Найти тему
Бердчанка

Юродивые Санкт-Петербурга. По материалам газет дореволюционной России

Что такое юродство вообще, и как понимать такой феномен в религиозной жизни. Коротко на такой вопрос ответить сложно или даже невозможно. Причем к лику святых в Русской церкви причислены многие юродивые, и из этого можно сделать вывод, что такая форма аскезы принимается Церковью как богоугодная. Но этот вид «угождения Богу» дан далеко не каждому, и описать такое состояние человека, который по доброй воле принимает вид «дурачка», хотя в некоторых случаях имеет совершенно здравый ум, достаточно сложно. Юродство – удел немногих, и в основном оно является следствием сильных переживаний или же потрясений, например утеря близкого человека. И это то их и побудило изменить свою жизнь, и намеренно облечься с мнимое безумие, и этим в буквальном смысле показать истинность слов апостола Павла: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 19), прочитанное наоборот, что безумие мира сего есть мудрость Божия.

Наша столица в дореволюционные времена имела немало примеров таких вот Божиих людей, которых, несмотря на их неадекватное поведение и даже грязную одежду считали за награду принять в самых богатых домах. Многие высокие сановники и купцы приходили к оборванному «безумцу» просить совета и получить ответ на неразрешимые жизненные вопросы.

На Смоленском кладбище похоронены трое таких юродивых – Ксения, Анна и Марфа, очень популярные в народе. Расскажем о них по отдельности.

Ксения Петербуржская была женой певчего придворного хора Андрея Федоровича Петрова, и овдовела, когда ей было 26 лет от роду. Смерть ее мужа сильно потрясла ее, и она раздала все свое имение бедным и стала юродствовать. При этом она заявляла, что она не Ксения, а Андрей Федорович. Когда же ее окликали по ее женскому имени, то даже обижалась, говоря при этом: «Что вы Ксенюшку кличете, ее нет, она умерла. Не надо трогать покойницу!» Но когда к ней обращались по имени-отчеству ее покойного мужа, то она охотно отзывалась: «Ась!»

Ксения Петербуржская
Ксения Петербуржская

Как говорит молва народная, много она сотворила чудес, предсказала кончину императрицы Екатерины Петровны. Накануне ее смерти, 24 декабря 1761 года, проходя по улицам столицы, выкрикивала: «Пеките блины, пеките блины! Вся Россия будет печь блины!» На другой день императрицы не стало.

Любимая всем Петербургом Ксенюшка дала массу предсказаний, некоторых огородила от неправильного шага. Умерла она в 1800 году, и на могиле ее до сих пор совершаются чудеса по словам верующих. Над ней высится небольшая часовенка, построенная на деньги добровольных пожертвователей, служатся десятки молебнов.

Далее, идя по кладбищу, можно оказаться на могиле юродствовавшей Анны, скончавшейся в 1852 году. Анна Ивановна Ложкина, происходила из знатной фамилии, училась в институте, говорила на иностранных языках, была влюблена в гвардейского офицера, который, однако, женился на другой. После такого предательства со стороны ее возлюбленного она покинула на несколько лет Петербург и вернулась уже сюда облекшись в юродство. Она так же, как и Ксения, не имела угла, ходила по Петербургу и собирала милостыню, которую потом раздавала нуждающимся. Жила в основном на Сенной у одного домовладельца в квартире священника Чулкова. Все торговцы Сенного зазывали ее свои лавки и магазины, чтобы она хотя бы просто зашла и своим присутствием принесла им удачу.

Незадолго до своей смерти она пришла на Смоленской кладбище, принесла купленный ей покров, разостлала его на земле, и попросила отслужить молебен по рабе Божией Анне, и велела после ее смерти похоронить именно на этом месте. Покров она впоследствии пожертвовала в церковь, чтобы им укрывали убогих покойников. После того приходили к ней монахини и предлагали место на их кладбище, но Анна отказалась. Когда ее хоронили, то вся Сенная пришла с ней проститься.

-2

На ее могиле так же сооружена часовня, и она вся сплошь увешана образами, которые приносят сюда люди. Около навеса вырыта достаточно глубокая яма – каждый приходящий на ее могилу берет горсть земельки домой, и верят, что она чудодейственна.

Могила же отроковицы Марфы не так популярна, как Анны и Ксении, да и о ней самой осталось мало сведений. У нее нет часовенки, но она так же аккуратно прибрана, видно, что за ней ухаживают – всюду цветы, на могиле горит маленькая тщательно укрытая лампадка. Недавно обновили деревянный крест, да и могила ярко выделяется среди прочих на кладбище.

Я уходил с кладбища, и меня посещали интересные мысли, как такие люди, которые ведут себя неестественно для нормального человека, приобрели сильнейший авторитет среди населения столицы. Кто отказался от мира, оказался для этого мира наиболее ценен.