Найти тему

С Вермеером что-то не так?

Раз уж в первой публикации я вскользь упомянула Вермеера, самое время поделиться моим небольшим текстом о недавней поразительной реставрации картины великого нидерландца "Девушка, читающая письмо у окна", которая хранится в Дрездене. Эта заметка была написана для телеграм-канала "Почему? Зачем? Как?".

Не так давно в старом добром мире шедевров произошли большие перемены. Они были связаны с именем Йоханнеса Вермеера, "золотого" голландца, чьи работы сложно не любить (не в последнюю очередь благодаря мягкому колориту и вполне близким современному человеку оптическим эффектам). После реставрации полотно "Девушка, читающая письмо у окна" (ок. 1657-1659) из собрания Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене предстало радикально измененным: теперь прежде практически отсутствовавший второй план дополнен большим изображением Купидона. Стоит ли говорить, что многие (в Телеграме в том числе) выразили сомнение, что подобная "красочная суматоха" и "мельтешение" никак не могут быть свойственными Вермееру. Мол, кто вообще решил, что эта запись не авторская, и так далее.

Что ж, могу этих местных экспертов разочаровать – решение об удалении красочного слоя было принято в ходе вдумчивой реставрации, длящейся с 2017 года и с использованием самых инновационных методов. Купидона и привычную однотонную поверхность разделял слой загрязнений, который был на несколько десятилетий старше красочного слоя поверх него. То есть сам Вермеер никак не мог сделать это самостоятельно. Запись действительно относится скорее к XVIII веку.

Что же до "минимализма", вроде бы свойственного мастеру и так любимого современной популярной культурой, придется признать, что это скорее желаемое, нежели действительное. В Голландии в эпоху расцвета вряд ли можно ожидать что-то подобное. Более того, если посмотреть на другие работы художника с похожим сюжетом и/или композицией, становится ясно - картина на стене вполне ожидаема. И оправдана - изображение на ней расшифровывает бытовую сцену и подсказывает зрителю, о чем идет разговор или что написано в письме.

Вот несколько полотен авторства Яна Вермеера:

На каждом из них фоном для будничной сценки служит висящая на стене картина или карта, сообщающая происходящему необходимый контекст. Иначе как зритель поймет, что на последней в галерее выше картине изображено именно любовное письмо, как не по предметам-символам, разбросанным в пространстве?

Таковы мои соображения. Как вам кажется, была ли громкая реставрация ошибкой или долгожданным возвращением к авторскому замыслу?

Дайте знать, если сам сюжет чтения письма в голландской живописи вызывает у вас интерес. Есть у меня на примете одна замечательная научная статья, о которой с удовольствием могу рассказать💫

***

Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

#ян вермеер #реставрация #голландская живопись #галерея старых мастеров #история искусства