55K подписчиков

Что такое "Casta diva" и почему она стала оперной легендой

28K прочитали

Две Дамы мировой оперы со своими коронными ариями делят между собой верхнюю ступень пьедестала популярности: это Царица ночи из "Волшебной флейты" Моцарта и верховная жрица друидов Норма из одноимённой оперы Беллини. Их арии из разряда той музыки, которую не забудешь, если услышишь хоть раз.

Об ураганном напоре и космических колоратурах "Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen" - второй арии Царицы ночи - уже была статья на Культшпаргалке 👇

Каватина Нормы прекрасна совсем по-другому. Она собрала в себе все наши самые сладкие мечты об идеальной опере: божественно красиво, чарующе романтично и очень искусно.

Главные факты о каватине Нормы

  • Оперу "Норма" написал в 1831 году итальянский композитор Винченцо Беллини. Партия главной героини Нормы предназначена для драматического сопрано.
Каватина в данном случае - это ария, с которой оперный персонаж первый раз появляется на сцене, его презентация. Норма поёт свою каватину как раз в начале - в первом действии.
  • То, что всем нам известно как каватина Нормы, на самом деле только её половина, медленный раздел. Дальше следует бурная героическая быстрая часть - кабалетта. Но она уже мало кого интересует. Обычно публика взрывается аплодисментами после окончания медленного раздела. В таком, усечённом виде, каватина всегда исполняется в концертах.

⭐Ария, ариетта, ариозо, каватина, каблетта … В чём разница?

  • Интересно, что два её последних такта отличаются от того, как их написал автор. Неизвестно, кому первому пришло в голову изменить окончание каватины, но эта традиция держится уже больше ста лет.

Почему же среди множества прекрасных оперных арий, написанных за четыреста лет существования оперы, именно каватина Нормы заняла особое место и стала символом этого жанра?

Тут несколько причин.

Луна, омела и друиды

Как правило, все популярные лирические арии - про любовь. Каватина Нормы - о другом. Её лирика совершенно особая: в ней есть что-то магическое.

Норма - верховная жрица друидов - только что срезала золотым серпом священную омелу (так положено по обряду) и теперь возносит молитву Луне. Она постепенно погружает себя и всех присутствующих (включая нас) в состояние, близкое к молитвенному трансу.

Две  Дамы мировой оперы со своими коронными ариями делят между собой верхнюю ступень пьедестала популярности: это Царица ночи из "Волшебной флейты" Моцарта и верховная жрица друидов Норма из...

Течение жизни останавливается. Луна освещает лес. Голос Нормы медленно воспаряет к темному небу и хор заворожённых друидов очень тихо, почти шёпотом, повторяет её молитву. Это особый, редкий, ни на что не похожий образ.

"Пречистая богиня!

Ты, залившая серебряным светом эту древнюю священную рощу! Обрати к нам свой прекрасный лик без единого облачка и дымки тумана.

Пречистая богиня... Воцари на этой земле мир, подобный тому, что создан твоей волей на небесах".

Подробнее о том, кто такие друиды, что такое омела, зачем молится Норма и какую тайную цель она при этом преследует, можно прочитать в этой культшпаргалке 👇

⭐О чём "Норма" Беллини

Бельканто и Беллини

Каватина Нормы - это одно из чудес музыки вообще и конкретно бельканто (bel canto) - особого итальянского оперного вокального стиля. Подробнее об этом здесь 👇

⭐Что такое бельканто

Автор "Нормы" - Винченцо Беллини - учился оперному мастерству в консерватории как раз на родине бельканто, в Неаполе. Он умер очень рано, в 33 года, но успел стать знаменитым и вписать своё имя золотыми буквами в список из трёх законодателей "прекрасного пения" начала 19 века, в чьём творчестве бельканто достигло зенита. Кроме него в этом списке значатся Россини и Доницетти.
Жан-Франсуа Милле. Портрет Винченцо Беллини
Жан-Франсуа Милле. Портрет Винченцо Беллини

Из них троих Беллини - самый романтичный. Кроме того, он обладал редким мелодическим даром, и каватина Нормы - самый великолепный пример этой одарённости.

Её мелодия разворачивается как таинственный свиток, открывающий какую-то чудесную истину. Медленно достигнув экстатической вершины, она плавно спускается вниз в изысканных узорах колоратур.

Здесь много технических проблем для исполнительницы, начиная с дыхания (мелодическую линию нельзя разрывать) и ровного красивого звука, при этом наполненного глубоким чувством и царственной статью.

Кроме того, здесь нужно передать очень сложный сценический образ. Ведь Норма - не только влюблённая женщина, она могущественная жрица, ясновидящая, перед которой трепещет даже её возлюбленный Поллион.

