Найти тему
Полина Баженова

Буллинг в школах

«В самой жестокой травле гораздо больше глупости, чем злобы»- Мари-Од Мюрай

В нашем классе был мальчик, с которым никто не дружил. Нет, он не был каким-то особенным, внешне ничем не выделялся на фоне остальных. Имел тихий, спокойный характер. Не был зазнавшимся ботаном или отбитым хулиганом. Временами, конечно, он был немного пуглив в силу своего характера, но всегда вежливо общался с людьми, не грубил, не кричал. На переменах стоял подальше от всех, смотрел в пол. Одним его «преимуществом» было то, что в кабинете у него была своя собственная парта. Правда она была в самом конце, на самом последнем ряду, что называется «для неудачников». Парни не жали ему руку, не звали на футбол, могли спрятать пакет от сменки. Девочки дружно хихикали, но в целом были равнодушны. Его как будто не существовало. Появлялся он только тогда, когда на ком-то надо было отыграться. Детская злость не знает границ. И чаще всего она перерастает в буллинг, который может травмировать, искалечить жизнь ребенка. Узнали ли вы в этом мальчике своих знакомых, одноклассников или может быть даже себя?

Буллинг - это постоянные намеренные негативные действия на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей. И в наше время - это действительно стало проблемой.

Данная проблема является типичной для нашего времени. Буллинг – это, не просто новомодное слово, которое совсем недавно появилось в статьях и слышится с экранов телевизора. Это тревожное явление- травить ребенка в школе, которое стало обыденностью. Психологическое насилие в школах возрастает с каждым днем. И цель такого издевательства – это подавить индивидуальность другого ребенка. Буллинг постепенно перерастает в моббинг - это коллективная травля, в которой участвует несколько последователей. Еще один вид буллинга-это кибербуллинг. Кибербуллинг - это интернет-травля. Ребенок, вернувшийся со школы, сталкивается с давлением не только в реальной жизни, но и в социальных сетях.

По данным западных источников, 50 процентов детей до 14 лет подвергаются школьной травле. По мере взросления, распространенность явления снижается. Что касаемо российских исследований, то также было выявлено, что буллинг-это массовое явление. 22 процента мальчиков и 21 процент девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны сверстников. У школьников в возрасте 15 лет данные значительно ниже - 13 и 12 процентов соответственно. В России данное явление распространяется намного быстрее, чем в странах Запада. В наше время сложно найти взрослого человека, который ни разу не подвергался дискриминации даже в маленьком количестве.

Буллинг деформирует личность как жертвы, так и преследователей.

Не стоит недооценивать опасность этого явления. Равнодушие учителей, родителей, сверстников, психологов, властей, общества только губительнее влияет на сложившуюся ситуацию. Некоторые родители даже поддерживают инициаторов буллинга своих детей, говоря фразы в стиле: «Ну получил один раз по затылку, ничего страшного, это жизнь, вот тебе настоящие трудности, с которыми ты обязан справляться». Однако все серьезнее, чем кажется, ведь финальным исходом может стать попытка суицида жертвы или намеренное убийство/ нанесение вреда здоровью своим обидчикам. Много ли вы знаете действительно резонансных дел, которые привлекли внимание всей страны? Ведь их намного больше, чем транслируют на экранах. Практически в каждом классе каждой школы есть «тот самый мальчик» или «эта странная девочка». Все инциденты остаются в тени. И несмотря на то, что буллинг в основном не ведет к криминальным последствиям, он во многом влияет на деформацию личности. Для инициаторов это тоже не проходит бесследно. Агрессивная модель поведения, которая остается безнаказанной и незамеченной может проявиться намного позже в других условиях и по другим поводам. Возрастает масштаб агрессии и ее последствия, ведь все рано или поздно проявится и будет замечено.

Недавний случай: «В Подмосковной школе ученики 1-го класса загнобили и избили своего одноклассника ради ролика в ТикТоке. Когда это видео показали маме избитого ученика, она сразу же обратилась в Следственный комитет с заявлением. СК начал проверку. Будут выяснять, где в это время находилась преподавательница».

Никто не застрахован от этого. На месте данного ребенка могли быть вы, ваши дети, ваши внуки, ваши братья и сестры. Один подобный случай может запросто сломать психику и жизнь маленькому, незащищенному ребенку. Одно оскорбительное слово может стать причиной для слез. Дети любят оправдывать свою злость следующей фразой: «он сам виноват». Взрослые защищают немного по-другому: «это же дети, они просто играют». Нет, так это не работает. Специалисты считают, что одной из ключевых фигур в работе с ситуациями буллинга в детском коллективе, является учитель. Он представляет ролевую модель для учеников, а его реакция на проявление травли влияет на поведение школьников и их доверие ко взрослым в ситуациях, когда их обижают. Но что делают преподаватели? Закрывают глаза, остаются равнодушными к проблемам в коллективе, игнорируют. Разве это правильно? Держите в голове ту мысль, что сегодня вы смеетесь над человеком, а завтра- кто-то другой может смеяться над вами.

Мы считаем, что это очень серьезная проблема в нашем мире. Дети не любят тех, кто от них отличается. Все, кто будут отличаться от этой «среднести», может оказаться в зоне риска. Думаем, что каждый из вас слышал историю про «Колумбайн». Это слово стало почти официальным синонимом расправы с одноклассниками и учителями. Вооруженное нападение в пермской школе почти сразу же окрестили «пермским Колумбайном». Это история о нападении двух 16-летних подростков на учительницу и десятилетних школьников в пермской школе №127. Подростковая агрессия существовала всегда, просто по-разному проявлялась. И данные инциденты являются следствием непонимания, издевательств, насмешек со стороны, создавая в жертвах буллинга неимоверную агрессию. Как известно, агрессия порождает агрессию. Школьное насилие буквально ломает личность жертвы, а последствия этого сказываются не только на психике, но и на здоровье. Данные подтверждают, что жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. В каждом учебном заведении должен быть психолог, который будет отслеживать детские коллективы и искоренять любые, даже едва заметные признаки издевательств одних детей над другими.

«Все началось в классе 6. Я с детства склонна к полноте, но будучи ребенком не особо задумывалась над этим до определенного момента. Нас повели в столовую, и моя подруга, которая не любила борщ, предложила мне его доесть, а я не отказалась. Тогда мальчик, сидевший напротив нас, сказал примерно следующее: «Куда тебе есть? Скоро на стул помещаться не будешь». На секунду тишина. А затем громкий, звонкий детский смех со всех сторон. Шутка понравилась всем, кроме меня. Я не дала отпор, и во мне моментально вычислили «ту самую девочку, над которой смеется вся школа». Родители воспринимали это как детскую шалость, учителя просто игнорировали. И мы выросли, но агрессия по отношению ко мне осталась и стала только жестче. Меня в глаза называли «жирной», «свиньей», «Аня центнер» и тому подобные высказывания. В какой-то момент мне захотелось умереть, но я этого не сделала. «Даже умереть не можешь, вправду свинья»- подумала я о себе на тот момент. Каждый день я приходила домой в слезах, у меня не было не единой поддержки вокруг. Но за лето перед 9 классом я очень похудела, и обидные высказывания крайне редко летели в мою сторону. По окончанию ОГЭ я ушла. И в колледже начала новую жизнь. Школьные времена вспоминаю с ужасом, и очень жалею, что тема буллинга так редко поднимается». Такую историю рассказала нам Анна из города Тверь. Естественно, подобных историй миллион и даже больше. Попытайтесь вспомнить: были ли вы наблюдателем травли? Что вы сделали? Как реагировали? А теперь подключите фантазию и представьте, что чувствует ребенок, подвергавшийся издевательствам с 6 класса. И у вас все сразу встанет на места.

Как эффективно бороться с буллингом?

Если вас травят в школе, обзывают, портят ваши вещи и одежду, в первую очередь вы должны рассказать об этом старшему поколению, начиная от учителей и заканчивая родителями. Попросить помощь, в которой вы действительно нуждаетесь – это не странно и не стыдно, таким образом вы защищаете себя и свои личностные границы.

Не стоит бояться, что будет хуже, если о травле кто-то узнает. Намного хуже будет отмолчаться, когда проблема никуда не исчезнет и будет только набирать оборот. Всегда найдется тот, кто сильнее вас и сможет вам эффективно помочь.

Что касаемо кибербуллинга. Не удаляйте переписки, голосовые сообщения, видео - все это настоящее доказательство в том, что все издевательства реальны, и существуют не только в реальной жизни, но и просачиваются в социальные сети.

Как вести себя родителям?

  1. Самая главная задача родителя в этом всем – снять с ребенка чувство вины. Как указывалось раннее, жертвой буллинга может стать абсолютно любой человек, а зона риска достаточно обширная.

2. Дайте ребенку понять, что вы на его стороне и готовы ему помочь, защищать и оберегать. Поддержите его и успокойте. Ребенок должен почувствовать себя в безопасности

3. Поговорите. Попытайтесь в ласковой манере узнать о всей ситуации более-подробно. Затем разъясните дальнейшие действия и линию поведения.

4. Помогите ребенку стать увереннее в себе и научите противостоять обидчикам

5. Обязательно поговорите с учителем и школьным психологом, с родителями обидчика. Если вариант мирного разрешения не удается, прибегните к переводу из одного учебного заведения в другое. Но это на совсем крайний случай.

6. Задача родителей не просто защитить, но и научить ребенка правильному, здоровому общению с окружающими. И хоть в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся со злостью и жестокостью, дети должны учиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции со стороны товарищей, не бояться посвящать в свои проблемы взрослых.

В заключение, мы хотели обратиться.

Уважаемые учителя и школьные психологи! Вы не должны закрывать глаза на жестокое поведение подростков и их агрессивный настрой. Умение отслеживать состояние в коллективе- ваша работа. Вы должны обращать внимание на формирование группировок в классе из разряда «изгоев» и «белых ворон». Вам не обязательно лезть в личную жизнь ребят, но пресекать насилие и защищать слабых вы обязаны. Организовывайте мероприятия по сплочению коллектива, совместные походы и экскурсии. Не оставайтесь равнодушными!

Дорогие родители! Расскажите своим детям о таком явлении как буллинг и как с ним бороться. Объясните, что обратиться ко взрослому человеку не равно слабость, а именуется как мудрое решение.

Дети! Вы только познаете эту жизнь. В ней достаточно плохого и хорошего. Но вам надо научиться быть сильнее зла, давать отпор, не теряя собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет ценить и уважать вас, а также делайте это в ответ.