Найти тему
Папа в море

Судно "пылесос". Расскажу, что оно из себя представляет и почему его так называют

Оглавление

Часто акватории портов, фарватеры и глубины у причалов искусственно углубляются для прохода крупнотоннажных судов. А что за суда этим занимаются?

На своей практике я встречал такие суда. Например, мы заходили в порт "Лейк Чарльз" в США на своей махине 275 метров и там были места, где было, скажем так опасно проходить по глубине, потому что мы были "тютелька в тютельку", а вот наши коллеги с еще более большей осадкой стояли на рейде и перегружали часть груза на лихтеровозы (Ship to Ship) для уменьшения осадки и увеличения запаса воды под килем (UKC).

Так вот одно из судов-пылесосов как раз углубляло мелководные места в реке на подходах к порту.

Почему суда, углубляющие дно морское называют "Пылесосом"

Конечно это не официальное название и в открытых источниках их "зовут" дноуглубительными. Но среди моряков, чаще можно встретить именно Судно-пылесос! А все потому, что их принцип действия реально напоминает домашний пылесос.

На борту имеется насос, который через специальную трубу, опускаемую на дно, засасывает грунт и скидывает его в отсеки (трюма). После заполнения отсеков, грунт вывозится на специализированные свалки.

Конечно видов дноуглубителей имеется не мало и все зависит от грунта. Если грунт из твердых или скальных пород, тогда конечно ни о каком "пылесосе" и речи быть не может. Для этих целей используются многочерпаковые земснаряды.

-2

Чтобы осуществить выемку грунта, применяют землечерпательные снаряды, обладающие одно- и многочерпаковыми землесосными снарядами.

Землесосный механизм устанавливается на самоходные или же несамоходные судна. Иногда, требуется помощь буксиров и других видов вспомогательных судов.

Другим видом, более старым по принципу своей работы, являются многочерпаковые земснаряды. В наши дни это нерентабельно (а затраты сейчас максимально стараются оптимизировать) и поэтому, используется редко. Но, и сейчас их можно встретить в случае необходимости проведения углубления траншей.

Дноуглубители в России

"Юрий Маслюков" - это современное судно-пылесос, построенное по последним технологиям, поступившее в эксплуатацию в конце 2019г.. В данный момент осуществляет работы по углублению Калининградского мореходного канала. Объем трюма составляет около 2000 м3, а длина почти 85 метров.

Есть еще несколько подобных судов, которые эффективно работают: «Северная Двина», «Белое море», «Кроншлот» и др.

Такие суда очень важны в судоходстве, поскольку именно благодаря им можно увеличить максимальную проходную осадку для торговых судов, тем самым пойдет вверх и товарооборот.

-3

Ведь ввиду ландшафтных особенностей не каждый порт может принять крупные суда, хотя потенциал для этого есть. Углубление дна делает возможным их проход, а следовательно доставку груза в необходимое место, будь то нефть, товары из Китая, или автомобили из Америки, сокращая логистические цепочки.

Иногда кажется, что это очень сложно и приходится выполнять много ненужной работы, но просчитанные риски и выгоды, говорят за себя, раз уж эта практика имеет место быть не первое десятилетие.

А какие интересные вспомогательные суда знаете вы?

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