Многие преодолевают расстояние в 117 километров от Калининграда до Советска с единственной целью – посмотреть на мост королевы Луизы на границе России и Литвы. История этого моста также интересна, как и его внешний вид. Давайте в ней разберемся, а потом приедем к мосту и посмотрим на него своими глазами
Строительство
Первый мост на этом месте через реку #неман появился после Семилетней войны в 1767 году. Это был помповый мост, который имел низкую пропускную способность. В добавок во время войн его часто разрушали.
К концу XIX века #Тильзит настолько разросся, что помповый #мост перестал справляться с трафиком. Поэтому в 1904 году началось строительство каменного моста.
Оба берега принадлежало Пруссии, поэтому никакой пограничной зоны здесь не было. Можно было с размахом тратить деньги налогоплательщиков.
Так родился этот красивый мост с порталом, напоминающим триумфальную арку. Мосту дали имя "королевы Луизы" – это супруга короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, которую почитали во всей стране. Именно барельеф с ее лицом изображен на южном портале.
Понадобилось всего 3 года, чтобы завершить стройку, и в 1907 году состоялось торжественное открытие
Особенность конструкции
Традиционно для тех лет мост оборудовали подъемным механизмом для пропуска крупных судов.
А с 1914 года запустили тильзитский трамвай. Мост стал одним из самых современных во всей империи с возможностью пропускать не только всевозможный транспорт, но и людей
Мост быстро набрал популярность и стал главным символом города. Его образ использовался на открытках, почтовых марках и монетах.
Появление границы
После Первой Мировой войны мост стал впервые пограничным, потому что территория за Неманом стала под контролем Литвы и под защитой войск Франции и Великобритании.
Отмена границы
С приходом к власти Гитлера он занялся возвратом территорий, потерянных на Первой Мировой. Так после ультиматума Литве в 1939 году – Литва вывела свои войска из Мемельского края, и край снова вошёл в состав Германии. При этом союзники Литвы в лице Франции и Великобритании – никак за прибалтийскую республику не заступились
Пограничные пункты с моста убрали, а северный и южный порталы забрендировали немецкой символикой
Взрыв моста
После того как Советские войска перешли в наступление в ВОВ. 22 октября 1944 года инженерные части вермахта взорвали мост, чтобы задержать продвижение советской армии. Были уничтожены пролёты моста и северный портал. Мост навсегда потерял свой оригинальный облик 1914 года
Восстановление моста
В 1947 году начались восстановительные работы. Поначалу все пролеты сделали деревянными, а в 1965 их заменили на железобетонные.
Северный портал восстанавливать не стали, а на Южном демонтировали барильеф с королевой Луизой, установив на его месте герб СССР. Также поменяли дату с 1907 на 1947.
Новая власть Тильзита решила не восстанавливать трамвайную сеть в городе, так как посчитали, что автобусы намного эффективнее. Поэтому восстановленный мост также лишился трамвайных путей.
Возвращение пограничных пунктов
С распадом СССР на мост снова вернулись пограничные пункты, которые сохраняются и по сегодняшний день. На этот раз на середине моста проходит граница между Литвой и Россией.
В 1995 году начались работы по реставрации. Герб СССР демонтировали. На его место вернули королеву Луизу. А подъемный механизм был заварен. Теперь мост лишился функции пропуска крупных судов.
Мы приехали в #советск , чтобы своими глазами посмотреть на #мост королевы луизы
Хоть он не без арок и северного портала не такой симпатичный, но южный портал по прежнему восхищает своим видом
На другой стороне хорошо просматривается флаг Литвы и Евросоюза
А наша приграничная зона находится на реставрации
Литва настолько близко, что хорошо видны не только дома, но и рыбаки. Мы получили незабываемое удовольствие от прогулки на набережной у моста.
Подписывайтесь на канал и хештег #manikol.путешествия чтобы не пропустить новые статьи об интересных местах нашей необъятной страны
Еще статьи от автора: