С именем каждого большого писателя для нас тесно связано название места, вдохновлявшего и успокающего его после мучительных житейских бурь. Пушкин - Михайловское, Тургенев - Спасское-Лутовиново, Толстой - Ясная Поляна, Есенин - Константиново. Этот список можно продолжать и продолжать. А рядом с именем Некрасова в этом перечне памятных литературных мест России, прежде всего, стоит, конечно, Карабиха, хотя она не была единственной в его жизни.
Несколько дней назад мы с вами с помощью Автора этого канала совершили увлекательное путешествие в другое его имение - Чудовскую Луку.
Оно было приобретено им в 1871 году, когда больному поэту стало, видимо, уже нелегко совершать столь длительные путешествия, которые раньше приносили ему столько радости. Это путешествие включало в себя поездку на поезде из Петербурга в Москву, затем пересадку на другой поезд - до Троице-Сергиевой лавры, а оттуда (поскольку железная дорога дальше ещё не была построена), приходилось добираться на лошадях. И, хотя движение на этом участке столбовой дороги было напряжённым - скакали почтовые и помещичьи тройки, тянулись тяжело груженые возы и крестьянские телеги, звенели колокольчики и бубенцы, - поэту всё это доставляло массу удовольствия. Дорога была необыкновенно живописной. Она вся была обсажена берёзами, а вдоль всего пути от Ростова почти до самого Ярославля шли сплошные леса.
В апреле 1861 года Некрасов просит отца разузнать о продаже какого-либо имения. Собственно, ему как старшему сыну на тот момент, должно было перейти по наследству от отца их родовое имение Грешнево, в котором поэт провёл детские и юношеские годы с трёхлетнего возраста, когда его привезли на Ярославщину с Украины, где он родился, поскольку там, в Тамбовском пехотном полку, служил его отец.
Отец и Николая видел исключительно военным и отпустил его в Петербург с условием поступления на военную службу. Но юноша поступать в полк не стал, а начал готовиться в университет. Узнав об этом, Алексей Сергеевич разгневался. Он написал сыну грозное письмо, что если он не исполнит его волю, то пусть на помощь отца не рассчитывает. Первые годы в Петербурге были для Некрасова настоящим адом: в университет его не приняли - незаконченной ярославской гимназии было для этого недостаточно. Он жил там без родных, друзей и почти без денег. Брался за любую работу, чтобы получить несколько копеек, голодал. Впервые он уехал из Петербурга лишь через четыре года, всего на несколько часов не застав в живых бесконечно любимую мать. И, хотя в молодости он несколько раз всё же посещал Грешнево, но отношения с отцом оставались натянутыми. Тем более, что Николай Алексеевич считал отца крепостником и тираном в семье, а себя - либеральным поэтом. И, не желая быть "ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли", Некрасов после смерти отца передал следовавшую ему часть грешневского наследства брату, Фёдору Алексеевичу. А самому ему хотелось приобрести небольшую усадьбу "без крестьян, без процессов и ...без всяких хлопот", в тихом, живописном месте, где он мог бы отдыхать от столичной суеты, спокойно писать и охотиться.
Для поэта это было нелёгкое время. Под угрозой закрытия оказался издаваемый им журнал "Современник". Его здоровье было подорвано постоянными нервотрёпками и переутомлением. Но, наконец, мечта его осуществилась, так как подходящая усадьба вскоре нашлась. Это была Карабиха - замечательное историческое место на берегу притока Волги - реки Которосль, всего в 15 верстах от Ярославля.
В её окрестностях высились могильные курганы. Считают, что именно на этом месте в 1435 году московский князь Василий II одержал блистательную победу над ратью галичского князя Шемяки. Якобы, он обращался к своему войску со словами "Кара бе ихъ", откуда и пошло название села. Разоряли и жгли Карабиху польские интервенты, проходило в этих местах ополчение Минина и Пожарского. Одним из прежних владельцев Карабихи был князь А.Н. Голицын, министр народного просвещения, а его брат Михаил Николаевич, ярославский гражданский губернатор - строил её и жил здесь летом.
Усадьба возводилась с размахом, присущим вельможам екатерининского века: с оранжереей, театром, различными службами. К сожалению, мы не знаем архитектора, который ее строил, но, бесспорно, это был настоящий профессионал. В центре усадьбы, по бокам изящного двухэтажного дома, украшенного колоннами, верандами и бельведером, стоят каменные флигели.
Перед ними расположен большой парадный двор с цветниками. За его оградой французский - регулярный парк с аллеями из берёз и елей. Особенно красив был Нижний пейзажный парк, спускавшийся к пруду и дальше к реке Которосль.
Фасад большого дома, обращённый в эту сторону, особенно интересен. К его верхней веранде, вели широкие каменные подъезды, усыпанные песком и обсаженные георгинами. По ним экипажи гостей въезжали прямо на балкон второго парадного этажа. Если господа были дома, над бельведером поднимался флаг.
С него во все стороны открывались потрясающие, пленительные виды.
Но к моменту приобретения усадьбы Некрасовым, она стояла в запустении - Голицыны давно здесь не жили. Старший сын губернатора, Валериан Михайлович, поручик лейб-гвардии Преображенского полка, был декабристом. После поражения восстания на Сенатской площади он был сослан в Сибирь, и хотя вернулся после амнистии 1856 года, сюда Голицыны не приезжали, а после смерти Валериана Михайловича вдова Карабиху продала. О первых хозяевах этой роскошной усадьбы - князьях Голицыных - нам напоминают портреты в главной гостиной большого дома.
