В её честь устраивают шествия и возводят церкви. Ей молятся ювелиры и больные раком. В форме её грудей пекут булочки и пирожные. Кем была святая Агата? За что она поплатилась жизнью? Как её изображают художники? Чем удивляет её культ?
Прежде всего, ознакомимся с житием святой.
Агата (в православной традиции Агафия) родилась на Сицилии и стала жертвой гонений на христиан при императоре Деции Траяне (250-253 годы). Пятнадцатилетняя девушка из богатой благородной семьи решила стать невестой Христовой и всю жизнь хранить невинность, но на неё положил глаз городской префект Кинтиан.
Кинтиан пытался вынудить Агату предать клятву и стать его женой, но она оказалась истово верующей. Тогда отвергнутый любовник донёс на неё императору в расчёте на то, что под угрозой мучительной смерти она одумается, но не тут-то было.
Сначала Агату отправили в публичный дом, потом посадили в тюрьму, потом растягивали на дыбе, рвали железными крюками, жгли факелами и секли плетью. Любопытно, что иногда художники заменяют дыбу на крест — очевидно, чтобы уподобить мученичество Агаты страстям Христовым.
Но в первую очередь в историю искусства вошла самая изуверская пытка — металлическими клешнями Агате выкручивали груди. Чем, разумеется, сильно их изувечили. Однако и после этого Агата не согласилась на уговоры Кинтиана (уж уговаривал как мог), и её решили предать огню.
Но, стоило мучителям Агаты начать приготовления к сожжению, как началось землетрясение. Местные жители сочли это за проявление гнева Господня и в страхе упросили Кинтиана прекратить мучения. Агату бросили в темницу.
В темнице ей явился апостол Пётр и исцелил её раны, после чего она умерла мирно, безболезненно и без следов пыток на теле. По другой версии, сначала Агату исцелил апостол Пётр, а потом её решили сжечь, но из-за землетрясения бросили в темницу, где она и скончалась.
Кому покровительствует святая Агата?
У святой Агаты много работы. Она покровительствует Катании (городу, где она, возможно, родилась), республике Мальта (где она, возможно, какое-то время скрывалась от гонителей и которую она спасла от турецкого вторжения в 1551). С тех пор как в 1740 году папа Климент XII даровал независимость республике Сан-Марино в день памяти святой Агаты (5 февраля), она покровительствует и этой республике. Там даже государственная награда названа её именем.
Ещё под защитой святой Агаты находятся деревня Замаррамала и муниципалитет Сориуэла-дель-Гуадалимар в Испании, итальянский город Молизе и город Палермо. С последним всё понятно: рядом вулкан Этна, который угрожает землетрясениями и извержениями, а за этим как раз к Агате.
Ведь как мученица, которую хотели сжечь, но не сожгли, она бережёт от пожаров и извержений вулканов вообще и Этны в частности и покровительствует пожарным службам. Правда, не всем, а только швейцарским (уж не знаю, почему именно им). А поскольку после прекращения её мучений закончилось землетрясение, она защищает и от землетрясений.
У французской коммуны Грасендорф Агата даже красуется на гербе. Кроме того, ей как женщине с отсечёнными грудями молятся больные раком груди, кормилицы, жертвы сексуального насилия и пыток, а также английские колокольных дел мастера (а вам форма колокола ничего не напоминает?).
Ещё святая Агата покровительствует мученикам (да, у ваших святых покровителей тоже есть святая покровительница), ювелирам и... пекарям. С последними связана самая странная форма почитания святой Агаты. Но об этом ниже.
Удивительные приключения мощей святой Агаты
В Средние века были распространены святые ограбления, когда якобы по велению самого святого монахи одного монастыря похищали мощи из другого монастыря. Святую Агату не миновала чаша сия. В 1040 году мощи святой были похищены из Катании и доставлены в Константинополь. В 1126 году их похитили из Константинополя, чтобы вернуть в Катанию.
По пути корабль благородных грабителей пристал к берегам итальянской коммуны Галлиполи, и в благодарность за тёплый приём они оставили галлиполянам (галлиполийцам?) одну грудь мученицы. С тех пор Агата покровительствует и этой коммуне тоже. Но на этом приключения одинокой груди не закончились: в 1389 году её вновь украли и увезли в Галатину, где реликвия и хранится по сей день, несмотря на попытки Галлиполи её вернуть.
Большая же часть мощей ещё в 1126 году счастливо добралась до родной Катании, где и хранится ныне. В драгоценном реликварии в форме бюста святой (см. выше) укрыта часть её черепа и часть груди и ещё некоторые органы. В других реликвариях собора святой Агаты — её рука, бедро, нога, ступня, ещё часть груди и покров.
