Найти тему
Жили-были...

Под седло становись...

Я работал в Охотской ГГК тогда, это горно - геологическая компания,
системы Полиметал ( Санкт - Петербург), на тракторе Кировец К -701, точнее на фронтальном погрузчике на базе этого мощного трактора. Но чувствовал , что скоро мне придется его переоборудовать на другую навеску. Разговоры об этом шли уже с месяц, а сейчас наступил такой момент, что я уже неделю стоял в гараже в Охотске, практически без работы. Ну в самом деле, не назовешь же работой один или два выезда из гаража на полчаса или час в неделю, погрузить одну или две помойки, смех курам, этому мастодонту нужен большой фронт работ, чтоб он себя обрабатывал, а не жег соляр.

Так я сидел в кабине своего Кирюхи и размышлял о том, что нас ждет с ним. Нияз, мой второй номер, уже полмесяца отдыхал дома, его отправили еще когда мы его только пригнали в Охотск с Хаканджи, где мы работали на строительстве золото - извлекательной фабрики, не знаю, увидимся ли мы с ним еще. Если верны прогнозы главного инженера, то скоро нам с моим Кирюхой, я так своего мастодонта с недавних пор стал называть ласково, предстоит примерить седло, станем мы седельным тягачем.

Все дело в том, что на территории давно уже стоит трал, для перевозки крупногабаритных грузов. Здоровущий, все его зовут танковым, не знаю, насколько сие правда. Я танки в армии видел один раз, а уж их тралы, на чем их перевозят, видел только на картинке. Да и не учили меня специально на подобное, на управление трактором с тралом, просто когда я устроился и начал работать на К -701, я собрал документы, сходил в Технадзор, там в инспекции мне их обменяли и получил я их уже с первым классом тракториста, то есть открыты все категории, статус Кировца такое позволял. Но раз зовут, может и правда? Не знал и не знаю его марку даже. Но больно уж здоровый, вместительный. Так вот стоит он почти без движения, потому как его не к кому цеплять, пробовали его цеплять к машине, к Уралу, но что - то не пошло. Видать, у него мощей не хватает для него.

Вот главный и загорелся поставить на моего Кирюху седло, с которым оно и приехало вместе, сделать его седельным тягачем. Но поживем--увидим. Если буду переоборудовать, то скорее всего с Ниязом больше не увидимся, не будут седельный тягач в ночную смену гонять. Оппа, это поди за мной бегут, посыльный вон выскочил из диспетчерской, да, вон ластами машет мне. Подошел, что такое?

- Иди в контору Серега, права возьми с собой, что - то ты понадобился.

- Да я давно понадобился, че ждали, давно команду жду.

- А что там тебя вызывают?

- Да вон команду сейчас дадут и я буду своего Кирюху седлать, под седло его ставить.

- Врешь поди, это как?

Бедный мужик, видели б вы его лицо, но не стал объяснять, долго это, особенно, если человек ни разу ни тракторист.

Пришел в контору, секретарши нет на месте, заглянул к главному - никого нет. Это что, к генералу идти, то есть к генеральному? Ага, секретарша от него вылетела, увидела меня и снова в кабинет:

- Владимир Николаевич, Кадышев пришел. Слышу голос:

- Ааа хорошо, давай его сюда, ждем, ждем.

Каким она взглядом меня одарила с ног до головы, как будто я генерала сейчас резать или еще чего делать буду. Ну да Бог с ней. Захожу. А они все тут, генерал, хозяин наш, главный, по ТБ инженер, начальник кадров.

- Проходи Сергей садись вот на стул.

Владимир Николаевич сразу с ходу в карьер;

- Ну что, будем твоего Карюху переделывать или нет?

- Владимир Николаевич, он у меня Кирюха, не ошибайтесь.

- Ойой, извини пожалуйста, не хотел.

Все засмеялись, генерал мне ну ладно, посмеялись, разрядились, теперь серьезно, что скажешь?

- А что скажу, давно жду приказ, он тоже ждет.

- Кто ждет?

- Ну Кирюха же. Опять смех.

- Вот какой у нас веселый тракторист, это хорошо, значит и работа будет.

Короче опять проверка всеми моих документов, ознакомился с приказом о переводе уже на седельный тягач К - 701, еще там кучу бумаг подписал, разговор по сути поездок, ну обычное все, рутина. Вышел я оттуда часа через полтора, пошел в гараж. Подхожу к воротам, смотрю там уже стоит погрузчик вилочный с моим, то есть Кирюхиным, седлом на рогах, Подняли его погрузчиком, положили на заднюю полураму, на крыло, уложил я его получше, чтоб не приведи Боже кому на ноги не упало, все, на месте. Давай комплект смотреть, вроде все на месте. Ладно говорю, чего не хватит, буду склад трясти.

Короче, с неделю наверное мучился с установкой его на место. Дело в том, что на этом же месте стояла навеска на погрузчик, ее надо было снять, потом поставить другую, где - то от старой навески места крепления новой подпортились, короче возни мне хватило. А тут еще и главный прибежал, дня три до окончания установки оставалось, он пришел. Я думал просто очередная проверка, однако начав разговор, понял, что дело далеко не так.

- Сергей Витальевич, тут вот прислали документ, прошу прочитай и потом поговорим.

Слез я сверху, беру лист, начинаю читать. На каком - то участке системы Полиметалл произошла авария, с таким же трактором К-701, тоже седельный тягач, не вытянул трал на крутой подъем. Трактор пошел назад, начало складывать и дышлом срезало кабину вместе с трактористом, тракторист погиб.Ну и далее о недопущении, о контроле, короче обычная муть. Складывать- это имеется ввиду, когда прицеп и трактор, если не вытянет трал с грузом на подъем и начинает катиться назад, то трактор, относительно дышла от трала начинает как бы поворачиваться, на пути поворота дышла стоит кабина, но трактор продолжает поворачивать,крутиться, дышлом от трала срезает кабину вместе с трактористом.

- Что скажете, Сергей Витальевич?

- А что скажу, обычное дело, вон смотрите как все устроено, это неизбежно при такой ситуации.

- Как то это можно избежать?

- Нет, говорю, сама конструкция этого устройства не даст ничего придумать.

- А вот если по бокам прикрепить колеса от него,
с каждой стороны по колесу?

- Ну и на что сие будет похоже, я ж ни с одной машиной на дороге не разойдусь. Я засмеялся, так может тогда просто дома сидеть у телевизора и никуда не ездить на нем?

- Да нет, почему, он нам очень нужен с этим седлом, просто я хочу как - то попробовать найти безопасный вариант.

- Да нет его, самый безопасный вариант не буксовать на подъемах и уж тем более не катиться назад, что смерти подобно

- Тогда может вовсе отказаться от этого седла, будь оно неладно в таком случае?

- Так а сам трактор тогда тоже на свалку списывайте сразу.

- Почему, сам трактор - то при чем?

- Ну вы же в курсе, что любая машина может перевернуться?

- Ну да, это неизбежно другой раз, бывает, на то и техника.

- Ну так вот, этот трактор, если ему суждено перевернуться, он переворачивается только вверх колесами, на кабину.

- Ну и что вы этим хотите сказать?

- Да то, что очень много мужиков погибло, расплющило вместе с кабиной. Просто этот вид техники еще бы дорабатывать и дорабатывать в заводских условиях.

Главный стоял как громом пораженный. Мне его даже жаль стало, но что я мог поделать? Лучше уж так, чем что - то обещать и рассусоливать, в результате его обманывая.

Пошел он от меня поникший, видно было, что не совсем ему по душе моя правда, но по другому я просто не мог, обманывать я не люблю. Закончил я установку через три дня, как и рассчитывал. Пришли все смотреть, когда я первый раз выехал на пробную сцепку с тралом, да попробовать проехать по территории. Все прошло отлично, все цеплялось, соединялось, на ходу тоже все нормально работало, тормоза немного слабые были, но подрегулирую потом как надо.

После того как загнал в гараж трактор, опять все меня к ответу потянули. Опять коснулись того документа про аварию. Обещаю не буксовать на подъемах. Что я еще мог им сказать? На все вопросы ответил, успокоились, разошлись по кабинетам. А я остался, сидел в кабине и думал, завтра первый раз на таком монстре, длина трала приличная, да сам трактор не маленький, поеду в рейс. Как - то оно первый раз пройдет?За подъемы я не переживал, если я уж на Т- 150 возил по таким же подъемам и уголь с карьера угольного, и дрова с деляны, то я думаю и тут смогу, все же техника мощнее и проходимее. Ладно, завтра проверимся на подъемах с грузом, что такое этот трал.

Утром пришел на работу пораньше на полчаса, просмотрел технику, проверил все, завел, выгнал на улицу, зацепил трал, все, готов к поездке. Тормоза я вчера подкрутил немного, вроде бы норма, поеду, еще на ходу проверю. Ну вот и все, меня нагрузили, документы на груз получил, вперед, братцы тунеядцы. К первому боле - мене большому подъему подъезжал с любопытством, как - то новая техника себя покажет? Но несмотря ни на что, подъем я проскочил как - то даже лихо, даже и не смотря на 25 тонн груза. Поднялся легко, хоть и лед был по колее, я по тихой промеж колеи и все, поднялся, спуститься тем более прошло нормально, хорошо. На Хаканджу приехал тоже нормально, разгрузили, все хокей и полетел назад, быстрей до дома, меня там ждут.