В её молитве о мире для своего народа есть скрытые оттенки смысла: Норма замаливает свою тяжкую вину (она нарушила все обеты и любит врага своей Родины), она предчувствует неотвратимость ужасной развязки и одновременно таит хрупкую надежду на счастье.

Когда мы наслаждаемся этой каватиной, мы можем и не знать обо всём этом. Музыка на то и музыка, чтобы передать эти сложные смыслы через особое - духовное - понимание. Но оперная певица, исполняющая партию Нормы на театральной сцене (а не просто в концерте), берёт на себя повышенные обязательства. Эта задача не всем по плечу, потому что диапазон этой роли необыкновенно широк. В ней есть и нежные лирические краски, и драматические страсти, и мощный трагический накал.

Великие Нормы

Беллини писал партию Нормы для конкретной певицы - знаменитой Джудитты Пасты.

Ф.Жерар. Портрет Джудитты Паста в роли Нормы
Ф.Жерар. Портрет Джудитты Паста в роли Нормы

Она не сразу оценила перспективы этой арии и поначалу не соглашалась её петь. Беллини пришлось долго приспосабливать каватину к особенностям голоса примадонны. Он несколько раз переписывал её и даже перенёс в другую тональность - на тон ниже, чтобы ей было удобно петь.

Опера имела триумфальный успех (не с первого представления, правда) и ставилась очень часто. А каватина Нормы пользовалась таким успехом, что даже перешла с оперной сцены в домашние салоны: её мелодию под "лунные" фортепианные арпеджио как могли пели все любительницы вокала.
Кстати, именно "Норма стала первой оперой, целиком записанной на грампластинку. Это произошло в 1937 году. Главную партию тогда спела Джина Чинья.

С тех пор Норму исполнили многие великие сопрано. Среди тех, кто оставил в этой партии яркий след уже в 20 веке - Роза Понсель, Зинка Миланова, Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Анита Черкуэтти, Монсеррат Кабалье.

В этом списке самая прославленная Норма - Мария Каллас.

Две  Дамы мировой оперы со своими коронными ариями делят между собой верхнюю ступень пьедестала популярности: это Царица ночи из "Волшебной флейты" Моцарта и верховная жрица друидов Норма из...-4

Она незабываемо спела эту партию на сцене оперного театра в рекордном количестве спектаклей - 89 (!) раз. Норма принесла Марии Каллас заслуженную славу, а каватина стала символом её вокального триумфа.

Фантастическая популярность этой певицы (впоследствии практически культ), её многочисленные выступления и записи вынесли каватину Нормы в первый ряд оперных шедевров, известных всем и каждому. Как сама Мария Каллас стала эталоном оперной дивы в глазах миллионов людей, так и каватина Нормы стала вокальным каноном оперы.

У каждого меломана есть своя любимая Норма. Большинство, конечно, голосует за Марию Каллас. Кто-то любит замечательную Джоан Сазерленд, которая спела каватину в её первоначальной, высокой тональности (соль мажор).

Две  Дамы мировой оперы со своими коронными ариями делят между собой верхнюю ступень пьедестала популярности: это Царица ночи из "Волшебной флейты" Моцарта и верховная жрица друидов Норма из...-5

Кому-то кажется непревзойдённой Монсеррат Кабалье, потрясшая в этой роли московскую публику на гастрольных спектаклях Ла Скала в 1974 году.

В этом ролике легендарную каватину поёт итальянка Анита Черкуэтти - великолепная певица, к сожалению, рано оставившая сцену и спевшая за свою карьеру не очень много партий.

Её дебют в партии Нормы прошёл в экстремальных условиях: в 1958 году Анита Черкуэтти срочно заменила заболевшую Марию Каллас. Она выдержала такое сравнение блестяще. В сохранившейся записи прямой трансляции "Нормы" 1958 года из Рима итальянская публика прерывает спектакль после этой каватины 👉 бешеными криками и аплодисментами (с отметки 38.45), не стихавшими больше трёх минут.

Здесь другая запись этой легендарной музыки в её исполнении.

Это фрагмент моей книги (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

Добавьте описание
Добавьте описание

Мой телеграм-канал 👉https://t.me/kultspargalka_music

Ещё о знаменитых оперных ариях можно почитать в этих культшпаргалках:

Три арии Марии Каллас, которые объяснят вам, почему она настоящая дива

⭐Три тихие молитвы Монсеррат Кабалье

⭐Оперное блаженство

Что пела Дива Павалагуна в “Пятом элементе”?

⭐Три чудесные арии Вивальди о любви

⭐Четыре знаменитые арии мести: пока блюдо ещё горячо

⭐Четыре знаменитые прощальные русские арии

⭐Кто лучше всех спел арию Ленского?

⭐Девять популярнейших оперных арий в ритме вальса

⭐Самый редкий женский голос — контральто на трёх примерах

⭐Четыре известные арии, от которых вы точно прослезитесь