Интервью — классный контент, который нравится пользователям. Всегда интересно узнать, о чем думает другой человек, а если это публичная личность или профи в какой-то области, то интерес к такому материалу лишь возрастет.
Только вот многие ошибочно думают, что интервью очень просто написать. Выбрал себе гостя, позадавал несколько вопросов, оформил его ответы, вот тебе готовый материал. А если это знаменитость, то и стараться не надо — и так прочтут.
Человек, который придерживается такого мнения, упадет в бездну негатива и позора, которую ему любезно подготовит его же аудитория. Чтобы написать хорошее интервью тебе необязательно быть профи в журналистике, важно знать несколько основ. Давай же разберем, как правильно работать в этом жанре, чтобы не стать его очередной жертвой.
Шаг 1 или Цели решают все
Первые вопросы ты должен задать не гостю, а самому себе. От того, насколько ясны цели интервью зависит твой дальнейший успех.
- У кого ты хочешь взять интервью?
Выбор гостя — очень серьезная тема. Он необязательно должен быть известным или иметь насыщенную событиями жизнь. Иногда беседе с простым человеком выйдет намного интереснее. Самое главное — построение беседы и вопросы.
Сомневаешься в моих словах? Тогда держи пример. YouTube-канал ЖИЗА имеет более 1 млн. подписчиков. Популярным он стал из-за своих интервью, где гостями выступают обычные, неизвестные миру люди.
- Зачем ты хочешь взять интервью?
Ты не можешь просто задавать вопросы гостю, не поставив перед собой четкой цели. Нельзя же просто брать интервью ради контента. Поверь, так ничего хорошего не выйдет.
Причины могут быть различными: освещение социальной проблемы, знакомство читателей с личностью человека или интервью, как отсылка к новому проекту.
- Будет ли интересен материал твоей аудитории? / Для какой аудитории этот материал?
С этим пунктом все намного проще. Нет смысла брать интервью с автомехаником для сайта, посвященного кулинарии. Может быть найдется несколько кулинаров, которые заинтересуются материалом, но большинство просто пройдет мимо. Если ты очень хочешь пообщаться с автомехаником, то предоставь свое интервью газетам, сайтам или же группам в соц. сетях, посвящённым этой теме.
Важно: ты должен быть заинтересован в том, у кого берёшь интервью. Подобный интерес улучшит твой материал: ты будешь более активным, живым в беседе; будешь цепляться за каждое слово гостя и узнавать куда больше информации.
Шаг 2 или Расставим все точки над i
Итак, с целями ты уже определился, теперь нужно разобраться в некоторых нюансах. Для начала определи тип интервью. Исходя из этого будет меняться его структура и вопросы. Есть 5 типов интервью:
Информационное интервью. Цель — сообщить аудитории сведения, полученные от нашего гостя, никак не пытаясь их комментировать; в ответах акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда?
Оперативное интервью. Это разновидность информационного интервью, только в еще более сжатом варианте.
Блиц-опрос. Интервью состоит из ответов на короткие вопросы без подготовки и долгого раздумывания.
Интервью-расследование. Цель интервью — глубоко изучить какое-либо событие или проблему.
Интервью-портрет. Цель — раскрытие личности собеседника.
Интервью-беседа. Интервью, в котором и тебя, и твоего гостя будет поровну.
Определим формат интервью — здесь все намного проще. Это может быть текст, аудио или видео. После выбора формата нужно будет решить проблему с оборудованием (если аудио, то качественный микрофон, если видео, то, как минимум, камера, свет и желательно офис или арендованное помещение).
Важно: выбирайте типы и формат интервью ориентируясь на свою аудиторию и площадку размещения.
Шаг 3 или Место встречи изменить нельзя
Прежде чем идти дальше нужно договориться с героем интервью. Если ты не знаком с ним лично, то лучше всего связаться через e-mail или WhatsApp. В письме укажи тип и формат интервью, чтобы гость сразу понимал, на что он идет. Дополнительные контактные данные будут лишь плюсом: и доверие повысят, и дадут возможность выбрать комфортный способ связи.
Место встречи должно быть удобным для вас обоих. Это может быть офис, тихое кафе, арендуемое помещение или даже дом. Иногда тебе придется идти на уступки гостю, ведь зачастую ему это интервью и не нужно.
Шаг 4 или Изучи героя вдоль и поперек
Ты должен узнать гостя еще до того, как вы встретитесь. Вот основные пункты, по которым нужно пройтись:
Биография. Не стоит искать его семейное дерево или же школу, в которую он перешел в пятом классе. Просто изучи основные аспекты и выдели то, что считаешь важным и интересным, чтобы не забыть затронуть это в интервью.
Официальный сайт или страничка в соц. сетях. Если ты будешь общаться с представителем компании или даже самозанятым лицом (сегодня и у фрилансеров есть свои сайты), то ознакомься с его деятельностью на официальном источнике.
Последние новости. Это нужно для того, чтобы быть в курсе последних изменений в жизни гостя. Так ты и вопросы более интересные составишь, и не опозоришься перед ним (например, если спросишь, как дела у его жены, с которой он развелся со скандалом).
Интервью последних лет. Необязательно копаться в материалах за последние 10 лет, цепляясь за каждое его слово. Просто понаблюдай, какие вопросы уже освещались недавно или выдели темы, которые не раскрылись в недавних интервью.
Если ты отправляешься на встречу с экспертом, то важно подготовиться к конкретной теме. Просмотри основные термины в его профессии или же споры, которые ведутся сейчас. Благодаря этому ты не только будешь понимать его, но и сможешь поддерживать разговор.
Важно: изучи его личную страничку — узнай его интересы, жизненные ценности. Поверь, эта информация тебе пригодится.
Шаг 5 или Так много вопросов
Прежде чем перейти к составлению вопросов внимательно изучи вид интервью, на котором ты остановился. В идеале почитать/посмотреть/послушать другие интервью, чтобы ты понимал фронт работы.
Есть несколько общих правил для составления вопросов:
- В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы;
- Дальше идут основные вопросы, которыми можно расшевелить своего собеседника;
- В конец идет самое сладкое — жесткие, неприятные вопросы. Если ты поставишь их в начало, то ваш разговор может и вовсе не сложиться;
Важно: избегай закрытых вопросов, т.е. тех, на которые можно ответить да или нет.
Шаг 6 или Судьбоносная встреча
Интервью — это история про героя, а не про журналиста. Если ты не выбрал такой вид интервью как беседа, то твоих слов должно быть в 3-4 раза меньше, чем гостя.
Первым делом при личной встрече нужно определить стиль обращения. Обрати внимание на возраст и социальный статус своего гостя. Если твой собеседник старше, то лучше обращайся к нему по имени, отчеству и на «вы». Если же собеседник молод, но не предложил перейти на обращение по имени, то это можешь сделать и ты. Подобное действие, возможно, разрушит барьер в начале разговора.
Первые четыре минуты беседы определяют весь последующий разговор. Самый лучший вариант — поговорить о том, что входит в сферу интересов твоего гостя и доставляет ему удовольствие (не зря же ты изучал его страничку в 4 шаге). После этого можешь переходить к основным вопросам.
Затягивать диалог не стоит, длительность беседы для печатного интервью 40-80 минут. В конце разговора обязательно поблагодари собеседника за интервью и предупреди о возможных вопросах. Также нужно поинтересоваться, не хочет ли он добавить что-нибудь к сказанному.
Шаг 7 или 9 кругов правок
А сейчас предстоит самая рутинная работа. Просто записать услышанный разговор — это не интервью. Тебе необходимо проделать большую работу:
- Избавить текст от мусора, но не потерять стиль общения своего гостя. Т.е. ты должен убрать лишние повторения, переформулировать непонятые фразы, чтобы текст звучал;
- Вычеркнуть из текста ненужные вопросы, которые не несут полезной информации. Расставание с кропотливо собранным материалом – тяжелый, но необходимый процесс;
- Внимательно проверить текст на ошибки (можешь для надежности воспользоваться несколькими онлайн-сервисами проверки);
- Напиши мощный заголовок, который привлечет внимание читателей. Если в интервью есть сильная или провокационная фраза, то вынеси ее в название интервью;
- Не забудь о первом абзаце. В нем ты должен познакомить своего читателя с гостем;
- Забудь о статье на пару дней. Когда кажется, что текст готов, дай ему отлежаться. После повторного просмотра ты поймешь, что был далеко от идеала и начнёшь этот шаг с самого начала;
- Обязательно согласуй свое интервью с гостем, чтобы избежать серьезных скандалов.
Теперь ты знаком со всеми основами подготовки интервью и не упадешь в бездну негатива и позора, по крайней мере, в этих шагах