Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Абель Феррара: обзор фильмов самого противоречивого классика американского кино

Абель Феррара - режиссер крайне неоднозначный. Если формулировать дипломатично. Он начинал с чисто эксплуатационного кино, затем после "романа с Голливудом" в 90-х в новом веке становится одним из самых уважаемых фестивальных режиссеров. Его трудно назвать переоцененным, потому что популярность Феррары локальная. Американские критики и зрители давно списали его в утиль, достаточно посмотреть на оценки его последних 10 фильмов на IMDB, которые даже для артхаусных режиссеров запредельно низкие. При этом для французских синефилов и редакции главного киножурнала Европы Феррара - гений и один из самых важных режиссеров современности. Одно из объяснений данному обстоятельство, которое я могу предложить, заключается в том, что французы всегда в большей степени обращали внимание на идейную составляющую кино, а не на ремесленные навыки режиссеров. В этом смысле, да. Феррара - безусловно Автор, но режиссер-ремесленник из него весьма посредственный. Не могу отнести себя к поклонникам режиссера,
Оглавление

Абель Феррара - режиссер крайне неоднозначный. Если формулировать дипломатично. Он начинал с чисто эксплуатационного кино, затем после "романа с Голливудом" в 90-х в новом веке становится одним из самых уважаемых фестивальных режиссеров. Его трудно назвать переоцененным, потому что популярность Феррары локальная. Американские критики и зрители давно списали его в утиль, достаточно посмотреть на оценки его последних 10 фильмов на IMDB, которые даже для артхаусных режиссеров запредельно низкие. При этом для французских синефилов и редакции главного киножурнала Европы Феррара - гений и один из самых важных режиссеров современности.

Одно из объяснений данному обстоятельство, которое я могу предложить, заключается в том, что французы всегда в большей степени обращали внимание на идейную составляющую кино, а не на ремесленные навыки режиссеров. В этом смысле, да. Феррара - безусловно Автор, но режиссер-ремесленник из него весьма посредственный.

Не могу отнести себя к поклонникам режиссера, хотя несколько выдающихся фильмов он снял. Во многом потому, что авторство Феррары состоит из агрессивного католицизма (в новом веке режиссер переориентировался на буддизм), нью-йоркского уличного ультранасилия и постоянной саморефлексии. Не совсем те вещи, которые я ценю в кино. С другой стороны, без Феррары кинопейзаж последних 40 лет был бы не таким интересным, и внимания его фильмы заслуживают.

Разбор всех полнометражных игровых фильмов Абеля Феррары

Убийца с электродрелью (The Driller Killer), 1979

Полнометражный дебют Феррары, если не считать фильма категории "X", снятого тремя годами ранее. Представляет собой опыт в модном в конце 70-х жанре слэшера. Абель Феррара играет роль художника, из-за бытовых и творческих проблем превращающегося в вооруженного электродрелью серийного убийцу. Фильм производит странное впечатление. С идейной частью все в порядке, но вот с технической и режиссерской слабо. "Убийца с электродрелью" получился и затянутым и скучным, хотя потенциал явно был.

Ангел мщения (Ms .45), 1981

-2

Следующий фильм Феррары, несмотря на всё-еще ограниченный бюджет, измеряющийся пока десятками тысяч долларов, получился на несколько голов выше. "Ангел мщения" - женская версия "Жажды смерти". Героиня Зои Лэнд, которой в течение одного вечера "повезло" быть дважды изнасилованной, берет в руки пистолет 45 калибра и выходит на улицы города в режиме Пола Кирси.

Город страха (Fear City), 1984

-3

Первый профессиональный фильм Феррары оказался неонуаром с небанальной сюжетной концепцией. На улицах Нью-Йорка объявился маньяк. Полиция и мафия ничего с ним поделать не могут. Нюанс в том, что охотником за маньяком становится сутенер в исполнении Тома Беренджера - крайне неконвенциональный выбор протагониста. Даже для 80-х. "Город страха" хоть и интересен на уровне концепции, в плане исполнения неоднозначен - есть сценарные дыры, лишние и провисающие эпизоды.

