Найти тему
Хронопортация

Однажды он доверил пленному пилоту самолёт: Методы работы Шарффа, которого по праву считали лучшим дознавателем нацистов

Чтобы выведать секреты противника и переманить его на свою сторону нацисты не только пытали и запугивали людей. Подобные убеждения смело можно считать однобокими и лишенными логики. На самом деле, лучшие следователи гестапо, люфтваффе и СС использовали куда более эффективные методы работы.

На дворе стояла весна 1943 года. Лучший следователь немецкого люфтваффе по имени Ганс Шарфф встретился с пленным лётчиком из США с самого утра. С собой он принес домашнюю, свежую, ароматную и ещё тёплую выпечку, которую успела сделать супруга. Он дружелюбно пожал руку пилоту и позвал на прогулку по немецкой деревне, ну а дальше всё стало ещё интереснее.

Hanns Scharff (1907 – 1992).
Hanns Scharff (1907 – 1992).

На пути гуляющих людей возник немецкий аэродром и улыбчивый нацист предложил своему подопечному сравнить крылатые машины Германии и США. Изумлению пилота не было предела, когда "глупый немец" пустил его за штурвал самолёта и даже разрешил сделать над аэродромом пару кругов. У Американца проснулась совесть и он не решился на побег. В тот момент он не подозревал, что топливные баки самолёта были практически пусты, а 100% показания индикатора в кабине искусственно изменены.

После полёта во время непринужденной беседы немец заметил, что американские химики плохо работают, так как самолёты США оставляют в небе белые следы, а не красные. Лётчик сразу же возразил. Он сказал, что белый след – это всего лишь индикатор того, что боеприпасы в самолёте на исходе. Так, без особых проблем, секретная и нужная немцам информация была добровольно оглашена ничего не подозревающим пилотом.

В своё время Шарфф мог заставить говорить более 90% попавших в плен лётчиков. А весь секрет его успеха, как дознавателя, крылся в доброжелательной манере общения и гениальном таланте расположить человека к себе. Служить Национал-социалистической немецкой рабочей партии он начал только в 1939 году. К тому времени он уже свободно разговаривал на английском языке, поэтому сражаться на передовой ему не пришлось.

Уже будучи ефрейтором молодой человек начал свою работу в военной разведке. Первое время Шарфф внимательно изучал типичные методы допроса, но к 1943 году начал сам вести дознание и работал с пленными пилотами из США. Вместо типичных нацистских технологий, пыток и насилия, он разработал собственный метод допросов. Основная цель метода – создание ложной видимости того, что допрос не проводится вовсе. Ну а с пленными врагами Шарфф вёл себя доброжелательно и для многих становился другом.

Фото 1942 года.
Фото 1942 года.

Ганс оказался неплохим психологом, и старался не задавать узникам прямой вопрос. В непринужденной беседе с людьми он часто давал им понять, что важными сведениями уже обладает. А потому лишь делал вид, что только уточняет или не понимает мелких и незначительных деталей. Более того, он старался убеждать лётчиков в том, что прикладывает все силы для защиты их жизни и личных интересов, а вовсе не выуживает ценные данные.

Естественно бывало и так, что следователю попадались "крепкие орешки". В данном случае он с улыбкой давал понять, что если пилоты не будут сотрудничать, то он будет обязан передать их для дальнейшей "беседы" в гестапо. Все знали, что жесткие методы нацистской полиции это норма и там их будут точно пытать. Поэтому узники предпочитали не испытывать судьбу и шли навстречу обаятельному немцу.

Чтобы манера общения была ещё более убедительной, Шарфф демонстративно конфликтовал с руководством лагеря, примеряя на себя роль защитника пленных. Поэтому неудивительно, что уровень доверия к следователю стремительно рос. Поскольку сам Ганс по званию был всего лишь ефрейтором, он сумел добиться разрешения не носить форму и ходить в гражданской одежде. В глазах пленных такая особенность выглядела ещё более интересной, так как многие были уверены, что перед ними высокопоставленный офицер.

Чтобы добиться максимальной расслабленности и высокого уровня комфорта для пленных, он приглашал их на экскурсии по живописным местам и даже водил в зоопарк. Также он мог устроить заключенным прогулку по лесу и брал с них честное слово, что побега не будет. Видя, что им доверяют, люди расслаблялись и даже не думали куда-то бежать.

Шарфф (второй справа) в компании режиссёра Джеймса Брукса, лётчика-аса Роберта М. ДеХэвена и генералов ВВС США Джеймса Дулиттла и Кёртиса Лемея. Фото 1980 года.
Шарфф (второй справа) в компании режиссёра Джеймса Брукса, лётчика-аса Роберта М. ДеХэвена и генералов ВВС США Джеймса Дулиттла и Кёртиса Лемея. Фото 1980 года.

Удивительно, но даже после завершение войны Шарффа не осудили. Причём с 1948 года он начал читать для американских ВВС лекции о методах своей работы. Технология оказалась настолько актуальной, что американские военные сразу же включили её в план обучения, и активно используют до сих пор. В пятидесятых Ганс уже жил в США, работал простым художником и даже украшал мозаикой Капитолий и Университет Южной Калифорнии.

85-летний Ганс Шарфф дожил до 1992 года. В Америке он основал семейную компанию по создаю мозаик, которой теперь руководит его невестка. Это может показаться невероятным, но многие военнопленные, которых допрашивал Шарфф, поддерживали с ним связь даже после окончания войны.

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Спасибо за внимание и всего доброго.