Найти тему

"Корабль-призрак". Броненосец береговой обороны "Вяйнемяйнен".

Февральская революция в Гельсингфорсе. Художник Печатин. Изображение из открытых источников.
Февральская революция в Гельсингфорсе. Художник Печатин. Изображение из открытых источников.

Сразу же после провозглашения Финляндией независимости, правительством республики был поднят вопрос создания национального военно-морского флота. Его основу составили русские корабли, по различным причинам не сумевшие покинуть порты новоиспечённого государства в 1918 году в связи с угрозой их захвата финскими и германскими войсками. Большей частью это были технически неисправные и устаревшие суда небольшого водоизмещения. В связи с этим, несмотря на значительное количество захваченных боевых единиц, финский флот не играл значительной роли на Балтике.

Начиная с 1919 года на утверждение парламента было представлено несколько кораблестроительных программ. Все они были «замылены» депутатами, потонув в потоке пустых обсуждений. Основной причиной отказа от развития флота было банальное отсутствие денег, даже на минимально необходимое количество кораблей.

Время шло и постепенно к финнам пришло понимание, что флот в существующем виде уже не в состоянии обеспечить обороноспособность страны. На фоне флотов ближайших лимитрофов он выглядел не просто слабым, а откровенно архаичным. На рассмотрение парламента была представлена новая кораблестроительная программа 1927 года. Однако после долгих дебатов и эту программу искромсали, приняв в урезанном виде.

Броненосец береговой обороны "Вяйнемяйнен". Изображение из открытых источников.
Броненосец береговой обороны "Вяйнемяйнен". Изображение из открытых источников.

В соответствии с принятой программой основу финского флота должны были составить два однотипных броненосца береговой обороны, опиравшиеся на поддержку нескольких подводных лодок и маломерных катеров. Будущие броненосцы получили названия в честь героев карело-финского эпоса - «Вяйнемяйнен» (в честь вещего рунопевца) и «Ильмаринен» (в честь его брата, бога-кузнеца).

Оглядевшись по округе в поисках достойных предметов подражания, разработчики остановились на датском броненосце «Нильс Юэль» и шведском броненосце «Густав V». В итоге корпус и элементы конструкций были разработаны по мотивам «датчанина», а вооружение примерно соответствовало «шведу».

В то же время, корабли проектировались с учётом действия в шхерных районах, со сложной ледовой обстановкой. Поэтому конструкция броненосцев имела чисто финские ноу-хау. Корпус судна получил «ледокольный» бочкообразный вид, с усилением в районе ватерлинии, и «ледокольные» носовую и кормовую части. Броненосец имел малое водоизмещение, что позволяло пользоваться шхерными фарватерами. Кроме того, впервые в истории, корабль был оснащён дизель-электрической энергетической установкой, обеспечившей ему высокую маневренность в условиях изрезанного побережья и повышенную автономность.

Образец для подражания. Датский броненосец береговой обороны "Нильс Юэль". Фото из открытых источников.
Образец для подражания. Датский броненосец береговой обороны "Нильс Юэль". Фото из открытых источников.

Артиллерия броненосцев должна была обеспечить огневое превосходство над советскими кораблями класса крейсер – канонерская лодка. Основное вооружение было представлено четырьмя 254-мм орудиями, размещёнными в двух башенных установках. Кроме того, считалось, что серьёзными противниками броненосцев станут лёгкие силы и авиация. Поэтому в качестве средней артиллерии на корабле были размещены восемь 105-мм универсальных орудий в четырёх башнях. Однако за малое водоизмещение и тяжёлое артиллерийское вооружение приходилось расплачиваться слабым бронированием. Толщина броневого пояса составляла 55-мм.

В Зимнюю кампанию 1939-40 годов «Вяйнемяйнен» и его брат-близнец «Ильмаринен» составляли флотилию броненосцев. Несмотря на «огневое превосходство» над советскими кораблями, финское командование прекрасно понимало, что первая встреча с противником станет для них последней. Поэтому корабли больше отстаивались во льдах на главной базе финского флота в Турку, периодически совершая короткие рейды к Аландским островам.

Довоенные планы командования Краснознамённого Балтийского флота предусматривали уничтожение финских броненосцев. Однако такое пристальное внимание кораблям было оказано не в силу их «исключительных боевых качеств», а лишь по причине того, что других серьёзных надводных целей просто не было. Охота за броненосцами началась уже с первых дней войны. Несмотря на то, что местонахождение кораблей было обнаружено, целая серия бомбардировок окончилась безрезультатно. Мощная система финской ПВО позволяла проводить бомбометание только с больших высот. Кроме того, на результаты атак сильно влияли низкая подготовка экипажей самолётов и сложные метеоусловия. Использование торпед исключалось из-за наличия льда и сложного рельефа местности в районе стоянок. Сами броненосцы за время короткой кампании смогли записать в свой актив 8 сбитых самолётов.

Броненосец береговой обороны "Вяйнемяйнен". Фото из открытых источников.
Броненосец береговой обороны "Вяйнемяйнен". Фото из открытых источников.

В 1941 г. немногочисленные силы финского флота оказывали поддержку германским ВМС в ходе военных действий на Балтике. При этом, морская война носила преимущественно минный характер, лишь изредка перетекая операции по обеспечению боевых действий сухопутных войск и рейды в стиле «бей и беги».

В сентябре 1941 г. флотилия финских броненосцев в составе флагмана «Ильмаринен» и «Вяйнесмяйнен» приняла участие в операции «Nordwind», проводимой немцами против частей Красной Армии на острове Даго. Во время выдвижения к западному побережью острова головной «Ильмаринен» подорвался на мине, осел с креном на левый борт, после чего стремительно перевернулся и затонул на глубине 90 метров. Из 403 членов экипажа удалось спастись 132 матросам и 14 офицерам.

Оставшись в одиночестве, головной корабль серии составил основу «Соединения Вяйнемяйнен», действовавшего в шхерах и прибрежных районах Финского залива. Нельзя сказать, что советское командование в период 1941-44 г.г. ставило перед ВВС Балтийского флота жёсткую установку на уничтожение финского броненосца. Задачи ставились и отменялись, в зависимости от ситуации на сухопутных фронтах. При этом, если корабль всё же проявлялся в разведсводках, советские лётчики не упускали возможности нанести удар по врагу.

Маскировка. Броненосец береговой обороны "Вяйнемяйнен". Фото из открытых источников.
Маскировка. Броненосец береговой обороны "Вяйнемяйнен". Фото из открытых источников.

Однако, на стороне «Вяйнемяйнена» играли хорошая маскировка, сложные метеоусловия, просчёты в планировании ударов, слабое истребительное прикрытие авиационных ударных групп и недостаточная подготовка советских лётчиков. Интересно, что финны подходили к обеспечению безопасности броненосца с большой выдумкой. Одной из советских разведгрупп, заброшенных на территорию Финляндии, удалось обнаружить «Вяйнемяйнен». Когда же на место стоянки были наведены бомбардировщики, на воздух взлетели только брёвна и доски. Оказалось, что разведчики наткнулись на деревянный макет броненосца.

12 июля 1944 г. советская авиаразведка совершенно неожиданно обнаружила «Вяйнемяйнен» на базе Котка. И хотя на фотографиях не просматривались весьма характерные для финского корабля мощные двухорудийные башни, а также массивная мачта, судно было идентифицировано как финский броненосец. В этот же день 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гв. пикировочно-бомбардировочного полка, под прикрытием 24 истребителей Як-9, нанесли по кораблю бомбовый удар. На цель было сброшено 70 бомб ФАБ-500 и ФАБ-100, но ни одного попадания не было зафиксировано.

После налёта авиации броненосец не сменил место базирования, что советское командование восприняло как своеобразный вызов. В этот раз уничтожению «Вяйнемяйнена» придали настолько важное значение, что решили провести специально разработанную операцию, получившую кодовое название «Ураган».

Носовая башенная установка броненосца "Вяйнемяйнен". Фото из открытых источников.
Носовая башенная установка броненосца "Вяйнемяйнен". Фото из открытых источников.

Привлечённые силы авиации были сведены в две ударные и четыре обеспечивающие группы. Всего для уничтожения броненосца привлекли 132 самолёта, из них 26 были предназначены для нанесения удара по «Вяйнемяйнену». Общая бомбовая нагрузка всех бомбардировщиков и штурмовиков составила 38 тонн. Для проведения операции были выделены лучшие силы. Кроме того, пилоты ударных групп несколько дней тренировались в прицельном бомбометании по точечной цели. Командовали группами исключительно командиры авиаполков или их заместители по лётной части.