Гладиатор (The Gladiator), 1986

-4

В 1986-м Феррара отправляется на американское телевидение, где снимает пилотный эпизод сериала "Криминальная история" под шоуранерским контролем Майкла Манна, и полнометражный фильм "Гладиатор". Получился чистой воды эксплуатейшн, балансирующий на грани карэксплуатейшна и фильмов о виджиланте. Выглядит как обычный би-муви 80-х, но при этом гораздо умнее ближайших коллег по жанру.

Китаянка (China Girl), 1987

-5

Вариация на тему "Вестсайдской истории", но с ультранасилием вместо песен и плясок. После "Китаянки" за Феррарой утвердилось полупрезрительное прозвище "Скорсезе для бедных". Оба рьяные католики, оба снимают кино об оргпреступности, Скорсезе как режиссер-профессионал на несколько голов выше Феррары. Всё это так. Но Феррара-автор при этом вполне равновелик Скорсезе-автору.

Котяра (Cat Chaser), 1989

-6

Откровенно проходной неонуар по роману Элмора Леонарда. Феррара никогда не был силен в рассказе сложносочиненных историй, и этот фильм данный тезис доказывает. Выглядит "Котяра" скомканным и поспешно снятым фильмом, в котором практически нет сильных режиссерских сторон Феррары.

Король Нью-Йорка (King of New York), 1990

-7

Феррара наконец находит подходящий для себя киноязык и правильного актера на главную роль. Кристофер Уокен стал для режиссера настоящим подарком киносудьбы. Харизма Уокена буквально обволакивает экран, позволяя Ферраре сосредоточиться на персонаже, а не на сюжете. С любым другим исполнителем главной роли получился бы еще один "Котяра" или "Гладиатор", но с Уокеном фильм стал чем-то гораздо большим.

Плохой лейтенант (Bad Lieutenant), 1992

-8

Главный шедевр Феррары, в котором правильным образом сошлись все звезды. Единственно верный актер (Харви Кейтель) и круто сваренный сценарий с грамотно расставленным акцентами. В субжанре Dirty Cop равных "Плохому лейтенанту" нет и не предвидится. Лишним доказательством стал ремейк Вернера Херцога, который при всем уважении к сумрачному тевтонскому гению и близко не стоял с оригиналом Феррары. Must see.

Похитители тел (Body Snatchers), 1993

-9

Единственная жанровая и относительно крупнобюжетная работа режиссера. Уже второй по счету ремейк жанровой классики Дона Сигела получился визуально впечатляющим, но сюжетно рыхлым фильмом. Много атмосферы, мало смысла. Финал выглядит настоящим издевательством над фанатами хоррора.

Опасные игры (Snake Eyes), 1993

-10

Параллельно с работой над "Похитителями тел" режиссер снимает гораздо более личный фильм. Харви Кейтель играет роль режиссера, крайне напоминающего самого Феррару, снимающего почти автобиографический фильм. Да, получилось действительно именно настолько претенциозно, насколько это выглядит в описании.

Зависимость (The Addiction), 1995

-11

Следующий фильм Феррары стоит занести в список его очевидных удач. Это один из самых оригинальных фильмов о вампирах. Жажда крови, по версии режиссера, сродни не животному голоду, а наркотической зависимости. Вампиры пьют кровь не потому, что не могут без неё выжить, а потому что испытывают от этого настоящий приход. Несложно увидеть в этом решении автобиографический момент: у Феррары были серьезные проблемы с зависимостью от запрещенных веществ.

Похороны (The Funeral), 1996

-12

Второй фильм Феррары, который к просмотру строго обязателен. Режиссер выступает на территории "Крестного отца" и полностью деконструирует жанр, укладываясь при этом всего в полтора часа экранного времени. Помимо католических и фрейдистских мотивов, характерных для фильмов Феррары и ранее, в "Похоронах" появляются еще и марксистские, а мир нью-йоркской мафии из замкнутого микрокосма превращается в слепок США вообще. И всё это кратко, лаконично, без лишних соплей и романтизации.

