11 подписчиков

Дифференцированный подход в обучении: за и против

Источник: https://perm.hse.ru/
Источник: https://perm.hse.ru/

Любой школьный класс – это та ещё сборная солянка. Все ученики разные по уровню способностей и мотивации, количеству знаний и навыков. А обучать нужно всех. И тут на помощь приходит дифференцированный подход. Разноуровневые задания, деление класса на сильные и слабые группы, казалось бы, позволяют более индивидуально подходить к каждому ученику. От каждого – по способностям, каждому – по потребностям.

У системы есть очевидные плюсы:

✔ Идет развитие сильных и выравнивание слабых.

✔ Учебный процесс адаптирован к познавательным возможностям каждого ученика.

✔ Относительно слабые ученики достигают успехов в рамках своей группы, что повышает их самооценку.

✔ Сильные ученики не скучают, имеют возможность учиться быстрее и глубже изучать предмет.

С другой стороны, дифференциация приводит к тому, что «слабые» ученики не тянутся за более сильными, не получают от них помощь и не соревнуются с ними. Они «варятся» в своей подгруппе и не имеют возможности выйти на другой уровень.

Поэтому единого отношения к дифференцированному обучению у педагогов нет, у этого метода есть и сторонники, и противники. Среди авторов наших книг можно найти и тех, и других.

Например, весьма популярная у педагогов серия Ершовой «Самостоятельные и контрольные работы» предлагает варианты заданий трёх уровней сложности.

А вот наш автор и педагог Герман Григорьевич Левитас – противник дифференциации. Он разработал систему учебных циклов, которая позволяет научить и сильных, и слабых учеников, не разделяя их на подгруппы. Книги нашего научного редактора Натальи Николаевны Хлевнюк также направлены на то, чтобы дать прочный уровень знаний всем ученикам, вне зависимости от их способностей к математике.

Интересен подход нашего автора и педагога Леонида Анатольевича Кирика. Он использует разноуровневые задачи, но предлагает ученикам самостоятельно выбрать, какую задачу они будут решать. У школьников просыпается азарт, желание решить задачку посложнее. А это ли не лучшая мотивация к обучению?

А в каком лагере вы? Используете дифференцированный подход на уроках?

#ШКОЛА

#ОБРАЗОВАНИЕ

#МАТЕМАТИКА

#ФИЗИКА

#ПЕДАГОГИКА