- Итак, - начал Мордаунт среди гробового молчания, воцарившегося в этом таинственном доме, - итак, моим первым противником я избираю того из вас, кто, не считая себя достойным носить имя графа де Ла Фер, стал называться Атосом.
Для меня ответ на вопрос-заголовок этой статьи равнозначен вопросу: узнал ли Мордаунт, что Атос был первым мужем Миледи, его матери?
Вот факты:
1) Сцена у трактира, где Мордаунт затем убил лилльского палача:
"— Не лучше ли будет для большей верности спросить его имя и назвать ему ваше? — сказал хозяин.
— Лишняя предосторожность не повредит, — ответил Рауль. — Меня зовут виконт де Бражелон, а его — ГРИМО.
В это время с одной стороны принесли раненого, а с другой подъехал монах".
Мордаунт (монах) мог слышать, КОГО ждет виконт де Бражелон.
2) Сцена, где Мордаунт исповедует лилльского палача и тот ему говорит:
"...Как я вам сказал, она была два раза замужем, и, кажется, один раз в Англии, а второй — во Франции".
Мордаунт мог запомнить ЭТОТ факт.
3) Сцена, когда Арамис хотел убить Мордаунта, а Атос не дал:
"— Сын миледи, — отвечал Атос.
— Монах! — воскликнул Гримо.
Молодой человек услышал эти слова. Можно было подумать, что он хочет броситься вниз, до того он свесился со скалы.
— Да, это я, дядюшка! — крикнул он. — Я, сын миледи! Я, монах! Я, секретарь и друг Кромвеля! И я знаю теперь вас и ваших спутников!
...
Гримо, привставший было, чтобы увидеть результат выстрела, махнул рукой и в отчаянии опустился на скамью.
Молодой человек разразился хохотом.
— А, так это ВЫ! — крикнул он. — Это вы, теперь-то я ВАС ЗНАЮ!"
До этого Мордаунт близко подходил к Атосу и спрашивал его о Мазарини. Атос, а затем и Арамис узнают в нем СЫНА Миледи ПО СХОЖЕСТИ с ней:
"— А, черт возьми! — воскликнул Арамис. — Вы заставляете меня призадуматься. Нет, конечно, дорогой друг, вам не мерещится, и я сам вижу, что вы правы. Этот тонкий впалый рот, эти глаза, которые словно повинуются только рассудку, а не сердцу… Это какой-нибудь ублюдок миледи".
К этому моменту Мордаунт знает, что Гримо ЗНАЛ его как монаха, а теперь сопровождает Атоса и Арамиса, которых Мордаунт теперь хорошо знает в лицо. А выслеживая лорда Винтера еще в Париже, Мордаунт мог узнать и настоящее имя Атоса - граф де Ла Фер. К кому пошёл Винтер сразу после неприятного разговора с Мордаунтом? К графу де Ла Фер, более свое имя не скрывающему. Кто сопровождает лорда Винтера в обратный путь? Пожилой Гримо, по виду не дворянин и молоденький Рауль де Бражелон, ПОХОЖИЙ на графа де Ла Фер, но явно не участник казни Миледи 20 лет назад.
Итак, от палача Мордаунт знает, что у Миледи был муж-француз и что участниками её казни были 4 француза.
К моменту разговора Мордаунта с Кромвелем, когда Мордаунт просит у него отдать ему всех четверых французов, сын Миледи мог сопоставить все вышеизложенные факты, подробности рассказа палача и того самого неприятного разговора с Винтером, где тот обрисовал в ярких красках все деяния Миледи, в том числе её неверность как жены. ЧЬЕЙ ЖЕНЫ? Конечно первого мужа-француза - нельзя быть неверной английскому мужу-покойнику. А когда тот был жив, вопрос о том, что Мордаунт родился не от Винтера-старшего не поднимался. Да и ублюдком дядя племянника не называет. Значит он имеет в виду неверность Миледи первому мужу. ДА КТО ЭТО ТАКОЙ?
Мордаунт простым сопоставлением количества французов -друзей, спасшихся бегством из Ньюкасла, и количества французов, со слов палача принимающих участие в казни Миледи, может прийти к выводу, что он нашёл ВСЕХ.
Будет ли для него сложным догадаться, что муж-француз - один из этих четырёх?
Так кто взял на себя смелость казнить жену по праву мужа?
Д'Артаньян, каким бы умным и хитрым по сравнению с остальными он не казался - отпадает по возрасту - в год заключения первого брака Миледи он был в возрасте Рауля и жениться на девушке лет на 5 старше него не стал бы)
Арамис стоял в одежде священника в трех шагах от Мордаунта на эшафоте. Не те у него замашки, чтобы руководить казнью Миледи, быть тем волевым человеком, который приказал лилльскому палачу исполнить свое ремесло. Священник - он и есть священник - дворянин, младший в роду, не наследник своего отца, на богатство которого могла польститься невеста-Миледи.