Амнезия (The Blackout), 1997

-13

Следующий фильм Феррары заданную планку поддержать не смог, оказавшись сомнительным психотриллером с не менее сомнительным выбором актеров на главные роли. С актерами второго плана всё значительно лучше.

Отель Новая Роза (New Rose Hotel), 1998

-14

Феррара уходит в киберпанк. Буквально. "Отель новая Роза" - экранизация рассказа Уильяма Гибсона, и... ничего хорошего сказать об этом фильме не могу. У него абсолютно шикарный актерский состав: к уже хорошо знакомому Кристоферу Уокену добавился не менее харизматичный Уиллем Дефо, который на протяжении следующих 23 лет станет любимым актером Феррары. Азия Ардженто здесь тоже в неплохой форме. Но сюжетная составляющая даже по меркам режиссера крайне слаба и пунктирна.

Наше Рождество ('R Xmas), 2001

-15

Примерно с этого фильма Феррара становится чисто артхаусно-фестивальным режиссером. Снимает на ручную камеру с небольшими бюджетами, а в прокате его фильмы собирают совсем уж смешные деньги. Зато среди критиков, особенно французских, его авторитет становится практически фантастическим. "Наше рождество" - это святочно-бандитская история, которую мог снять только Феррара.

Мария (Mary), 2005

-16

Еще один фильм, поднимающий вопросы веры (Феррара-католик вскоре станет Феррарой-буддистом, но пока он на пике кризиса веры христианской) и места режиссера в мире.

Сказки стриптиз-клуба (Go Go Tales), 2007

-17

А вот следующий фильм режиссера определенно стоит похвалить. Эта история о владельце стрип-клуба, который из-за своей игромании серьезно увяз в долгах и в течение одной ночи пытается как-то разобраться со всем ворохом профессиональных и личных проблем. Для своей тематики и режиссера кино получилось удивительно лёгким и достаточно забавным, а Дэфо нашел общий язык с Абелем даже лучше Кейтеля и Уокена.

4:44 Последний день на Земле (4:44 Last Day on Earth), 2011

-18

После нескольких документальных лент и киноэссе Феррара возвращается в игровое кино и снимает фильм о конце света. Уиллем Дэфо вновь в кадре, но подход режиссера к теме трудно назвать удачным. Похоже, Феррара переживал серьезный кризис веры, но фильм получился настоящим сборником банальностей и трюизмов, замаскированных под арт-кино.

Добро пожаловать в Нью-Йорк (Welcome to New York), 2014

-19

В 2014-м Феррара снимает два своих наиболее странных экспериментальных фильма в жанре игровой докудрамы. "Добро пожаловать в Нью-Йорк" - попытка реконструкции скандала с Домиником Стросс-Каном, где последнего изображает чудовищно раскабаневший Жерар Депардье. Начинается фильм с интервью актера, что должно подчеркивать нереальность происходящего. За минувшие годы так и не решил для себя, как к этому кино относиться.

Пазолини (Pasolini), 2014

-20

Режиссер реконструирует последние дни жизни Пьера-Паоло Пазолини по той же схеме... Ну как, реконструирует... С учетом того, что смерть Пазолини и предшествующие ей события до сих пор остаются достаточно мутной историей, показанное в фильме может трактоваться только как личное мнение Феррары.

Томмазо (Tommaso), 2019

-21

А вот этот фильм заметно лучше, чем его репутация. Более того, это лучший среди всех "автобиографических фильмов" режиссера ("Глаза змеи" и "Мария"). Уиллем Дэфо в роли прославленного американского режиссера, проживающего в Риме, куда переехал и сам Феррара, пытается разобраться в творческих и личных отношениях, теряя в процессе остатки контроля над своей жизнью. Неплохое высказывание на тему того, как что-то, что ты контролировал внезапно разваливается.

Сибирь (Siberia), 2020

-22

Претенциозная околоюнгианская муть. Уиллем Дефо путешествует по абстрактной сибири, которая и не сибирь вовсе, а его подсознание и одновременно коллективное подсознание. В целом не тот материал, на котором стоит снимать кино. Последний фильм Феррары вышел в этом году, пока только на фестивалях. Есть надежда, что он окажется заметно лучше "Сибири". Иначе как-то печально.