Продолжение
Часть 2. Триптих "Страшный суд" (название неверное).
Босх написал этот триптих сразу же следом за "Садом земных наслаждений". Скорее всего замысел его изначально включал оба варианта решения сюжета. Если в "Саде земных наслаждений" он показал жизнь человечества в том варианте, когда его интеллект бездействует, то в следующем триптихе сюжет противоположный. Здесь мозг сапиенсов был успешно активирован у Дерева познания, после чего включился в работу активно.
Страшный суд не является содержанием этого триптиха. Страшный суд подразумевает разделение судимых на две группы, одна из которых будет прощена и помещена в Рай. Но на левой створке, там где у Босха Рай, нет никого кроме Адама и Евы. Мы не видим пополнение Рая сапиенсами, прощенными страшным судьёй.. Следовательно, Босх изображает не картину Страшного суда, а нечто иное.
Смотрим триптих слева направо.
В левой части Иеронимус показывает, что в этот раз Богу удалось создать исправных сапиенсов и на первый взгляд не допустить явного брака. Ему удалось нормальным образом активировать у женщины любопытство, выманить ее к Дереву познания и как следствие инициировать у человека нормальный интеллект - главный инструмент взаимодействия с окружающей средой и собственного развития.
В изображении Рая на левой створке этого триптиха присутствует все три последовательные фазы:
Сцена 1. Инициирование любопытства у Евы,
Сцена 2. Самостоятельная инициализация сапиенсами своего интеллекта у Дерева познания
Сцена 3. Перемещение полностью подготовленного человека на Землю для дальнейшего самостоятельного совершенствования интеллекта.
Получив от Бога разум и инструмент для его развития - интеллект, человек принялся все это использовать. В средней части триптиха Босх показал результат того как человек сумел распорядиться разумом и интеллектом. Посмотрим.
В средней части, то есть в месте где сапиенсы должны демонстрировать результаты, Босх рисует в точности тот же Ад, что и справа.
Это и есть его суждение!
Вот правильное содержание триптиха: люди настолько плохо пользуются данным им разумом и интеллектом, что сами превращают свою жизнь в Ад.
Что-то тут не так либо в создателе, либо в созданиях. Как ни пытайся сделать Мерседес, а все выходят Жигули.. Может быть место проклятое? А может быть надо сменить автора… Я думаю, что автор не владеет в совершенстве инструментом создания разумов и жизни вообще и действует наудачу. Результат его попыток непредсказуем. Может получиться так, а может получиться и не так.. Сначала сделаем, а потом просто пассивно смотрим что же получилось... Если не нравится, то стираем все и начинаем играться снова.
Вверху Босх поместил Бога. Он смотрит сверху на свой очередной неудачный эксперимент и готов прямо сейчас, не дожидаясь предусмотренного конца цикла, все уничтожить. Эксперимент с человеком снова провалился!
Кстати, именно этот смысл изобразил на своем "Страшном суде" Микеланджело. Обратите внимание на жест Христа. Посмотрев на результат того, чего достигло человечество, он его уничтожает. "Опять неудача!".
Обращаем внимание на то, что на триптихе "Сад наслаждений" Босх не изображает Бога сверху. Богу не интересно наблюдать за неудавшимся экспериментом! Здесь же, а также в "Возе сена", Бог изображен как на левой створке так и в центре. В варианте с удавшейся инициализацией интеллекта у сапиенса ему есть за чем наблюдать!
Продолжим.
Изучим коллектив сверху
Итак Бог в очередной раз разочарован результатом и намерен все стереть. Он собрал для принятия окончательного решения Большой Совет.
Группа 1. Часть его советников упрашивают Бога повременить. Может быть еще человечество как-то улучшится и исправит свои безобразия.
Группа 2. Эти в целом согласны с тем, что эксперимент не удался. Надо всех убирать и начать заново.