В свою усадьбу Некрасов приезжал обычно летом. Постоянно в ней жил его брат Фёдор Алексеевич с многочисленным семейством. Он занимался здесь хозяйством, которое требовало постоянной заботы и внимания. А вскоре после покупки Карабихи, Николай Алексеевич полностью уступил её брату, оставив для своих приездов восточный флигель.
Поэтому в Большом доме сохраняется больше мемориальных вещей, связанных с семьёй брата, хотя очень многими из них пользовался и сам поэт - он даже и приобретал этот дом с частью обстановки прежних хозяев. Но многое было куплено и Фёдором Алексеевичем, в частности, самое главное украшение гостиной - огромное зеркало-трюмо и зеркала, украшающие противоположную стену, приобретённые им у местного купца.
И особенно любопытны две вещи в этой гостиной, которые относятся к более позднему времени, но от этого не теряют для нас своего интереса. Это каминный экран в стиле модерн и прелестная тумбочка-граммофон-патефон, видимо главный источник развлечений многочисленной молодёжи этого семейства и их друзей.
Свой кабинет брат Некрасова устроил в бывшем кабинете поэта, после того, как тот переехал во флигель, а когда Николай Алексеевич умер, перевёз туда из его петербургского кабинета стол, кресло и корзину для бумаг.
Памятные вещи - современники Некрасова, находятся также в кабинете и спальне жены брата и других помещениях Большого дома. А настоящее некрасовское "царство" - это, конечно, восточный флигель. Здесь у поэта также была любимая гостиная, где он предпочитал работать - с большим мраморным камином, украшенным чучелами птиц, скульптурой охотничьей собаки, находящимся перед ним креслом "жабой" и стоящей рядом уникальной пепельницей-песочницей, турецким диваном и бюстом Вальтера на высокой подставке.
Родственники рассказывали, что Некрасов во время работы ходил по этой комнате, пока его произведение для него полностью ни складывалось, а потом подходил к конторке в углу неё, где были приготовлены бумага и карандаши, и быстро записывал.
Именно в Карабихе были созданы его самые знаменитые стихотворения: "Мороз - красный нос". "Коробейники", "Орина - мать солдатская", поэмы "Русские женщины" и "Кому на Руси жить хорошо" и многое другое. А в расположенном рядом кабинете за письменным столом он занимался делами, особенно счетами своего винокуренного завода. В столовой он принимал своих многочисленных гостей: друзей-литераторов, сотрудников "Современника", а затем "Отечественных записок", многие из которых принимали участие не только в этих бурных обсуждениях, но и с удовольствием охотились вместе со своим хозяином.
Дичи в тех краях было видимо-невидимо по воспоминаниям современников, и, конечно, Некрасову было, где развернуться со своим любимым увлечением, отдохнуть и получить заряд бодрости и радости. Охотился он не только в окрестных местах, но и иногда уходил довольно далеко в соседние губернии - Костромскую, Владимирскую. Со своими друзьями - охотниками из народа, он обошел многие вёрсты вокруг. Иногда их охоты продолжались неделями: по дороге они устраивали привалы, ночевали у знакомых крестьян, останавливали прохожих, которых Некрасов расспрашивал об их жизни, угощал их, беднякам дарил деньги. Эти походы также были неисчерпаемым источником для его творчества. Своим друзьям он нередко дарил дорогие ружья и охотничьих собак. Многие из охотников (и, что интересно, всегда под их настоящими именами) становились героями его стихотворений. Одним из таких людей был и его приятель, спутник по охоте, житель костромской деревеньки Малые Вежи, дома которой стояли на сваях из-за частых разливов - дед Мазай. Это тоже не придуманный образ, а совершенно реальный человек, ставший с детства одним из самых любимых некрасовских героев для миллионов людей. И здесь Карабиха не осталась в стороне - на краю партера парадного двора, напротив каретника находится очаровательный "домик-крошечка в три окошечка". Там расположен Детский центр музея, маленькие посетители которого, войдя туда, сразу попадают ...в сказку. Не знаю, какое некрасовское стихотворение обыгрывают сотрудники музея сейчас, а когда я случайно зашла туда в начале 2000-х, это был именно "Дед Мазай и зайцы". Да так увлекательно был разыгран этот маленький кукольный спектакль, что уйти до его окончания было совершенно невозможно!
А с другой стороны того же цветочного партера внимание привлекает так называемый "Зелёный домик" - построенный Некрасовым для младшего брата - Константина Алексеевича, почти лишённого жестоким отцом средств к существованию.
Некрасов бывал в любимой усадьбе каждое лето. Приезжал он сюда и со своей гражданской женой Зинаидой Николаевной, хотя его родные и тогда относились к ней неприязненно, считая, что он роняет своё достоинство, сохраняя связь с ней, но при жизни поэта они не смели унижать её. Последний раз Некрасов был в Карабихе в 1875 году. Он был тогда уже смертельно болен.
Автор текста - Ильичёва Ирина Леонидовна.
Выражаю благодарность, моим читателям, Василию и Татьяне Свириным, любезно предоставившим фотографии имения из личного архива.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" (ведь некоторые статьи доступны только подписчикам) и читайте ещё: