Найти в Дзене
Культурный Петербург

НАСТОЯЩЕЕ – НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ

О книге А. Гилла «На все четыре стороны»

Один мой знакомый однажды поделился своим самым большим откровением и разочарованием. Он потратил всю жизнь на карьеру, совсем позабыв о наслаждении: «жизнь превратилась в работу, я упустил ее многообразие».

Мне показалось, книга «На все четыре стороны» об этом. О многообразии жизни, о созерцании. Мы усиленно пытаемся обособиться от природного мира: человек умный, человек всемогущий, человек богоподобный. И это так. Но вместе с тем, мы часть этого мира. Природа вокруг нас и внутри нас. Она радуется, грустит, злится. Она удивительная, отвратительная, притягательная. Как мы.

Гилл без прикрас описывает события, которые с ним приключились, потому что они естественны: диарея, вызванная тропическим дождём, болезни Танзании, лицемерный фармацевтический бизнес, культ религии в Вифлееме, красивейшие девушки Исландии, секс. Все это изображено яркими красками, подкреплено фактами и личными предубеждениями.

Удивительно, книгу можно поделить на четыре части: рассказ о юге, востоке, западе и севере. В каждой главе описывается по три страны. На юге – Калахари, Танзания, Эфиопия; на востоке – Израиль, Индия, Япония; на западе – США, Куба, Аргентина; на севере – Исландия, Монако, Шотландия. Повествование строится на противопоставлении: внутри истории о месте слухи и предубеждения людей противостоят реальности через призму восприятия автора, также, мне показалось, страны третьего мира противостоят более развитым странам. Много вопросов, через которые ведётся диалог с читателем, много иронии и резких выражений, очень красивые метафоры. Адриан Гилл не стесняется выругаться. Это одновременно и притягивает, и отталкивает. Книга вызывает эмоции. На каких-то моментах я смеялась, где-то мне хотелось вступить в спор, а что-то меня сильно напугало или вызвало отвращение. В тексте есть сводки об истории страны или места, но фокус все равно останавливается на конкретных эпизодах: Америка ассоциируется у автора со съёмкой порно, Шотландия с домом, а Монако – это гонки, денежные мешки, фальшь. Один из самых ярких эпизодов – рассказ о сонной болезни в Танзании. Это целое расследование о том, кто разрабатывает, поставляет и оплачивает лекарственные препараты для Африки. Это общий ужас, общее игнорирование проблемы.

Уверена, выпуск «На все четыре стороны» породил много дискуссий из-за резкости автора. Одни рассуждения о Хиросиме чего только стоят. Это, на минуточку, 2011 год, представьте, что будет, если подобную книгу выпустят сейчас, в 2021 году. Во время пика феминизма, толерантности, осознанности. Многие люди обозлились и почувствовали себя ущемлёнными. Адриан Гилл ходит по краю, когда говорит о женщинах, даже объективизирует их, подшучивает над активистами, выступающими против использования меха животных в одежде. Женщинам в этом тексте отведено особое место, если убрать или видоизменить некоторые главы, книгу можно спокойно назвать «Топ женщин мира от Адриана Гилла». Хотя это тоже определенный колорит, определенная характеристика страны.

В целом, книга цепляет тем, что она настоящая, о настоящем. Она не преуменьшает и не преувеличивает значение мест, она о жизни, какая она есть. Гилл учит прислушиваться к месту, не избегать туристических маршрутов, но смотреть шире, изучать, вместе с местностью, людей и культуру, поэтому эту книгу можно посоветовать путешественнику. Советы, которые даёт Гилл-журналист другим трэвел-журналистам:

1. Когда берёшь у места интервью, важно не только то, что ты в него включаешь, но и то, что отметаешь;

2. У каждой истории есть ключ – образ, раскрывающий все остальное;

3. Ваша точка зрения важнее всех остальных.

Ксения Винникова

#рецензия на книгу #обзор на книгу #литература #гилл