С покровом связана отдельная традиция: этот кусочек ткани воплощает в себе способность святой Агаты защищать от огня. По легенде, белый покров покраснел, пока Агату прижигали факелами, но чудом не сгорел. Когда городу угрожает очередное извержение Этны, реликварий с покровом внутри выносят из храма и несут с крёстным ходом. Предание гласит, что первое такое шествие произошло через год после смерти святой. Первого февраля началось извержение, люди вынесли на улицу реликвию, и 5 февраля, в день поминовения Агаты, извержение прекратилось.
Фестиваль, Комсомол и булочки
Святую Агату почитают как минимум с V века, но расцвет её популярности в искусстве начался в эпоху Ренессанса, когда правоверные христианки почитали за честь быть изображёнными в образе Агаты с грудями на блюдечке. Но и в наши дни её почитание принимает порой причудливые формы.
Начнём с того, что пятого февраля в католических храмах освящают хлеб, соль и воду. Во-первых, христиане верят, что если освятить сии продукты в день святой Агаты, они защитят от пожаров. Во-вторых, освящённый в день святой Агаты хлеб обладает чудесным свойством — способностью к экзорцизму. Он изгоняет дьявола из вкусивших его.
В (возможно) родном городе Агаты Катании каждый год с третьего по пятое февраля проходит фестиваль в честь святой, один из крупнейших на Сицилии. Фестиваль начинается шествием от церкви святой Агаты к кафедральному собору святой Агаты и завершается шествием по городу, которое длится всю ночь.
Поскольку Агата защищает Катанию не только от извержений и землетрясений, но и от эпидемий, в 2019 и 2020 годах фестиваль прошёл с традиционным размахом. В конце концов, в 1576 и 1743 годах именно шествия с мощами Агаты остановили эпидемию чумы в Катании. Ну, не врачи же её остановили, в самом деле.
В Стране Басков (автономном сообществе на севере Испании) день святой Агаты празднуют своеобразными колядками: по деревне ходит хор и стучится в двери, по выбору хозяев дома он молится о недавно усопшем домочадце или исполняет песню об Агате, выстукивая ритм посохами. В благодарность хозяева дарят хористам еду.
Текст песни о святой Агате может меняться, порой самым неожиданным образом. Так, в 1937 году в него включили строфу о советском корабле «Комсомол», который затонул на пути во Вторую Испанскую Республику — он вёз оружие в помощь республиканцам. (Республика пала в 1939 году с приходом к власти Франсиско Франко.) Хористы решили почтить память своих советских друзей и, вероятно, попросить Агату о заступничестве за их души.
Но ничто не сравнится с кулинарными изысками имени святой Агаты! Как я уже писала, она покровительствует пекарям. О том, как так сложилось, я информации не нашла. Но, как бы то ни было, в католической Европе пекут булочки в форме грудей Агаты. Думаю, это связано с характерной для религиозного мышления верой в чудодейственную силу образа предмета: если предмет обладает чудодейственной силой, то его изображение — тоже.
Логично же: если главный атрибут мученицы — отсечённая грудь — хранит целых два города, то пирожное в форме этой груди убережёт того, кто его съест. От эпидемии. Или от пожара. Или... список, как вы помните, длинный.
На фестивале святой Агаты в Катании пользуются популярностью касателлы, которые называют ещё minni di virgini — груди девственницы. В составе — пропитанный ликёром бисквит, овечья рикотта, шоколадные капли и цукаты. Сверху — засахаренная вишня. Историк Эмануэль Циацери возводит происхождение этих пирожных (как и фестиваля в целом) к дохристианскому культу, но христиане Катании с ним вряд ли согласны.
Во Франции тоже есть десерт соответствующей формы — пирожное Сен-Жени. Бриошь, заполненная розовым пралине и украшенная пралине и кристаллами сахара, — местное лакомство в городе Сен-Жени-сюр-Гье. Его автор, шеф-кондитер Пьер Лабюлли, придумал рецепт около 1880 года, усовершенствовав другую французскую бриошь, из соседнего городка Абре. Жители Сен-Жени уверены в том, что своей формой бриошь Лабюлли обязана культу святой Агаты.
А пока итальянцы и французы вкушают булочки в форме груди Агаты, жители Галлиполи продолжают борьбу с жителями Галатины за прототип этих булочек — подлинную грудь святой. Интересно, что бы сказала об этом сама Агата? Вот ты принимаешь мученическую смерть за веру, а вот твои единоверцы строят культ вокруг твоих грудей, воруют их, носят по городу и метафорически едят, украсив пралине.