Чуть меньше 2 лет назад в Москве зародился новый для России вид спорта. Основа — бой на голых кулаках. Двое подготовленных мужчин избивают друг друга на небольшом ринге. Запрещено бить лежачего, использовать для удара ноги, локти, голову. Запрещены броски и скрутки. В части допустимых приемов больше всего это похоже на бокс, но без перчаток. Всего три раунда по 2 минуты. Кровь — норма. Это зрелище, которое набирает десятки миллионов просмотров, называется Top Dog.
Первый турнир Top Dog появился в YouTube в начале 2020 года. Чуть больше, чем за 1,5 года видео поединков набрали 146 млн просмотров, при этом в продвижение не было вложено ни копейки. Самый популярный бой — схватку Моряка и Пулеметчика — посмотрело более 14 млн зрителей. Организовал турнир на тот момент 25-летний Даниил Алеев, ни имеющий ни капитала, ни высоких связей. Спустя всего лишь 2 года он же проведет юбилейный, десятый турнир Top Dog, который будет транслироваться по федеральному телевидению. Бойцы из этой организации превратились в звезд, а фан-база бренда измеряется миллионами.
Боец, создавший свой турнир
Амбассадор и лицо Top Dog Даниил Алеев публике больше известен как Даня Регбист. Его бойцовский путь начался в 2017 году. Тогда он вернулся из армии на гражданку и решил, что пора делать первые самостоятельные шаги во взрослой жизни. Алеев устроился в ресторан при одной из московских гостиниц, хозяин которой разрешил ему обустроить себе комнату в подвале. Даниил жил там вместе с другом Мишей. Оба были фанатами единоборств и по вечерам смотрели в интернете видео драк и боев.
Внимание молодых людей привлек турнир по уличным боям Strelkа. Видео боев вызвали у Регбиста недоумение: ему показалось, что во многих поединках бойцы халтурят и фактически сливают бои. Он решил попробовать себя на ринге, уверенный, что без труда одержит победу. Хотя на тот момент никакими единоборствами он не занимался, дрался только на улице и в армии, пока служил в ВДВ. Профессиональный опыт у Даниила был лишь в регби.
К участию в Strelka Алеева готовил отец, который в молодости занимался карате и другими единоборствами. Первый бой состоялся через 2 месяца после начала тренировок. Свой первый нокаут Даниил добыл в первом бою первым ударом, хоть и вышел драться с поврежденной рукой. Представитель Strelka был удивлен, что боец не имеет специальной подготовки. Регбисту сразу же нашли второго соперника, который оказался намного серьёзнее первого, но через 4 минуты и он отправился в нокаут. Сейчас у этого видео 45 млн просмотров, хотя качество съемки не сравнится с Top Dog.
За пару лет у Регбиста накопилось множество интересных боев. Каждый из них отличает одно: кто бы ни был против него, Даня напористо идет до конца. В каждом из боев наступал момент, когда у Регбиста включался режим «Халк», и его итогом в большинстве случаев становилась победа нокаутом. Но и проигрывать ему доводилось. Это были более чем достойные поражения, где боец до последней секунды пытался вырвать победу.
«Со временем познаешь, как устроены системы разных организаций, сталкиваешься с минусами и понимаешь, что можно сделать лучше. Так вышло, что все мои бои снимал мой друг Миша. Когда мы только начинали, требовался оператор-монтажер. Я дрался, он снимал и монтировал, и мы смотрели, как это устроено. Опыт набивали», — рассказывает «Новому проспекту» Регбист.
В 2019 году друзья почувствовали, что пора организовать собственный спортивный промоушен и делать свои турниры. Это произошло, когда Регбист и Миша увидели бои на голых кулаках в США. Там одному из организаторов подпольных кулачных боев удалось легализовать состязание.
Прикинули расходы: гонорары бойцам, аренда оборудования, зарплаты персонала. Получилась цифра в 500 тыс. рублей: 350 тыс. рублей на гонорары бойцам, 70 тыс. рублей на камеры, свет и другое оборудование и 80 тыс. — зарплата администраторам, охране, медикам и рефери. Выработали формулу боя, которая задаст максимальную динамику без пауз и «обнимашек», как в ММА, где разрешено бороться. С этими соображениями Даня пришел к владельцу боксерского клуба Brothers, где работал тренером.
И вот декабрь 2020 года, парковка «Москва-Сити» в башне «Империя». Даня и Миша объясняют охране, зачем спускают на 5-й уровень несколько стогов сена: «Тематическая фотосессия». У охраны вопросов не возникает. Через несколько часов там же собираются два десятка бойцов и немногочисленные зрители. Бо́льшая часть из них — друзья и знакомые Дани. Лучший бой выдают Моряк и Пулеметчик.
«Как только мы выложили этот бой, все увидели, что такое голые кулаки. Изначально не было никаких сомнений, но вот в этот момент мы поняли, что всё идет хорошо. Видео на нулевом канале набрало 100 тыс. просмотров. Очевидно, почему это так популярно. С начала времен единоборства и зрелища такого рода стоят во главе угла. Это всегда было востребовано, — рассуждает Регбист, — а Россия входит в топ-3 самых благодатных рынков. Сейчас такие тяжелые условия в стране, и людям нужно было увидеть что-то высвобождающее внутренний стресс. Когда ты видишь и слышишь, как голой рукой приходится удар в голову… не остается никаких сомнений, что это ввергает в шок и вызывает эмоции».
Спортивный журналист Дмитрий Зимин объясняет быстрый успех Top Dog тем, что практически каждый боец, участвовавший в первом турнире, уже имел какую-то аудиторию. Сам Регбист на момент первого турнира уже был локальной знаменитостью, как и некоторые участники турнира. «Какой-никакой медийный капитал у отдельных личностей с первого турнира уже был и, конечно, помог им на старте. Второй фактор — качественный вирусный контент. Если бы зрелище не удалось, то никакая медийность не заставила бы людей пересылать друг другу ссылки на их видео. Третий фактор — новый продукт. К 2010-м годам зритель окончательно устал от бокса и переключился на ММА. Сейчас начинает уставать от этого. А тут что-то новенькое», — говорит эксперт.
Секрет успеха: сначала искусство
Сейчас Top Dog представляет из себя сложную бизнес-модель с несколькими параллельными, но смежными видами деятельности. Парни проводят турниры, содержат спортивный зал и продают мерч.
«Когда мы наблюдали за боями, нас беспокоило и задевало, как они подаются. Это основа нашей идеологии — показать всю красоту боя, сделать, чтобы было видно, в чём искусство единоборства. Боец — это призвание. Люди, которые к нам приходят, в первую очередь идут не за деньгами, а потому что в этом бою они могут почувствовать себя живыми. И поэтому мы очень стараемся достойно подавать наши бои. Но всё равно видео не может передать всё, что испытывает зритель и любой участник, находясь непосредственно на турнире», — говорит Регбист в беседе с корреспондентом «Нового проспекта».
За картинку в Top Dog отвечает тот самый «друг Миша», или акционер ООО «Топ Дог» Михаил Жарохович. Идейным вдохновителем для него был британский режиссер Гай Ричи. Стараниями Миши видео сняты очень стильно. В кадре идеально выстроен свет, а камеры захватывают буквально каждый ракурс. На последнем, девятом Top Dog над видео работало чуть меньше 40 человек: 10 операторов, оператор-постановщик и его помощник, режиссер трансляции и с ним три человека. Ещё звукорежиссер с тремя помощниками, художник по свету с командой из восьми человек. Остальные — монтажеры и цветокорректоры.
Но, конечно, самое главное — происходящее в кадре, то есть бой, непрекращающийся и зачастую очень жесткий, бескомпромиссный и, как следствие, кровавый. Бои выходят такими из-за двух вещей: формулы боя и личности бойцов.
Если на самый первый турнир Регбист фактически позвал драться своих друзей, знакомых и их друзей и знакомых, то на последующие турнирах оказались люди со всей страны. При этом сами организаторы никого персонально не приглашают. Все, кто выходят, сами присылают заявки. Они посыпались беспрерывным потоком сразу после первого Top Dog. Если в цифрах, то за последний от бойцов поступило примерно 15 тыс. заявок.
В организации есть отдельный человек, который занимается матч-мейкингом. Он отсматривает видео, выбирает тех, кто может выдать наиболее зрелищный бой, и находит ему достойную пару. При этом самые зрелищные бои легко могут выдать люди без титулов или большого спортивного бэкграунда. Среди них есть и те, кто научился драться на улице, как, например, Макс ВДВ. Но есть и суперпрофессионалы, как, например, Тимур Мусаев по прозвищу Золотой. Он 17-кратный чемпион Дагестана и чемпион мира по кикбоксингу.
«Через наших героев хочется показать мужество, которое есть у нашего народа. В бою человек предстает таким, какой он есть. С него снимает все маски. По тому, как он дерется, видно его отношение к жизни. Это о многом говорит о человеке. В момент боя можно увидеть душу бойца. Лично я всегда рекомендую Top Dog смотреть женщинам. Как человек самоотверженно дерется, так он и любить будет», — говорит Регбист.
Спортивный продакшн, YouTube-канал, спортклуб и магазин одежды
ООО «Топ Дог» пока что отчитывалось лишь за 2019 и 2020 годы. Работают по упрощенной системе налогообложения (6% от дохода). В последнем отчете — убыток в 3 млн рублей. Но это было, что называется, «в моменте». Основную массу денег Top Dog заработал в 2021 году, однако Регбист пока отказывается обнародовать эту часть жизни организации, объясняя, что всё заработанное сразу идет в развитие.
Основные доходы Top Dog поступают от рекламы на турнирах. Сейчас в каждом их ролике присутствует реклама букмекерской компании и энергетического напитка. Было две рекламных интеграции с продвижением кино. В числе источников доходов команда продакшена называет также продажу мерча и монетизацию от YouTube. С недавних пор начали продаваться билеты на Top Dog. Проходка на сентябрьский турнир обойдется в сумму от 3 тыс. до 10 тыс. рублей. Число зрителей в зале эпоху Covid-19 измеряется сотнями.
Основные расходы Top Dog — всё те же турниры. Если первый турнир удалось провести за относительно небольшие деньги, то к десятому турниру стоимость проведения выросла больше, чем в 10 раз. Около половины расходов составляют гонорары бойцов. Только за выход никому не известный боец получает 50 тыс. рублей. Со всеми бонусами (за победу, за зрелищность, за лучший дебют) боец может выйти с доходом более 200 тыс. рублей.
Летом Top Dog открыли свой спортивный зал в Москве, на него ушло уже более 10 млн рублей. По словам Регбиста, он не рассчитывает что-то заработать на зале, а открыл его для бойцов, постоянно выступающих в Top Dog. Там они могут заниматься, тренироваться и тренировать других. По экономике зала Даниил поставил перед собой задачу выйти в ноль.
Регбист рассказал, что еще до оглушительного успеха первого турнира перед Top Dog стояла цель — набрать 1 млн подписчиков за год. Так и вышло. «Как добиться успеха? Найти то, что приносит удовольствие в жизни, и делать это. Действовать, не дожидаясь идеальных условий. Ну и ещё момент: нормально делай — нормально будет», — с широкой улыбкой говорит Регбист.
Сейчас команда Top Dog работает над тем, чтобы официально зарегистрировать себя как новый вид спорта. Чтобы продолжать проводить турниры в том же режиме, этого не требуется, но у Регбиста есть мечта: вывести Top Dog на мировой уровень и стать лучшим промоушеном на Земле. Уже на ближайших турнирах появятся иностранные бойцы с именем.
«Если какие-то внешние факторы (политики, например) не испортят песню боям на голых кулаках, то это вполне может стать самым популярным видом единоборств и вытеснить традиционные. У зрителей уже это нашло отклик, хотя профессиональное спортивное сообщество скорее с прохладой встречает все эти YouTube-промоушены», — говорит спортивный журналист Дмитрий Зимин.
Впрочем, представители классических единоборств пока относятся к проекту Top Dog скептически. Многократный чемпион России, Европы и мира по ММА и боевому самбо Кирилл Сидельников считает, что в России бои на голых кулаках пока не представляют из себя отдельного вида спорта. «То, что я видел на YouTube, спортом назвать сложно. Нет техники, тактики, стратегии. Ребята выходят и просто рубятся, получая за это 20-30 тыс. рублей — какой же это спорт?», — сказал он в разговоре с «Новым проспектом».
Кирилл Сидельников отметил, что у боев на голых кулаках очень высокая травматичность, а при текущем уровне гонораров боец может на операции после боя потратить больше, чем заработал. «Пока как вид спорта бои на голых кулаках ещё не прошли становление в России. Говорить об этом как о спорте можно будет, когда уровень организации и оплата бойцов станут как в США. А вообще эти YouTube-бои могут привнести новое и интересное, как, например, бои по правилам бокса, но в перчатках ММА», — резюмирует Кирилл Сидельников.
Фото: Instagram Top Dog и Регбиста
Текст: Михаил Грачев
Понравился материал? Переходи и читай рубрику "Публика" на "Новом проспекте".