Найти в Дзене

Уникальная и легендарная советская мотоколяска C-1Л и C-3Л

Глядя на эти миниатюрные машинки, многие смеялись, а владельцы их безмерно уважали. Трехколесный двухместный автомобиль-мотоколяску с единственной фарой по центру в народе прозвали "Циклопами". Но в противоположность мифическим Циклопам, эти были в миниатюрном размере. После ВОВ в Советском Союзе было много людей, которые нуждались в любом транспорте с ручным управлением. В наши дни имеется большой выбор подобного транспорта, а в те годы руководство страны считало, что есть более важные задачи. Прототипом для будущей мотоколяски послужил гибрид мотоцикла и велосипеда "К-1Б", прозванный в народе "Киевлянин", выпускавшийся на Киевском мотоциклетном заводе с 1946 года. В 1952 году на Серпуховском мотоциклетном заводе запустили конвейер по сборке мотоколясок, который получил индекс СМЗ-С-1Л. Конструкция была предельно простой, двухместный кузов не имел ни крыши, ни дверей. Сверху устанавливался брезентовый тент, двери также были из брезента, который натягивался на каркас из металлически
С-1Л
С-1Л

Глядя на эти миниатюрные машинки, многие смеялись, а владельцы их безмерно уважали. Трехколесный двухместный автомобиль-мотоколяску с единственной фарой по центру в народе прозвали "Циклопами". Но в противоположность мифическим Циклопам, эти были в миниатюрном размере.

После ВОВ в Советском Союзе было много людей, которые нуждались в любом транспорте с ручным управлением. В наши дни имеется большой выбор подобного транспорта, а в те годы руководство страны считало, что есть более важные задачи.

Серийные С-1Л
Серийные С-1Л

Прототипом для будущей мотоколяски послужил гибрид мотоцикла и велосипеда "К-1Б", прозванный в народе "Киевлянин", выпускавшийся на Киевском мотоциклетном заводе с 1946 года.

В 1952 году на Серпуховском мотоциклетном заводе запустили конвейер по сборке мотоколясок, который получил индекс СМЗ-С-1Л. Конструкция была предельно простой, двухместный кузов не имел ни крыши, ни дверей. Сверху устанавливался брезентовый тент, двери также были из брезента, который натягивался на каркас из металлических прутьев.

Отреставрированный С-1Л
Отреставрированный С-1Л

В основе кузова был использован пространственный трубочный каркас, сэкономили даже на количестве фар. Спереди установили всего одно колесо, руль был мотоциклетного типа и управляемость на дороге была не очень удобной.

Первоначально на C-1Л установили одноцилиндровый карбюраторный мотоциклетный двухтактный, 123 кубовый мотор (Москва М1А), с максимальной мощностью 2 лошадиные силы и трехступенчатую коробку передач. В результате "Циклоп" мог максимально разогнаться до 30 километров в час, но большего от него и не требовалось. Во-первых, на них, как правило, ездили инвалиды, во-вторых управляемость была неважной.

Маломощному мотору с небольшим объемом было сложно работать на подъемах, особенно затяжных. Поэтому инженеры решили немного обновить его.

-4

В 1956 году стали выпускать модернизированную версию. На мотоколяску установили мотор (ИЖ-49), который по объему в несколько раз превышал предыдущий и обладал объемом в 346 кубических сантиметров.

C-1Л
C-1Л

Улучшения сказались и на динамике, максимальная скорость достигала 60 километров в час и в целом машина стала более надежной. Появился электростартер, который упростил процесс запуска. Вместо трехступенчатой коробки передач был установлен четырехступенчатый вариант. Данная модель получила новый индекс С-3Л, но считалась опасной из-за вероятности опрокидывания на высокой скорости.

Также была разработана и опытная модель C-2Л с двухцилиндровым мотором и небольшими изменениями в дизайне, но в серию не пошла.

Производство "Циклопов" прекратилось в 1958 году. Всего же эти уникальные и необходимые модели выпускались шесть лет и за это время было собрано C-1Л - 19 128 единиц, а С-3Л - 17 053 единиц. До наших дней сохранилось всего несколько единиц этих легендарных мотоколясок.

См. также:

Компактный универсальный тестер, от бренда VXDIAG. Необходим для определения процента содержания воды в тормозной жидкости автомобиля, очень прост в применении.