И вновь поговорим о проблемах с финансированием, стареющих самолетах, отсутствии необходимых производств и важности принятия «болезненных решений» для сохранения возможности конкурировать с заклятыми друзьями.
На сей раз спикером будет генерал, который командует МТО ВВС США – Арнольд Банч. Если кто не в курсе, ВВС янки уже давным-давно пытаются как-то отбрыкаться от необходимости поддерживать в летном состоянии кучу старых типов самолетов. И вот в Пентагоне решили зайти с козырей.
Банч заявляет, что военной авиации США нужна «агрессивная модернизация», а иначе Китай и Россия, которые уже 20 лет инвестируют в новые технологии и развивают свои воздушные флоты, окажутся слишком сильными противниками.
На этом месте мне хочется обратиться ко всем доморощенным скептикам. Я не являюсь апологетом нынешней нашей власти. И мне многое не нравится. Но обратите внимание – это пишет генерал ВВС США! Я его практически дословно цитирую. Вроде бы – обещают более 150 F-35 в год поставлять в 2022 и последующие годы. Но генерал говорит то, что говорит.
Он сравнивает деятельность своей службы по поддержанию летного состояния ВВС США с сизифовым трудом. И немножко рассказывает о том, как трудно ремонтировать самолеты возрастом 30 или тем более 50 лет. Если кто-то думает, что это легко – генерал детализирует.
Представьте, говорит, что надо вам ремонтировать движок. В котором около 1000 компонентов. И вы выясняете, что большинство из них уже не производится, а часть производителей вообще не существует. И даже чертежей нет. Потому мы (ВВС США) бегаем и ищем кто бы мог восстанавливать производство. С нуля. И объем подобных проблем все растет и растет.
Еще раз – дело не в том, что мне хочется, чтобы у Пентагона было побольше проблем. Да, хочется. Но я считаю предельно важным не выдумывать проблемы противника там, где их нет. И свои достижения, которых нет, тоже. Это может быть полезно для пропаганды, но ни в коем случае нельзя терять связь с реальностью. Потому для меня значимо, что это говорит именно американский генерал.
Можно на это ответить: «Да знаем мы, все военные так денег просят. И наши, и американцы. Наверно и китайцы тоже». И я бы не спорил, если бы не одно НО. Банч сообщает, что надо именно сокращать парк, чтобы перенаправлять средства, потому что затраты на ремонт растут, а проблема не решается. Он не призывает вливать больше денег, он говорит о нерациональном расходовании.
Чтобы было понятно – я уже писал – главный стратегический бомбер ВВС США – старичок B-52H. Недавно они решили, что пора наконец заняться ремоторизацией ветерана. Потому что уже кончились все резервы по пересборке двигателей из существующего задела и снятии запчастей с движков списанных самолетов. И это практически то самое, о чем пишет генерал – лучше ремоторизация новым двигателем, который еще куда-то можно впихнуть, чем пытаться восстанавливать производство движков 40-50 летней давности.
Или ВВС хотели списать 17 B-1B. Парк, если мне память не изменяет, около 60 штук. А летает – попробуйте разом штук 10 найти в сводке. А просто стоящий на приколе самолет тоже надо обслуживать. Миллионы долларов на каждый из них в год.
Но наибольшую боль у генерала явно вызывает транспортник C-130. 120 лишних дней ремонта на самолет уходит, 120, говорит Банч! Давайте мы уже новые понапокупаем!
Насчет ремоторизации – на днях была новость, что «ОДК-Кузнецов» в Самаре обновили производство и сейчас там в работе 22 новых или модернизируемых двигателя НК-32-02. Для Ту-160М. Общался с людьми в теме, они говорят, что восстановить производство этого двигателя было рукотворным чудом. А в прошлом году их более 10 сдали заказчику.
Это я не только чтобы наших похвалить, у нас проблем хватает. Это к тому, что США с годами требуется все больше и больше таких вот рукотоворных чудес, о чем Банч и заявил.
«Будет еще немало тяжелых решений, говорит генерал. Но их придется принять», - готовит свое начальство заслуженный тыловик ВВС. И это правда. Им придется.