16 июля 1944 г. в результате скоротечного авиационного налёта «Вяйнемяйнен» был потоплен. Согласно советских отчётов ударная группа Пе-2 добилась четырёх прямых попаданий бомбами ФАБ-250 в цель. Ещё 12 ФАБ разорвались в воде, в непосредственной близости от корабля, засыпав палубу осколками. Топмачтовики вышли уже на повреждённый броненосец. Три ДБ-7 «Бостон» сбросили на корабль 6 ФАБ-1000, две из которых попали в среднюю и кормовую части судна. По броненосцу прокатилась серия взрывов, после чего он медленно затонул. Потери советской авиации составили 1 самолёт сбитым и 4 повреждёнными.

По результатам успешно выполненной боевой задачи, командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц получил «Отчёт по операции уничтожения броненосца береговой обороны Вяйнемяйнен в порту «Котка». Сразу шесть лётчиков были представлены к присвоению звания Герой Советского Союза.

Отчёт об уничтожении броненосца "Вяйнемяйнен". Фото из открытых источников.
Отчёт об уничтожении броненосца "Вяйнемяйнен". Фото из открытых источников.

Всё бы ничего, но как только отзвучали победные фанфары и вручили награды, выяснилось, что потопили не «Вяйнемяйнен», а немецкую плавбатарею ПВО «Ниобе» (бывший голландский бронепалубный крейсер «Гельдерланд» 1898 г. постройки). Причину ошибки впоследствии объясняли тем, что «Вяйнемяйнен» и «Ниобе» имели схожие размеры, а других кораблей такого класса у финнов не было. По Балтийскому флоту впоследствии стала гулять байка, о везучем лётчике, которого в 1940 и в 1944 г.г. наградили за потопление финского броненосца, а в 1947 за его обнаружение. Ну а сам «неуловимый» «Вяйнемяйнен» опять растворился в шхерах, став настоящей легендой финского флота.

Примечательно, что за всё время боевых действий с 1939 г. по 1945 г. советская авиация предприняла 61 попытку потопления «Вяйнемяйнена», но так и не смогла добиться успеха. В общей сложности на броненосец было сброшено около 500 тонн бомб, из них ни одна не достигла цели.

Германский крейсер ПВО "Ниобе". Фото из открытых источников.
Германский крейсер ПВО "Ниобе". Фото из открытых источников.

Секрет неуязвимости «Вяйнемяйнена» суеверные финские моряки находили в мистической истории, произошедшей незадолго до ввода корабля в эксплуатацию. Промозглой и туманной ночью 3 октября 1932 г. вахтенный Пертуннен увидел вблизи броненосца бледно-голубое мерцание. В ореоле призрачного света к кораблю приближалась лодка, в которой стоял суровый старик с развевающимися на ветру седыми космами. Лодка бесшумно прошла мимо «Вяйнемяйнена» и скрылась в тумане. Поговаривают, что запись о странном происшествии была внесена в вахтенный журнал. И хотя мало кто воспринял её в серьёз (что только не привидится в тумане), многие отмечали, что по описаниям старик сильно смахивал на героя карельского эпоса «Калевала» Вяйнемяйнена, обладавшего необычайной магической силой.

По итогам Второй мировой войны Финляндия, как побеждённая сторона, лишилась права иметь в составе флота броненосцы, подводные лодки и торпедные катера. Все они подлежали продаже или отправке на слом. Броненосец «Вяйнемяйнен» был передан советской стороне в зачёт репараций. 22 апреля 1947 г. корабль был зачислен в списки ВМС СССР под наименованием «Выборг». Броненосец проходил службу на Балтике, длительное время использовался в качестве учебного корабля и плавказармы. В 1966 г. бывший «Вяйнемяйнен» был передан на слом, завершив свой боевой путь.

В продолжение темы "Стальных Монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:

ЛИНКОР "ТИРПИЦ". СБЕРЕЧЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

НЕ ПОЗОРЬТЕ МЕНЯ! КАК МОЖНО НА ЭСМИНЦЕ ТАРАНИТЬ ДРЕДНОУТ!

КРУГОВОРОТ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ОРУДИЙ В ПРИРОДЕ

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ

НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.

Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и оставайтесь на связи.