Найти тему
Понт Аксинский

Умеют ли дружить грузины?

Коллаж автора.
Коллаж автора.

Поводом для написания данного поста послужило «Особое мнение» Максима Шевченко на «Эхо Москвы» от 07.10.21 г. Речь в этом интервью шла, в том числе, и о «сидельце №1» в Грузии – М. Саакашвили. Я не буду пересказывать материал (для желающих ознакомиться с ним: https://echo.msk.ru/programs/personalno/2914696-echo/), но не мог и промолчать. Шевченко считает – и на этот раз я с ним полностью солидарен, – что Саакашвили стал жертвой банального… предательства. Неким имярек, которому он всецело доверял и «верил на 100%». Правда, по Шевченко, это некий коварный америкос (или группа коварных америкосов). При этом тайный приезд «Миши» в Грузию он сравнивает с таким же тайным приездом в Советскую Россию… Бориса Савенкова, которого туда также коварно заманили и арестовали. И вот тут я задумался: а почему именно гнусные американцы коварно заманили революционера «Мишу» в грузинские застенки? Зачем им это надо? Почему не свои – грузины? Друзья-однопартийцы? Что, Максим Леонардович как великий знаток Кавказа считает, что благородные грузины на это не способны? Еще как способны! Со всей их «великой» исторической ментальностью. Об этом и поговорим. (Оговорюсь сразу – речь пойдет не о грузинах-картвелах, а о грузинах-мегрелах, но грузины считают мегрел грузинами, потому – не обессудьте!)

Коллаж автора.
Коллаж автора.

Исторические реминисценции

XVII век. Арканджело Ламберти, итальянский доминиканский священник, проживший в Мегрелии при дворе Владетельного князя Левана IIДадиани (1611-1657) 18 лет. Вот всего три короткие выдержки о нравах мегрел из его мемуаров «Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией» (1654 г.). (В России книга переведена и издана в 1912 г.):

«От греков они [мингрелы] усвоили себе коварство, от армян ложь и обман, от русских разнузданность и пьянство, от абхазцев жестокость и воровство, от турок измену…» (С. 182).

«…варварство мингрельцев доходит до того, что они… готовы попирать ногами всякие законы дружбы, когда у них появится желание иметь выгоду» (С. 180).

«…в Мингрелии существует такой обычай: если мингрелец встретит человека, который по одежде и языку окажется иностранцем, ему разрешено расспросить, откуда он, какой он профессии, куда он направляется, идя один; и если находит, что тот путается в чем-нибудь или лжет, он его арестует и представляет владетелю. Потому-то в Одишах (старое название Мегрелии – П.А.) большое число рабов-иностранцев, в особенности малоруссов, которые не могут выйти оттуда и вернуться на свою родину» (С. 88).

(Объем поста и нормы этики Дзена не позволяют мне процитировать многие другие любопытные наблюдения святого отца.)

«Свой – чужой», или большие грузинские семьи

Не знаю, как другие кавказские народности, но грузины – одна из самых замкнутых народностей, мне известных. За границей они держатся только друг друга. Иностранцы для них чужие. В Грузии все не грузины для них – чужие. Мегрелы в Грузии держатся друг друга – грузины для них не совсем свои. Мегрелы – абхазские беженцы – держатся друг друга, – для автохтонных мегрел они чужие. Даже если в семье появился родственник иностранец – он тоже чужой. Спрашивается, с кем же дружить, если все чужие? И есть ли у них дружба как понятие?

Худ.: Ладо Тевдорадзе. Фрагмент картины. Фото: https://www.livemaster.ru/
Худ.: Ладо Тевдорадзе. Фрагмент картины. Фото: https://www.livemaster.ru/

Есть. Только внутри своих семей – потому до сих пор они выходят замуж или женятся преимущественно по воле родителей, причем исключительно, чтобы расширить ареал знакомств с последующей родственной дружбой. И с соседями. Бытует даже такая грузинская поговорка: «В Грузии сосед значит больше, чем родственник». Все остальные – чужие. А раз чужие? То см. А. Ламберти выше. Чужих можно обмануть, кинуть, не сдержать данное им слово, не вернуть долг и пр., наконец, просто воспользоваться их добросердечием, приветливостью, щедростью. Это не позорно. Это в генах. В крови. После многовекового персидско-турецкого «сотрудничества». О какой дружбе с чужими может идти речь?! Но вот что интересно. Если грузин прожил много лет за границей в отрыве от своего родственного «стада», он меняется (вспомним Цискаридзе, Меладзе, Канделаки и пр.). Принимает обычаи чужих автохтонов. А потом возвращается на родину. И? Становится сам чужим для родной «отары». У него меняется менталитет. И человек, как правило, долго жить на родине уже не может. Все! Незримые узы порваны. Ибо за границей он научился держать слово для всех, а не только для родных, быть порядочным для всех, дорожить репутацией, отдавать долги и пр. Иначе он за границей не выживет. Выжил – стал другим. Но теперь на родине с ним никто не дружит, только пользуются его деньгами и связями, пока они у него есть. И в этом трагедия мегрел. Думаю, и грузин тоже. Потому и Саакашвили – наполовину мегрел – стал давно уже чужой на родине. Потому и предать его было не грех. Своим, не американцам. А бедолага-революционер Саакашвили-Савенков, давно ставший космополитом, забыл об этой народной семейственности. Забыл о традициях своего народа. За что и поплатился. А теперь –

Мое «Особое мнение»

«Бойтесь данайцев, дары приносящих» (Лаокоон).

Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор. Лаокоон и его сыновья. 50 г. до н.э., мрамор, музей Пио-Клементино, Ватикан.
Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор. Лаокоон и его сыновья. 50 г. до н.э., мрамор, музей Пио-Клементино, Ватикан.

Ставьте лайки, подписывайтесь, комментируйте, ваш Понт Аксинский.

#грузины, дружба, саакашвили