, в 16 лет, стал кардиналом. Карьера священника ожидала и племянника Лоренцо - Джулио (он был сыном убитого Джулиано, и родился через месяц после трагической смерти отца).
Оба они в своё время станут правителями Ватикана: Джованни будет известен как Папа Римский Лев X, а Джулио войдёт в историю под именем Клемента VII. И оба они будут продолжать семейную традицию, поддерживая искусство и культуру.
К сожалению, папство дорого обошлось семейству Медичи, казна была растрачена, банки разорены.
В дальнейшем представители знатного рода будут носить титул правителей Тосканских, фамилия переживёт упадок, а последний из Медичи умрёт, не оставив наследников в 1737 году.
Я же предлагаю вам задержаться в "Золотом веке" Лоренцо Великолепного, и в следующих публикациях поговорить о великих художниках того времени. Не пропустите. :)
Если вам понравилась эта статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:
Эпоха Возрождения. Особенности и достижения
Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто
Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?
Чистилище Данте - путь спасения
Рай Данте - обитель Света и Любви
Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет
Джованни Боккаччо и его "Декамерон"
Медичи - правители Флоренции
Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры
Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"
Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?
Мазаччо - первый художник Ренессанса
Боттичеллевское настроение
Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?
Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи
Опять Джоконда?!
Рафаэль Санти - "певец Мадонн"
Рафаэль в Риме
Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт
Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость
Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость
Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал
Микеланджело - поэт
Венеция принимает эстафету
Загадки Джорджоне