Портос? Если в его отношении "дю Валлона, человека обеспеченного, уступающего своих пленников", Мордаунт и мог в какой-то момент допустить женитьбу на своей матери - то по фразе "Сколько церемоний, черт побери, чтобы раздавить эту ехидну!" - и его придётся отвергнуть - он не является ни лидером четвёрки мушкетёров, ни "в тихом омуте черти водятся", волевым человеком. Такой не уйдёт из богатых наследников в мушкетеры, молча терпя лишения. Значит он тоже не был богачом, Портосу уже за сорок, а всё на поручениях у Мазарини...
Так кто же?
Обратим внимание - Мордаунт безошибочно называет Атоса графом де Ла Фер, хотя графом его никто ему не представлял:
"...моим первым противником я избираю того из вас, кто, не считая себя достойным носить имя графа де Ла Фер, стал называться Атосом".
(Атосом при Мордаунте называет друга Д'Артаньян за несколько минут до этой фразы).
Значит Мордаунт явно получил сведения о графе, и в том числе - догадался о том, ПОЧЕМУ Атос не считал некоторое время себя достойным носить имя графа де Ла Фер. Запятнанная фамильная честь. Обладатель титула графа не желает позориться в законном суде и становится инициатором суда самовольного.
Сыну Миледи осталось связать все факты воедино, чтобы понять, что граф де Ла Фер, первый муж Миледи - француз и хозяин (много лет) Гримо - одно и то же лицо. А через имя Гримо - вспомнить о виконте де Бражелоне, ПОХОЖЕМ на графа.
Даже если Мордаунт не вспомнил о том виконте, которого встретил тогда, первый раз - он, Мордаунт, выслеживая Винтера, ВИДЕЛ всех, кто его сопровождал:
"Глава XLIV. Отец и сын
...Через пять минут явился Рауль.
— Виконт, — сказал Атос, — вы проводите милорда до его гостиницы. Никому не позволяйте приближаться к нему в пути.
— О граф, — произнес лорд Винтер, — за кого вы меня принимаете!
— За иностранца, который не знает Парижа, — отвечал Атос, - и которому виконт покажет дорогу.
Лорд Винтер пожал ему руку.
— Гримо, — сказал затем Атос, — ты пойдешь впереди и, смотри, остерегайся монаха.
Гримо вздрогнул, затем кивнул головой и стал спокойно дожидаться отправления в путь, с безмолвным красноречием поглаживая приклад своего мушкета.
— До завтра, граф, — сказал Винтер.
— До завтра, милорд.
Маленький отряд направился к улице Святого Людовика.... Лорд Винтер и Рауль шли рядом и разговаривали. Гримо, согласно приказанию Атоса, шел впереди с факелом в одной руке и мушкетом в другой. Дойдя до гостиницы лорда Винтера, он постучал в дверь кулаком и, когда дверь отворили, молча поклонился милорду.
Назад шли в том же порядке. Проницательный взгляд Гримо не заметил ничего подозрительного, кроме какой-то тени, которая притаилась на углу улицы Генего и набережной. Ему показалось, что он уже раньше заметил этого ночного соглядатая. Гримо бросился к нему, но не успел настигнуть: человек, как тень, скрылся в маленьком переулке, а входить в него Гримо счел неразумным".
И, разумеется, Мордаунт, выслеживая Винтера, узнал, к КОМУ он ходил. Поэтому он и подошел к графу де Ла Фер в Булоньской гавани:
Глава XLVI романа "Двадцать лет спустя"
"Увидя их, он уже не спускал с них глаз и, видимо, горел желанием заговорить с ними"- ДО того, как прозвучало имя Винтера.
Итак, к разговору с Кромвелем Мордаунт знает или догадался, почему граф де Ла Фер, первый муж Миледи не считал себя достойным своего знатного титула.
Чтобы понять дальнейший ход мыслей и чувств Мордаунта - видимо надо быть мужчиной.
Этот самый граф де Ла Фер отказал ей с точки зрения Мордаунта в несоизмеримо большем, чем дядя Винтер отказал ему, Мордаунту.
Он отказал Миледи не только в титуле, положении в высшем обществе и содержании, соответствующем этому положению.
Атос отказал матери Мордаунта в ЛЮБВИ и казнил ее.
(За что казнил - Мордаунт может и не задумываться, сыновняя любовь слепа).
И нашел какую-то другую даму, от связи с которой появился виконт де Бражелон.
И воспитывает этого виконта дворянином, своим наследником.
Все это может вызвать ТАКУЮ ненависть Мордаунта к графу де Ла Фер, что он может приписать ЭТУ ненависть и своей матери:
"- О… моя мать! - воскликнул Мордаунт с горящим взглядом и с выражением ненависти, которое невозможно описать. - Я могу принести тебе в жертву лишь одного, но зато это будет тот, которого выбрала бы ты".
А вот почему Атос ОДИН из всех мушкетеров относится к Мордаунту, сыну Миледи, НЕЙТРАЛЬНО, можно прочитать здесь: