Сразу же после провозглашения Финляндией независимости, правительством республики был поднят вопрос создания национального военно-морского флота. Его основу составили русские корабли, по различным причинам не сумевшие покинуть порты новоиспечённого государства в 1918 году в связи с угрозой их захвата финскими и германскими войсками. Большей частью это были технически неисправные и устаревшие суда небольшого водоизмещения. В связи с этим, несмотря на значительное количество захваченных боевых единиц, финский флот не играл значительной роли на Балтике.
Начиная с 1919 года на утверждение парламента было представлено несколько кораблестроительных программ. Все они были «замылены» депутатами, потонув в потоке пустых обсуждений. Основной причиной отказа от развития флота было банальное отсутствие денег, даже на минимально необходимое количество кораблей.
Время шло и постепенно к финнам пришло понимание, что флот в существующем виде уже не в состоянии обеспечить обороноспособность страны. На фоне флотов ближайших лимитрофов он выглядел не просто слабым, а откровенно архаичным. На рассмотрение парламента была представлена новая кораблестроительная программа 1927 года. Однако после долгих дебатов и эту программу искромсали, приняв в урезанном виде.
В соответствии с принятой программой основу финского флота должны были составить два однотипных броненосца береговой обороны, опиравшиеся на поддержку нескольких подводных лодок и маломерных катеров. Будущие броненосцы получили названия в честь героев карело-финского эпоса - «Вяйнемяйнен» (в честь вещего рунопевца) и «Ильмаринен» (в честь его брата, бога-кузнеца).
Оглядевшись по округе в поисках достойных предметов подражания, разработчики остановились на датском броненосце «Нильс Юэль» и шведском броненосце «Густав V». В итоге корпус и элементы конструкций были разработаны по мотивам «датчанина», а вооружение примерно соответствовало «шведу».
В то же время, корабли проектировались с учётом действия в шхерных районах, со сложной ледовой обстановкой. Поэтому конструкция броненосцев имела чисто финские ноу-хау. Корпус судна получил «ледокольный» бочкообразный вид, с усилением в районе ватерлинии, и «ледокольные» носовую и кормовую части. Броненосец имел малое водоизмещение, что позволяло пользоваться шхерными фарватерами. Кроме того, впервые в истории, корабль был оснащён дизель-электрической энергетической установкой, обеспечившей ему высокую маневренность в условиях изрезанного побережья и повышенную автономность.
Артиллерия броненосцев должна была обеспечить огневое превосходство над советскими кораблями класса крейсер – канонерская лодка. Основное вооружение было представлено четырьмя 254-мм орудиями, размещёнными в двух башенных установках. Кроме того, считалось, что серьёзными противниками броненосцев станут лёгкие силы и авиация. Поэтому в качестве средней артиллерии на корабле были размещены восемь 105-мм универсальных орудий в четырёх башнях. Однако за малое водоизмещение и тяжёлое артиллерийское вооружение приходилось расплачиваться слабым бронированием. Толщина броневого пояса составляла 55-мм.
В Зимнюю кампанию 1939-40 годов «Вяйнемяйнен» и его брат-близнец «Ильмаринен» составляли флотилию броненосцев. Несмотря на «огневое превосходство» над советскими кораблями, финское командование прекрасно понимало, что первая встреча с противником станет для них последней. Поэтому корабли больше отстаивались во льдах на главной базе финского флота в Турку, периодически совершая короткие рейды к Аландским островам.
Довоенные планы командования Краснознамённого Балтийского флота предусматривали уничтожение финских броненосцев. Однако такое пристальное внимание кораблям было оказано не в силу их «исключительных боевых качеств», а лишь по причине того, что других серьёзных надводных целей просто не было. Охота за броненосцами началась уже с первых дней войны. Несмотря на то, что местонахождение кораблей было обнаружено, целая серия бомбардировок окончилась безрезультатно. Мощная система финской ПВО позволяла проводить бомбометание только с больших высот. Кроме того, на результаты атак сильно влияли низкая подготовка экипажей самолётов и сложные метеоусловия. Использование торпед исключалось из-за наличия льда и сложного рельефа местности в районе стоянок. Сами броненосцы за время короткой кампании смогли записать в свой актив 8 сбитых самолётов.
В 1941 г. немногочисленные силы финского флота оказывали поддержку германским ВМС в ходе военных действий на Балтике. При этом, морская война носила преимущественно минный характер, лишь изредка перетекая операции по обеспечению боевых действий сухопутных войск и рейды в стиле «бей и беги».
В сентябре 1941 г. флотилия финских броненосцев в составе флагмана «Ильмаринен» и «Вяйнесмяйнен» приняла участие в операции «Nordwind», проводимой немцами против частей Красной Армии на острове Даго. Во время выдвижения к западному побережью острова головной «Ильмаринен» подорвался на мине, осел с креном на левый борт, после чего стремительно перевернулся и затонул на глубине 90 метров. Из 403 членов экипажа удалось спастись 132 матросам и 14 офицерам.
Оставшись в одиночестве, головной корабль серии составил основу «Соединения Вяйнемяйнен», действовавшего в шхерах и прибрежных районах Финского залива. Нельзя сказать, что советское командование в период 1941-44 г.г. ставило перед ВВС Балтийского флота жёсткую установку на уничтожение финского броненосца. Задачи ставились и отменялись, в зависимости от ситуации на сухопутных фронтах. При этом, если корабль всё же проявлялся в разведсводках, советские лётчики не упускали возможности нанести удар по врагу.
Однако, на стороне «Вяйнемяйнена» играли хорошая маскировка, сложные метеоусловия, просчёты в планировании ударов, слабое истребительное прикрытие авиационных ударных групп и недостаточная подготовка советских лётчиков. Интересно, что финны подходили к обеспечению безопасности броненосца с большой выдумкой. Одной из советских разведгрупп, заброшенных на территорию Финляндии, удалось обнаружить «Вяйнемяйнен». Когда же на место стоянки были наведены бомбардировщики, на воздух взлетели только брёвна и доски. Оказалось, что разведчики наткнулись на деревянный макет броненосца.
12 июля 1944 г. советская авиаразведка совершенно неожиданно обнаружила «Вяйнемяйнен» на базе Котка. И хотя на фотографиях не просматривались весьма характерные для финского корабля мощные двухорудийные башни, а также массивная мачта, судно было идентифицировано как финский броненосец. В этот же день 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гв. пикировочно-бомбардировочного полка, под прикрытием 24 истребителей Як-9, нанесли по кораблю бомбовый удар. На цель было сброшено 70 бомб ФАБ-500 и ФАБ-100, но ни одного попадания не было зафиксировано.
После налёта авиации броненосец не сменил место базирования, что советское командование восприняло как своеобразный вызов. В этот раз уничтожению «Вяйнемяйнена» придали настолько важное значение, что решили провести специально разработанную операцию, получившую кодовое название «Ураган».
Привлечённые силы авиации были сведены в две ударные и четыре обеспечивающие группы. Всего для уничтожения броненосца привлекли 132 самолёта, из них 26 были предназначены для нанесения удара по «Вяйнемяйнену». Общая бомбовая нагрузка всех бомбардировщиков и штурмовиков составила 38 тонн. Для проведения операции были выделены лучшие силы. Кроме того, пилоты ударных групп несколько дней тренировались в прицельном бомбометании по точечной цели. Командовали группами исключительно командиры авиаполков или их заместители по лётной части.
16 июля 1944 г. в результате скоротечного авиационного налёта «Вяйнемяйнен» был потоплен. Согласно советских отчётов ударная группа Пе-2 добилась четырёх прямых попаданий бомбами ФАБ-250 в цель. Ещё 12 ФАБ разорвались в воде, в непосредственной близости от корабля, засыпав палубу осколками. Топмачтовики вышли уже на повреждённый броненосец. Три ДБ-7 «Бостон» сбросили на корабль 6 ФАБ-1000, две из которых попали в среднюю и кормовую части судна. По броненосцу прокатилась серия взрывов, после чего он медленно затонул. Потери советской авиации составили 1 самолёт сбитым и 4 повреждёнными.
По результатам успешно выполненной боевой задачи, командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц получил «Отчёт по операции уничтожения броненосца береговой обороны Вяйнемяйнен в порту «Котка». Сразу шесть лётчиков были представлены к присвоению звания Герой Советского Союза.
Всё бы ничего, но как только отзвучали победные фанфары и вручили награды, выяснилось, что потопили не «Вяйнемяйнен», а немецкую плавбатарею ПВО «Ниобе» (бывший голландский бронепалубный крейсер «Гельдерланд» 1898 г. постройки). Причину ошибки впоследствии объясняли тем, что «Вяйнемяйнен» и «Ниобе» имели схожие размеры, а других кораблей такого класса у финнов не было. По Балтийскому флоту впоследствии стала гулять байка, о везучем лётчике, которого в 1940 и в 1944 г.г. наградили за потопление финского броненосца, а в 1947 за его обнаружение. Ну а сам «неуловимый» «Вяйнемяйнен» опять растворился в шхерах, став настоящей легендой финского флота.
Примечательно, что за всё время боевых действий с 1939 г. по 1945 г. советская авиация предприняла 61 попытку потопления «Вяйнемяйнена», но так и не смогла добиться успеха. В общей сложности на броненосец было сброшено около 500 тонн бомб, из них ни одна не достигла цели.
Секрет неуязвимости «Вяйнемяйнена» суеверные финские моряки находили в мистической истории, произошедшей незадолго до ввода корабля в эксплуатацию. Промозглой и туманной ночью 3 октября 1932 г. вахтенный Пертуннен увидел вблизи броненосца бледно-голубое мерцание. В ореоле призрачного света к кораблю приближалась лодка, в которой стоял суровый старик с развевающимися на ветру седыми космами. Лодка бесшумно прошла мимо «Вяйнемяйнена» и скрылась в тумане. Поговаривают, что запись о странном происшествии была внесена в вахтенный журнал. И хотя мало кто воспринял её в серьёз (что только не привидится в тумане), многие отмечали, что по описаниям старик сильно смахивал на героя карельского эпоса «Калевала» Вяйнемяйнена, обладавшего необычайной магической силой.
По итогам Второй мировой войны Финляндия, как побеждённая сторона, лишилась права иметь в составе флота броненосцы, подводные лодки и торпедные катера. Все они подлежали продаже или отправке на слом. Броненосец «Вяйнемяйнен» был передан советской стороне в зачёт репараций. 22 апреля 1947 г. корабль был зачислен в списки ВМС СССР под наименованием «Выборг». Броненосец проходил службу на Балтике, длительное время использовался в качестве учебного корабля и плавказармы. В 1966 г. бывший «Вяйнемяйнен» был передан на слом, завершив свой боевой путь.
В продолжение темы "Стальных Монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:
ЛИНКОР "ТИРПИЦ". СБЕРЕЧЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
НЕ ПОЗОРЬТЕ МЕНЯ! КАК МОЖНО НА ЭСМИНЦЕ ТАРАНИТЬ ДРЕДНОУТ!
КРУГОВОРОТ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ОРУДИЙ В ПРИРОДЕ
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ
НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.
Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и оставайтесь на связи.