Персонаж 3. Это Бог-отец. Как же он устал от бесконечных и однообразных экспериментов своего Сына... Пригорюнился. "И когда же ты повзрослеешь, сынок.."
Персонаж 4. Мария. Хорошая женщина всегда согласна со своими мужчинами.
Тем не менее Ад справа ждет и этот неудачный вариант творения будет уничтожен… Сколько их ещё будет?
Взгляд на человечество, который в этом триптихе показывает Иеронимус мрачен. Наблюдая за историей человечества, такого взгляда почти невозможно избежать.
Вся история развития нашего варианта человечества показывает, что свой интеллект оно использует в первую очередь для создания средств взаимного истребления. Сначала нож, потом лук, потом ружье, потом пушки, потом танки, потом ядерная бомба… И непрерывные войны… Сначала локальные, потом по мере совершенствования вооружений и средств их доставки континентальные и наконец мировые войны! Максимально развив способы физического повреждения тел (пули, бомбы, горючие вещества), теперь сапиенсы принялись совершенствовать вирусы.. Они надеются сделать это избирательно, так, чтобы самим остаться в живых, а сдохли все остальные! Более 200 биолабораторий англосаксов по всему миру! А сколько их всего у всех стран вместе взятых? Чем они заняты? И с какой целью созданы?
Уже сегодня запросто возможен Ад на всей планете. Ядерное ружье, висящее на стене в начале пьесы, непременно выстрелит.
И еще хуже будет с биологическим ружьем. И люди это понимают отлично. Понимают все, кроме тех кто это создает и готов применить.
Посмотрим и послушаем финальные секунды фильма "Доктор Стрейнджлав" Стенли Кубрика. Это просто гимн человечеству!
А какая прекрасная музыка!
А вот квинтэссенция, предельное состояние специфических сапиенсов от которых зависит нажатие на кнопку (из того же фильма Кубрика)
Разве не эти люди сегодня контролируют власть, ядерные кнопки? Как только они почувствуют себя в безопасности, они нажмут их. И этот миг обязательно настанет ровно в тот момент, когда интеллект человека наконец родит мгновенно и избирательно действующее оружие.. "Это бизнес и ничего личного…".
И будет Ад..
Человек не в состоянии найти своим интеллектом способ гармоничного существования подобно тому, что Босх показал в триптихе "Сад земных наслаждений", но с поправкой на включение своего интеллекта. Каким был бы мир, если бы люди использовали свой разум и интеллект не для взаимных угроз и уничтожения? Но могут ли они в принципе так жить?
То же было и в начале 16 века, когда Иеронимус, полный горького скепсиса, написал этот триптих. Его ответ - нет... Этот вариант человечества готовит себе Ад..
Название "Страшный суд" неверно отражает содержание этой работы, правильное название которой - "Страшный самосуд" …
Общее резюме по двум триптихам
Игра Бога в развитие разума и интеллекта с помощью человека выглядит провалом… а может быть он и сам не понимает что делает?
Впрочем есть слабая надежда на то, что человечеству удастся избежать "Страшного самосуда".
Вот два человека, уже сумевших отсрочить наступление Ада на Земле. Наверняка были и другие...
Далее Босх держит паузу в 5 лет и незадолго до смерти пишет ещё один, уже синтетический вариант этой истории - "Воз сена". Там Босх показывает процесс жизни человечества в период, когда оно еще на пути к созданию Ада на Земле. Иеронимус показывает как существа с интеллектом тянут Воз жизни в Ад. Остальное же человечество…. Впрочем, этот триптих мы уже тщательно разобрали ранее.
До встречи.
Post scriptum
Возможно, что Питер Брейгель, когда написал своих "Слепых" имел ввиду то же что и Босх: человечество обречено на смерть, если не сможет прозреть.
Судя по крайней увлеченностью ядерными игрушками, вирусами и еще более интересными технологиями направленными на уничтожение друг друга - это запросто.