Элиот Грюнер родился в Новой Зеландии в 1882 году. Он был младшим сыном судебного пристава, норвежца, и матери-ирландки.
Семья переехала в Австралию, когда Элиоту исполнился год. С ранних лет мальчик любил рисовать. Мать, с которой он был очень близок, всячески поощряла увлечение сына, хотя семейные обстоятельства мало этому способствовали. После смерти отца и женитьбы старшего брата, в возрасте 14 лет, он начал работать помощником торговца тканями в универмаге, чтобы поддержать семью.
Это было до появления смягчающих законов о продолжительности рабочего дня, поэтому Грюнер работал по двенадцать часов в день, включая субботу и даже одно воскресенье в месяц.
Он посещал уроки живописи у преподавателя Джулиана Эштона с 12 лет, и не бросил обучение.
«Это было абсолютно по - диккенсовски. Говорили, что когда Грюнер приходил на вечерние занятия, иногда его ноги кровоточили, так что это была довольно тяжелая жизнь».
Грюнеру все же удавалось заниматься живописью по выходным, и, начиная с 1901 года, он начал отправлять работы на выставки Общества художников в Сиднее.
Примерно с 1907 года его творчество начало привлекать серьезное внимание, одним из первых поклонников стал Норман Линдсей, известный в Австралии художник и скульптор.
В 1911 году в Сиднее открылся небольшой магазин по продаже картин австралийских художников, и какое-то время Грюнер руководил им.
Чуть позже он стал ассистентом своего первого учителя Джулиана Эштона в Сиднейской художественной школе, а во время болезни Эштона полностью замещал его в классах.
В 1916 году Грюнер получил первую свою премию Винна (одну из известнейших премий в области пейзажной живописи в Австралии) за небольшой пейзаж «Утренний свет», который позднее был приобретен национальной галереей Нового Южного Уэльса.
Однажды он потратился на поездку на трамвае, чтобы убедиться, были ли проданы какие-либо из его картин на одной из выставок. Трамвай в те времена был роскошью.
Практически все картины были проданы. Это был тот момент, когда Грюнер осознал, что его недавнее рискованное решение бросить работу и полностью сосредоточиться на живописи было верным.
Грюнер продолжал работать в универмаге до 1912 года, и поддерживал свою мать вплоть до ее смерти в 1922 году. В 1923 году он получил возможность поехать за границу. Грюнер был назначен руководителем выставки австралийского искусства в Королевской академии в Лондоне и остался в Европе на два года, жил за счет продаж и комиссионных, путешествовал по Франции и Италии.
Эти путешествия и знакомство с работами европейских художников изменили его мировоззрение и стиль, по крайней мере, временно. Но он продолжал писать пейзажи своей родины на протяжении всей жизни, в манере импрессионистов, которыми так восхищался.
Норман Линдсей однажды назовет Грюнера «величайшим художником чистого света, которого когда-либо видел мир».
«Кажется, что это лучшее, что я когда-либо видел из его работ - далекие расстояния почти достойны примитивов».
/Художник Дэрил Линдсей/.
В Австралии Грюнер любил путешествовать по отдаленным областям, жил у скотоводов, иногда расплачиваясь за приют небольшой картиной. Пастбища и сельхозугодья, именно здесь он писал свои необычные картины с изображением ферм и коров. Особенно он любил раннее утро.
Его картина «Весенний мороз» является одной из самых популярных в Художественной галерее Нового Южного Уэльса, хотя большинство людей знают ее просто как «картину с коровами», и им было бы сложно назвать ее автора.
Грюнер предпочитал вставать рано, чтобы запечатлеть длинные тени восходящего солнца и ранний утренний свет. На картине изображен выпас скота на молочной ферме. Грюнер передает бледный свет и ясную атмосферу нового утра. Нежные тона создают ощущение безмятежности.
Чтобы завершить картину Грюнер соорудил конструкцию, защищающую холст от непогоды, и обернул ноги мешками из-под мякины, чтобы избежать обморожения. Настоящий пример целеустремленности!
Тихие, живописные, а иногда и загадочные интерпретации австралийского пейзажа, где обычные тополя, коровы или вид на горы захватывают дыхание.
Легкий на подъем, он мог жить даже в палатке у дороги, в сараях, на маленьких фермах.
Грюнер писал в перерывах между войнами, он успешно продавал свои картины, пока у него были его поклонники и покровители. Но вмешалась Вторая мировая война, разразившаяся незадолго до его смерти, сделав его «человеком вчерашнего дня». На долгие годы его имя было забыто, лишь теперь его работы начинают ценить по достоинству.
Он никогда не принадлежал к какой-то определенной школе и даже не мог считаться «новатором», но его репутация мастера пейзажа крайне высока у искусствоведов.
Обложка: Акации. Источник: https://artvee.com/dl/the-wattles
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.
Рекомендую вам свои любимые каналы: