«Наконец, однажды у Аничкова моста я встретил осуществление моего идеала. И не один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться, волочился за ним целый год, изучил его характер, получил позволение списать с моего тятеньки портрет (хотя он считал это грехом и плохим предзнаменованием) и тогда только внес его в картину».
Павел Федотов
Такие знаковые фигуры в Российском искусстве, как Пушкин или Лермонтов, удивляют, кроме прочего, ещё и тем, что за столь короткий жизненный срок, умудрились создать такой массив высококачественных литературных творений.
В том же возрасте, что и Пушкин (37-ми лет) этот мир покинул и русский художник Павел Андреевич Федотов.
Воротами в мир иной для художника стал сумасшедший дом.
Тем не менее, в Британском сериале «Искусство России» Федотов, в компании с Репиным, Врубелем, Кандинским и другими более именитыми художниками, обозначен как фигура этапная для русского изобразительного искусства.
Ведущий сериала английский искусствовед Эндрю Грэм-Диксон нарисовал Федотова жертвой царской цензуры, которая, лишив его возможности творить, довела художника до умопомешательства.
Понятно, что формат сериала заставляет его создателей «загрублять мазки», которыми они пытаются нарисовать картину русского изобразительного искусства, но в отношении Федотова их мазок выглядит сознательно искажающим действительность.
Да, цензура, и правда, оставила свой след на творчестве художника. На пике его творческого взлета чиновники запретили делать литографии с картины «Свежий кавалер» из-за непочтительного изображения ордена, и это выщербило ожидаемые Федотовым доходы.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
У картины «Свежий кавалер» есть два альтернативных названия: «Утро чиновника, получившего первый крестик», и «Последствия пирушки».
Эта картина стала знаковой и для его творчества, и для его психического здоровья.
Родившийся в семье обедневшего титулярного советника Павел Федотов стал военным.
Вот его автопортрет с родителями на прогулке.
Первый более менее значимый шаг в искусство Федотов сделал в 1837 году, в акварели изобразив посещение младшим братом Николая I великим князем Михаилом Павловичем лагеря лейб-гвардии Финляндского полка.
Павел Федотов представил картину князю. Михаилу Павловичу полотно пришлось по душе, и он подарил живописцу бриллиантовый перстень.
Окрыленный величественной похвалой художник взялся изобразить ещё один эпизод из жизни царского семейства.
Однако военная служба помешала Федотову закончить работу. Тем не менее, после парада, подготовка к которому и оторвала художника от работы над картиной, свою незаконченную акварель «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара» Федотов продемонстрировал все тому же брату Российского монарха Михаилу Павловичу. Князь не только выделил Федотову деньги, но и пообещал показать начатое произведение Николаю I.
«Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц…».
Было это в 1839 году.
Федотов испросил совета у признанного метра Карла Брюллова, который, посмотрев работы офицера, скептически отнесся к его художественному потенциалу и посоветовал тому остаться на службе.
Только в январе 1844 года он оставил полк и рискнул стать вольным художником. Тогда ему было 28 лет.
Принадлежность к вооруженным силам страны подтолкнула Федотова применить себя в качестве художника батального жанра.
Из под его кисти вышли картины: «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», выполненных под влиянием Хогарта.
Но в истории русского изобразительного искусства Федотов остался не как «баталист», а в качестве родоначальника критического реализма и мастера «по живописи домашних сцен».
Путевку в жанр, родоначальником которого и стал Федотов, ему выдал ни кто иной как великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов.
Увидев первую работу художника (рисунок сепией, созданный в начале 1840-х гг.) на сюжет о бедном чиновнике, хвастающемся перед кухаркой своим первым орденом, Крылов посоветовал Федотову остаться в этом жанре.
Павел Андреевич прислушался к совету баснописца и перевел рисунок полотно, выполненное в масле.
Масляную версию картины «Свежий кавалер» вместе с «Разборчивой невестой» художник представил на суд Академии, где они произвели настоящую сенсацию как в академической среде, так и среди столичной публики и получили высокую оценку Карла Брюллова.
Советом Академии с подачи Брюллова Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора».
Эти три полотна так и остались самыми значимыми творениями Федотова и живут теперь в стенах Третьяковки.
Цензура, если и была причиной сумасшествия Федотова, то лишь отчасти. Окончательно "крыша" у художника поехала в июне 1852 года, но прохудилась значительно раньше.
«Его характер и поведение всегда отличались оригинальностью, а потому несколько новых странностей в его суждениях и поступках не могли внушить никому подозрения, что этот светлый ум готов помрачиться… Мало-помалу из общительного, разговорчивого человека Павел Андреевич превращался в молчаливого мрачного меланхолика. На него стала находить безотчётная томительная тоска, прежде совсем незнакомая этой бодрой натуре» - вспоминал позже искусствовед Сомов.
Собственно говоря, помрачнение душевного состояния художника, на мой взгляд, прослеживается и по его поздним работам «Игроки», «Офицер и денщик» и «Анкор ещё Анкор».
Кстати говоря, Анкор – это русская транскрипция французского слова encore, и в переводе означает – ещё. Таким образом, фраза превращается в абсолютною бессмыслицу, которой стало принято высмеивать склонность людей к излишествующему заимствованию иностранных слов.
Каким образом эта фраза связана с картиной Федотова, которая иллюстрирует всепоглощающую скуку, мне не понятно, но именно с подачи художника фраза изменила вкладываемое в нее понимание и стала обозначать тоску, отсутствие дела или развлечения.
Это смысловое содержание фразы и стало причиной того, что Петр Тодоровский назвал ею свой фильм о гарнизонной жизни офицеров и членов их семей.
Неудачей закончившийся роман художника с Ю. Тарновской.
Так постепенно родоначальник критического реализма в русской живописи дошел до того, что стал объезжать знакомых и свататься, при этом долго рассуждая, как будет строить свою будущую семейную жизнь. Федотов «несколько дней ходил он по петербургским улицам и окрестностям, покупал в разных магазинах драгоценные вещи для какой-то воображаемой свадьбы, загадочно говорил о каком-то своём счастии», заказал себе гроб и примерял, ложась в него.
В конце концов академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».
Так художник оказался в сумасшедшем доме. Его помешательство было буйным. Не будучи от природы человеком очень сильным, Федотов вытаскивал пальцами гвозди из стен, а когда его связали, то и зубами тоже, бился головой о стены. Его усмиряли, для чего по утверждению Жемчужникова «били в пять кнутов пять человек».
Три художника оставили нам изображения Федотова в сумасшедшем доме. Вот они.
В лихорадочных разговорах Федотова, которые приобрели навязчивый характер монолога, постоянно присутствовали бред собственного величия и маниакальная идея своей «высокой миссии в мире». …Иногда Федотов воображал себя богачом, скликал вокруг себя любимых особ, говорил о том, что нужно превратить Васильевский Остров в древние Афины, столицу художества и веселия, наполненную мраморными дворцами, садами, статуями, храмами и пантеонами. Он лихорадочно чертил на попавшемся под руку лоскутке бумаги ордена – кресты, звёзды, ещё кресты: стыдное, потаённое вырывалось наружу.
Вот рисунок Федотова, сделанный художником на "Канатчиковой даче", где он изобразил себя, рассматриваемым через лупу Николаем I.
Умер П. А. Федотов в середине ноября 1852 г. от присоединившегося плеврита («водяной болезни»).
Не забудьте кликнуть на иконку с оттопыренным вверх большим пальцем и подписаться на канал.